6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Вещество вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок. Кровь

Обобщающий урок-игра по теме «Кровь. Кровеносная система. Иммунитет»

Разделы: Биология

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе и функциях крови, строении кровеносной системы и значении иммунитета.

Развивающие: развивать умение применять полученные знания на практике при оказании первой медицинской помощи при всех видах кровотечения;

Воспитательные: вести пропаганду здорового образа жизни; отметить отрицательное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на работу органов кровообращения.

Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага для проведения терминологического диктанта; карточки с цифровой информацией; карточки с текстами заданий; вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания первой медицинской помощи.

Класс делится на 4 команды, каждая из которых заранее придумывает для себя название. В начале урока учащиеся выбирают цветные фишки (каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов). Конкурсы оценивает жюри.

I. Организационный момент.

Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.

II. Проверка знаний учащихся. (Проводится в виде игр-конкурсов – см. Приложения к уроку.)

III. Подведение итогов урока.

1. Выставление оценок за терминологический конкурс (см. в Приложении к уроку конкурс “Термины”).

2. Оценки за участие в конкурсах.

3. Общие итоги и выводы.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к уроку по теме “Кровь. Кровеносная система. Иммунитет”.

Конкурс “Термины”

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (учитель читает определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды.

Задания:

  • Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
  • Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения)
  • Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс)
  • Группа крови универсального донора. (1 или 00)
  • Жидкая часть крови. (Плазма)
  • Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин)
  • Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены)
  • Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина)
  • Белые кровяные клетки. (Лейкоциты)
  • Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет)
  • Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор)
  • Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело)
  • Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная)
  • Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение)
  • Самый крупный сосуд. (Аорта)
  • Красные кровяные клетки. (Эритроциты)
  • Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз).
  • Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная)
  • Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови. (Гемофилия)
  • Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения)
  • Конкурс “О чем говорят эти цифры”

    Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

    Задания:

      90% (количество воды в крови).
    1. 300 г (масса сердца).
    2. 60-80 раз/мин (количество сердечных сокращений).
    3. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
    4. 0.9% (количество NaCl в крови).
    5. 0.8 с (длительность сердечного цикла).
    6. 5 млн/мм 3 (количество эритроцитов).
    7. 0.5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
    8. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
    9. 2.5 см (диаметр аорты).
    10. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).
    11. 6-9 тыс/мм 3 (количество лейкоцитов).

    Конкурс “Найди ошибку”

    Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

    Тексты к конкурсу “Найди ошибку”

    Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм 3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И. Мечников).

    Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм 3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

    3. Лимфатическая система.

    Лимфатическая система – дополнительная картериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

    Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат,обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

    Конкурс “Приём в травмпункте”

    Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать первую медицинскую помощь “пострадавшему” (задания выбирают жеребьевкой).

    1. У пострадавшего сильное кровотечение на левом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови алый.

    Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1.5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в больницу.

    2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

    Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз/мин.

    Читать еще:  Комплексный анализ на аминокислоты. Аминокислоты в организме

    3. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

    Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или “шапочку”. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

    4. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

    Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

    Конкурс “Сообщения”

    Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин.).

    Темы сообщений.

      Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.
    1. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.
    2. Значение физических упражнений для укрепления ССС.
    3. Зачем нужны прививки?

    Обобщающий урок-игра по теме «Кровь. Кровеносная система. Иммунитет»

    Разделы: Биология

    Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе и функциях крови, строении кровеносной системы и значении иммунитета.

    Развивающие: развивать умение применять полученные знания на практике при оказании первой медицинской помощи при всех видах кровотечения;

    Воспитательные: вести пропаганду здорового образа жизни; отметить отрицательное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на работу органов кровообращения.

    Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага для проведения терминологического диктанта; карточки с цифровой информацией; карточки с текстами заданий; вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания первой медицинской помощи.

    Класс делится на 4 команды, каждая из которых заранее придумывает для себя название. В начале урока учащиеся выбирают цветные фишки (каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов). Конкурсы оценивает жюри.

    I. Организационный момент.

    Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.

    II. Проверка знаний учащихся. (Проводится в виде игр-конкурсов – см. Приложения к уроку.)

    III. Подведение итогов урока.

    1. Выставление оценок за терминологический конкурс (см. в Приложении к уроку конкурс “Термины”).

    2. Оценки за участие в конкурсах.

    3. Общие итоги и выводы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    к уроку по теме “Кровь. Кровеносная система. Иммунитет”.

    Конкурс “Термины”

    Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (учитель читает определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды.

    Задания:

  • Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
  • Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения)
  • Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс)
  • Группа крови универсального донора. (1 или 00)
  • Жидкая часть крови. (Плазма)
  • Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин)
  • Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены)
  • Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина)
  • Белые кровяные клетки. (Лейкоциты)
  • Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет)
  • Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор)
  • Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело)
  • Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная)
  • Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение)
  • Самый крупный сосуд. (Аорта)
  • Красные кровяные клетки. (Эритроциты)
  • Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз).
  • Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная)
  • Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови. (Гемофилия)
  • Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения)
  • Конкурс “О чем говорят эти цифры”

    Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

    Задания:

      90% (количество воды в крови).
    1. 300 г (масса сердца).
    2. 60-80 раз/мин (количество сердечных сокращений).
    3. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
    4. 0.9% (количество NaCl в крови).
    5. 0.8 с (длительность сердечного цикла).
    6. 5 млн/мм 3 (количество эритроцитов).
    7. 0.5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
    8. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
    9. 2.5 см (диаметр аорты).
    10. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).
    11. 6-9 тыс/мм 3 (количество лейкоцитов).

    Конкурс “Найди ошибку”

    Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

    Тексты к конкурсу “Найди ошибку”

    Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм 3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И. Мечников).

    Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм 3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

    3. Лимфатическая система.

    Лимфатическая система – дополнительная картериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

    Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат,обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

    Конкурс “Приём в травмпункте”

    Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать первую медицинскую помощь “пострадавшему” (задания выбирают жеребьевкой).

    1. У пострадавшего сильное кровотечение на левом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови алый.

    Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1.5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в больницу.

    2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

    Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз/мин.

    3. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

    Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или “шапочку”. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

    Читать еще:  Причины онемения рук и ног круглосуточно. Почему немеют руки и ноги. Онемение пальцев ног

    4. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

    Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

    Конкурс “Сообщения”

    Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин.).

    Темы сообщений.

      Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.
    1. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.
    2. Значение физических упражнений для укрепления ССС.
    3. Зачем нужны прививки?

    Кровь. Кровеносная система. Иммунитет

    Определение степени понимания учениками процессов свертывания крови, фагоцитоза, формирования иммунитета. Изучение веществ, вырабатываемых лейкоцитами на чужеродный белок или организм. Анализ строения крупных сосудов, белых и красных кровяных клеток.

    Соглашение об использовании материалов сайта

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Создание методики формирования понятия «вещество». Определение химического элемента и простого вещества. Изучение основных свойств веществ, их состава и строения. Особенности молекулярного строения. Разработка дидактических карточек по теме «Вещество».

    курсовая работа [459,6 K], добавлен 17.02.2011

    Основы формирования характера учащихся начальных классов. Исследование зависимостей особенностей характера школьников (общительности, лидерских качеств, темперамента, реакции на стрессовые ситуации, предрасположенности к заболеваниям) от группы крови.

    курсовая работа [143,5 K], добавлен 05.12.2014

    Сущность, структура и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. Место биохимии в школьном курсе химии. Методика проведения интегрированных уроков биологии и химии по темам: «Химия крови» и «Лекарства» с применением лабораторного практикума.

    курсовая работа [777,0 K], добавлен 16.10.2010

    Определение понятия «понимание». Методология изучения понимания в психологии. Основные формы понимания. Исследования особенностей понимания в процессе педагогического общения. Понимание в рамках функционирования познавательной сферы личности человека.

    контрольная работа [31,2 K], добавлен 16.07.2016

    Формирование понимания сущности некоторых экологических понятий у дошкольников. Характеристика крупных диких животных одного экологического сообщества. Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных.

    контрольная работа [26,5 K], добавлен 19.10.2012

    Деятельность учителя по углублению ряда ключевых природоохранных понятий в процессе изучения зоологии. Система внеурочной работы с учениками по охране природы при изучении животных. Организация кружковой работы. Работа юннатов по изучению местной фауны.

    курсовая работа [67,8 K], добавлен 20.07.2014

    Психофизиологические механизмы чтения. Трудности в овладении навыком чтения умственно отсталыми школьниками. Методические аспекты формирования понимания читаемого. Организация и методика экспериментальной части данного исследования, его цель и задачи.

    дипломная работа [959,0 K], добавлен 06.10.2017

    Анализ особенностей формирования фонетико-фонематических процессов при нормальном и нарушенном речевом развитии. Изучение системы приемов логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематических процессов у детей с нарушенным произношением.

    дипломная работа [85,1 K], добавлен 26.05.2014

    Социальный опыт ребенка как фактор формирования понимания активной роли человека в обществе. Становление личности и социальной активности в младшем школьном возрасте. Деятельность педагога по формированию понимания активной роли у младших школьников.

    дипломная работа [619,0 K], добавлен 29.10.2013

    Обогащение словарного запаса учащихся — цель урока английского языка на тему » I need a desk». Проверка усвоения орфографии в пределах изученного материала. Работа над новым материалом, методы его закрепления. Проверка понимания английской речи учениками.

    конспект урока [1,6 M], добавлен 23.11.2015

    Коллеги — педагогический журнал Казахстана

    Интеллектуальное ассорти-шоу «Кровь. Кровообращение»

    “Скажи мне, и я забуду.
    Покажи мне, и я запомню.
    Дай мне действовать самому, и я научусь”.

    Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о кровеносной системе;
    усвоение учащимися стандартного минимума сведений о кровеносной системе;
    развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи; воспитание самостоятельного мышления, культуры труда, определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций через игру.

    Оборудование: красочно оформленный кабинет, как для шоу; карточки – задания; фишки; жетоны; магнитофон; музыкальные заставки; карточки для рефлексии; чаши для жетонов.

    Здравствуйте ребята и уважаемые гости пришедшие к нам на наше интеллектуальное ассорти-шоу. Интеллектуальное – потому что, вам нужно будет напрячь всю вашу мозговую систему; ассорти – так как, вас ждут разнообразные задания, где вы в полной мере использовать полученные знания, проявить смекалку и реализовать свои способности; ну а шоу – потому что, все это наши гости увидят наглядно. И мы с вами постараемся, чтобы наш урок получился не сколько показным, сколько полезным.
    На столе у вас фишки разного цвета, возьмите в руки тот цвет, который вам более благоприятен. Определились? Покажите все выбрали. Обсуждать задания вы будите всей командой, а отвечать будет тот у кого окажется фишка определенного цвета, т.е. если я говорю красная фишка, то и отвечает представитель красной фишки. Всем понятно? Будут вопросы, поднимаем руку и спрашиваем, что не понятно.
    Итак, начнем.

    В нашем ассортименте 1 этап, который называется «Термины»
    Это каждый знать обязан,
    А вот знает ли?! Проверим.
    Догадайтесь, что за термин.
    Ну а мы у вас проверим.

    Условия: я читаю определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (я читаю определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течении 10 мин проверяют работы своей команды.

    Задания:
    1. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)
    2. Самый крупный сосуд. (Аорта.)
    3. красные кровяные клетки. (Эритроциты.)
    4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)
    5. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.)
    6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.)
    7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.)
    8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)
    9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)
    10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.)
    11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.)
    12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)
    13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)
    14. Жидкая часть крови. (Плазма.)
    15. Группа крови универсального донора. (1 или 00)
    16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.)
    17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)
    18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.)
    19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.)
    20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
    21. Особое белковое вещество, впервые обнаружено в крови обезьян Ландштейнером. (резус-фактор)

    2 этап нашего ассорти называется «С точностью до…»
    Граммы, доли и проценты,
    Вот попробуй разбери.
    Сколько в крови лейкоцитов,
    Подскажи на раз, два, три.

    Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.
    Задания:
    1. 90 % (количество воды в крови).
    2. 300 г (масса сердца).
    3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
    4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
    5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
    6. 0,9 % (количество NaCI в крови).
    7. 5 млн/мм3 количество эритроцитов).
    8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
    9. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).
    10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
    11. 2,5 см (диаметр аорты).
    12. 27 с (время полного круга кровообращения)

    Читать еще:  Собирательная трубочка капсула нефрона. Нефрон: строение и функции. Как устроен нефрон

    Время домашнего задания и 3 этап «Модели», где вы должны били проявить свою смекалку, да и все ваши таланты.

    Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Круги кровообращения» (1-я команда), «Образование тромба» (2-я команда), «Формирование иммунитета» (3-команда).
    Конкурсанты, имеющие зеленые фишки, комментируют выступление своей команды.
    На модели поглядели,
    Все понятно стало вдруг.
    Это кровь и антитело.
    Вот кровообращенья круг.

    1. «Круги кровообращения» (сценка). Участвуют 4 человека: «кровь»,
    «сердце», «тело», «легкие». «Кровь» (4) идет от «сердца» (2) к «телу»
    (1), которому отдает красную фишку («кислород») и берет у него
    синюю фишку («углекислый газ»), затем «кровь» возвращается к «сердцу»(2) и далее «движется к легким» (3), где отдает синюю фишку и берет красную, «кровь» возвращается к «сердцу» и все повторяется.

    2. «Образование тромба» (сценка), Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные — элементы крови. Ведущий –ученик из 10 класса читает текст, участники разыгрывают действие.

    Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3,4,5 «застревают» в сетки рук 1 и 2), они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.

    3. «Формирование иммунитета» (сценка)
    Действующие лица: Девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).
    Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

    Ну что ж, интеллектуалы, вас ждет 4 этап нашего ассорти «Найди ошибку»
    Раз ошибка, два ошибка
    Всех пожалуй и не счесть.
    Кто их сразу все отыщет,
    Вот тому хвала и честь.

    Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течении 1-2 мин в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

    Тексты к конкурсу «Найди ошибку».

    1. Эритроциты.
    Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер).Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

    2. Лейкоциты
    Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

    3. Сердце.
    Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г.) И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи-соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с.).

    Бойся опасности, когда ее нет, когда пришла не впадай в панику, а борись с ней. С этой древней мудростью нельзя не согласится. Следующий этап «Сам себе 03» прием в травмпункте.
    Кто здесь первый пострадавший?
    Помощь в раз окажем вам.
    Потому что мы все знаем,

    Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку.
    Они должны оказать ПМП «пострадавшему» (задания выбирают жеребьевкой).

    1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый.
    Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

    2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.
    Ответ: необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

    3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.
    Ответ. Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

    Заключительный этап нашего ассорти-шоу составление кластера….

    Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин). Каждой команде даю заранее подготовить сообщения. Темы сообщений:

    I. Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

    II. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.

    III. Значение физических упражнений для укрепления ССС.

    Рефлексия: Наше интеллектуальное ассорти-шоу подходит к завершению. Я бы хотела, чтобы вы ответили на вопрос: На сколько процентов сегодняшний наш урок имел отношение к реальной жизни, пригодятся ли вам знания которые вы получили на протяжении нескольких уроков изучая тему «Кровь. Кровообращение»? Посовещайтесь и выразите свой ответ в %, карточки у вас на столе. ….А в каких ситуациях вы сможете эти знания применить?

    Ребята, какой орган является главным чудом нашего организма? Правильно, конечно же сердце. А для нормального функционирования, что любит наше сердце?(овощи и фрукты, витамины, молоко, мясо, рыбу и…) И чтобы ваше сердце никогда не уставало в любом смысле этого слова, за хорошую работу на уроке, да и какое шоу без подарков, мне тоже хочется сделать вам приятное. (вручение подарков) А когда я вижу улыбку на вашем лице, это полезно становится для моего сердца.

    Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.

    Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

    Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Масса сердца около 1 кг. И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector