Методика проведения тестов на темперамент собаки. Воспитание и тренировка собаки. Стремление к общению
Тест для определения темперамента щенка
Новые публикации
Популярные статьи
воспитание и дрессировка / Тест для определения темперамента щенка
Тест для определения темперамента щенка, основан на серии тестов для щенков, разработанных Уильямом Кембелом. Проводит тест человек незнакомый щенку и в незнакомом месте. Эти условия позволяют более точно определить реакцию щенка на нестандартную обстановку. В месте проведения теста не должно быть много отвлекающих раздражителей, щенки должен быть отдохнувшим, не нужно проводить тестирование сразу после еды. Для получения более достоверных результатов тест можно повторить на следующий день.
Социальное притяжение
Поместите щенка в выбранном для проведения теста месте. Человек, проводящий тест, отходит от щенка на несколько шагов приседает на корточки и начинает подманивать щенка, негромко хлопая в ладоши. Манить щенка следует в сторону противоположную той, откуда пришел щенок.
Цель – определение степени социального притяжения, доверия или независимости щенка.
Баллы
1.Охотно подходит, хвост поднят, подпрыгивает, покусывает за руки.
2.Охотно подходит, хвост поднят, трогает лапой, лижет руки.
3.Охотно подходит, хвост поднят.
4.Охотно подходит, хвост опущен.
5.Подходит после некоторого колебания, хвост опущен.
6.Отказывается подходить.
Способность следовать за человеком
Нужно встать и спокойно уходить от щенка, предварительно убедившись, что щенок видит, как вы уходите.
Цель – определить уровень готовности щенка следовать за человеком. ( Нежелание или отказ идти следом за человеком указывают на независимый характер.)
Баллы
1.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет, пытается схватить за ноги.
2.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет и путается под ногами.
3.Охотно бежит, хвост поднят.
4.Охотно бежит, хвост опущен.
5.Бежит нерешительно, хвост опущен.
6.Не хочет бежать следом или отходит в другую сторону.
Реакция на принуждение
Человек, проводящий тест берет щенка на руки, садится, аккуратно переворачивает щенка на спину, кладет его себе на колени и удерживает его в таком положении в течение 15 секунд.
Цель – определение склонности щенка к доминированию или подчинению. Тест показывает, как щенок реагирует на стресс, вызванный физическим (социальным) доминированием над ним.
Баллы
1.Яростно вырывается, бьет лапами, кусается.
2.Яростно вырывается, бьет лапами.
3.Сначала терпит, потом начинает вырываться, затем успокаивается, смотрит в глаза.
4.Сначала вырывается, затем успокаивается.
5.Не вырывается.
6.Не вырывается, старается не смотреть в глаза.
Социальное превосходство
Поставьте щенка на пол, присядьте рядом и начните гладить его по голове и спине, продолжайте гладить щенка до тех пор, пока он не станет вести себя одним из ниже перечисленных способов.
Цель – определить степень принятия социального превосходства. Щенок может попытаться доминировать сам или проявить независимость и отойти в сторону.
Баллы
1.Прыгает, бьет лапами, кусается, рычит.
2.Прыгает, бьет лапами или никак не реагирует.
3.Прижимается к человеку, старается лизнуть в лицо.
4.Беспокойно ёрзает, лижет руки.
5.Перекатывается на спину, лижет руки.
6.Уходит и держится в стороне.
Полное доминирование
Наклонитесь и возьмите щенка под брюхо, сцепив пальцы в замок. Поднимите щенка над землей и удерживайте в таком положении 30 секунд.
Цель – определить, как реагирует щенок, оказавшись в положении, которое он не может контролировать.
Баллы
1.Яростно вырывается, кусается, рычит.
2.Яростно вырывается.
3.Не вырывается, расслаблен.
4.Сначала вырывается, потом успокаивается и лижет руки.
5.Не вырывается, лижет руки.
6.Не вырывается, замирает.
Подноска предмета
Присядьте рядом со щенком и привлеките его внимание с помощью игрушки. Когда щенок заинтересуется игрушкой и станет смотреть на нее, бросьте предмет на метр полтора впереди щенка.
Цель – определить степень готовности щенка работать с человеком. Способность собаки приносить предмет непосредственно связана с ее успешностью на соревнованиях по послушанию и работе в полевых условиях.
Баллы
1.Бежит за предметом, берет его в зубы и убегает.
2.Бежит за предметом, остается возле него, не возвращается к человеку.
3.Бежит за предметом и возвращается с ним к человеку.
4.Бежит за предметом, но возвращается к человеку без него.
5.Начинает бежать за предметом, но теряет интерес.
6.Не бежит за предметом.
Чувствительность щенка к звуковым раздражителям
Поместите щенка в центре площадки для тестирования. Человек, проводящий тест должен поднять шум на расстоянии метра от щенка. ( Можно хлопать в ладоши, греметь ключами и так далее.)
Цель – определить чувствительность щенка к звукам
Баллы
1.Слышит, определяет источник звука, направляется к нему, лает.
2.Слышит, определяет источник звука, лает.
3.Слышит, определяет источник звука, проявляет интерес и направляется к нему.
4.Слышит и определяет источник звука.
5.Съеживается от страха, пятиться назад, прячется.
6.Игнорирует звук, не проявляет любопытства.
Чувствительность к визуальным раздражителям
Поместите щенка в центр площадки для тестирования. Из большого полотенца сделайте валик, свяжите его шнурком. Сильно толкните валик, так чтобы оно покатился по земле в метре от щенка.
Цель – определить степень осмысленности реакции на незнакомый предмет.
Баллы
1.Смотрит, набрасывается и кусает.
2.Смотрит, лает, хвост поднят.
3.Смотрит с любопытством, пытается изучить.
4.Смотрит, лает, хвост поджат.
5.Убегает, прячется.
6.Игнорирует, не проявляет любопытства.
Общее количество баллов высчитывается путем усреднения баллов полученных за тесты, то есть баллы, полученные за каждый тест, суммируются и делятся на восемь (количество испытаний)
Интерпретация набранных баллов
A. 1 – 1.9 балла.
Собака чрезвычайно склонна к доминированию и может быть агрессивна и способна укусить, её легко спровоцировать. Доминантный характер щенка будет заставлять его сопротивляться власти человека – такая собака подходит для опытных и умелых владельцев.
B. 2 – 2.9 балла.
Собака отличается доминантным, упрямым характером. Может укусить. Тем не менее, легко признает главенство человека, если хозяин опытен и последовательно утверждает свой авторитет. Это далеко не идеальная собака для семьи и начинающего или недостаточно твердого владельца. Но если она попадет в руки опытного владельца знающего, что с ней делать, то может стать замечательной собакой.
C. 3– 3.9 балла.
Это дружелюбный и общительный щенок. При регулярной дрессировке и соответствующем уходе из него вырастет отличная собака. У нее гибкий темперамент, он легко приспосабливается к различным ситуациям.
D. 4 – 4.9 балла.
Такой щенок легко адаптируется и поддается контролю. По характеру он склонен к подчинению и безоговорочно признает авторитет хозяина, во всем следуя его воле. Щенок легко поддается дрессировке, дружелюбен с детьми и хотя ему явно недостает уверенности в себе, он может стать отличным любимцем семьи. Он конечно менее общителен, чем щенок, набравший три балла, но он будет очень любящим и нежным.
E. 5 – 5.9 балла.
Очень склонен к подчинению, не уверен в себе. Такой щенок очень близко сходится с хозяином и требует постоянного общения и поощрения, которое помогает ему преодолеть неуверенность и замкнутость. При неправильном воспитании щенок вырастет пугливым и недоверчивым.
F. 6– 6.9 балла.
Щенок, набравший шесть баллов совершенно не заитересован в людях. Он явно не станет собакой, жаждущей общения с человеком и любящей своего хозяина. Должным образом социализированный щенок редко показывает такие результаты тестирования. Однако породы, выведенные специально для определенных целей (например, маламуты или фоксхаунды), могут демонстрировать подобную степень независимости. Чтобы выполнять свои обязанности эти собаки должны быть сконцентрированы на цели и не обременять себя сильной привязанностью к хозяину.
Тестирование щенка
Для тестирования щенков собаководы рекомендуют использовать комплексный тест Кэмпбелла, позволяющий довольно точно выявить особенности психики собаки даже в столь юном возрасте и дать советы о пригодности животного для тех или иных занятий. Испытания проводят в тихом незнакомом месте, чтобы ничто не отвлекало внимания щенков. Человеку, проводящему тестирование, следует очень точно соблюдать предписанные действия, при этом внимательно наблюдая за малышами, но поглаживать и разговаривать с ними запрещается. Испытание состоит из 5 пунктов.
Тест Кэмпбелла
1. Тест на общительность.
Человек берет щенка на руки и ставит на пол, после чего отходит от него на несколько шагов. Далее он присаживается на корточки и хлопает в ладоши для привлечения внимания щенка. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок подбегает немедленно с поднятым вверх хвостиком, прыгает на человека, лижет и покусывает руки;
В – щенок подбегает сразу с поднятым вверх хвостиком, начинает царапать человека лапами;
С – щенок подбегает довольно быстро, но хвостик при этом опущен;
D – щенок подбегает лишь через некоторое время, при этом чувствует себя неуверенно, испытывает явную растерянность;
E – щенок не подбегает вовсе.
2. Тест на способность следовать за человеком.
Некоторое время человек стоит рядом со щенком, а потом начинает, не оборачиваясь, отдаляться от него обычным шагом. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок с поднятым хвостиком сразу же пускается вдогонку за уходящим, при этом он весел и активен, старается ухватить зубами за штанину или обувь;
В – щенок с поднятым хвостиком немедленно следует за человеком, путается под ногами или бодро бежит рядом;
С – щенок с опущенным хвостиком бежит за человеком несмело, немного отставая;
D – щенок с опущенным хвостиком очень робко идет за человеком, выказывая признаки растерянности и боязливости;
E – щенок отказывается следовать за человеком, оставаясь на месте или уходя в другую сторону.
3. Тест на принуждение.
Человек переворачивает щенка на спину, животом вверх и удерживает его как можно дольше в такой позе подчинения за грудную клетку чуть ниже горла. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок активно протестует, вырывается, борется с рукой, кусает ее и рычит;
В – щенок протестует, но не кусается, а настойчиво выворачивается из‑под руки;
С – щенок поначалу протестует, но потом успокаивается и затихает;
D – щенок не протестует, облизывает руку, настроен мирно;
E – щенок напуган и лежит неподвижно, либо взвизгивает, истерично вырывается, дрожит от страха.
4. Тест на социальное превосходство.
Человек молча и спокойно гладит стоящего или лежащего щенка вдоль спины. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок ведет себя уверенно, сам выказывает признаки доминирования, прыгает на человека, ставит на него передние лапы, кусает руку, рычит;
В – щенок активен и весел, прыгает на человека, прихватывает руку зубами, покусывает и лижет ее;
С – щенок поворачивается к человеку и лижет руку;
D – щенок лижет руки, опрокидывается на спину, подставляя человеку животик;
E – щенок взвизгивает, прижимается к полу и/или испуганно отбегает в сторону.
5. Тест на доминирование при взятии щенка на руки.
Человек поднимает щенка над полом примерно на 30 секунд, придерживая обеими руками под грудь и под животик. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок активно протестует, энергично вырывается из рук, рычит и кусается;
В – щенок выказывает недовольство, но не кусается;
С – щенок вначале протестует, но потом успокаивается;
D – щенок не протестует, спокойно обвисает в руках, пытается облизать человека;
E – щенок испуган, напряжен, прижимает уши.
В чистом виде обозначения А, В, С, D, Е означают следующие типы:
А – агрессивный доминирующий;
В – склонный к превосходству;
После проведения теста для каждого щенка подсчитывают количество всех А, В, С, D, Е.
При этом возможны следующие варианты.
• 2А и более в сочетании с несколькими В. Собака рождена лидером, имеет повышенную природную агрессивность, упрямство и жесткость. Ее не рекомендуется брать в семью, особенно с детьми. Для воспитания такой собаки требуются соответствующие напористость и жесткость, что под силу лишь опытному дрессировщику. Крайний вариант (5А) говорит о том, что перед вами – защитно‑караульная собака с ярко выраженной активной оборонительной реакцией. Она способна самостоятельно принимать решения, действуя злобно и враждебно по отношению к человеку.
• 3В и более. Собака имеет склонность к превосходству и лидерству, но без излишней агрессии; должная сила темперамента соответствует активной оборонительной реакции и уравновешенности нервных процессов. Воспитание и контакт с хозяином позволит собаке освоить практически любые курсы дрессировки, в том числе защиту и охрану. Такой пес может стать преданным другом и компаньоном человеку, ведущему активную жизнь (бег, плавание или занятия по спортивной дрессировке).
• 3С и более. Собака в высшей степени социальна, не склонна к доминированию и поэтому имеет все необходимые предпосылки для жизни в семье. Она достаточно послушна, ласкова и человеколюбива; не представляет потенциальной опасности для детей. Однако, такой пес может быть не достаточно жестким, что может привести к трудностям при выработке защитных реакций.
• 2D и более, особенно с одним или несколькими Е. Собака склонна к подчинению, имеет пассивную оборонительную реакцию, может проявлять робость и боязливость, а для адаптации в новой обстановке требует гораздо больше времени. Такой щенок пугается сильных раздражителей и незнакомых людей. При выращивании необходим постоянный контакт с человеком, проявляющим чуткость, ласку и терпение. Следует помнить, что такая собака зависима от обстоятельств и во время опасности, лишенная возможности убежать, может укусить из страха.
• 2D и более, в сочетании с Е в тесте на социальное превосходство. Собака имеет выраженные трудности в общении, проявляет трусость и нервозность, требует постоянного контроля со стороны человека. Если такой щенок получает вдобавок оценку А или В в тесте на принуждение, то можно предположить, что он будет нападать из страха, особенно при наказаниях. Поведение его непредсказуемо, что предполагает повышенную опасность для людей, особенно для детей.
• 2Е и более. Собака имеет нестабильную психику и слабость нервных реакций. Ее стрессовый порог очень низок, что проявляется приступами страха и агрессии. Такой щенок не может быть рекомендован для выращивания в семье, а нуждается в особом подходе для стабилизации поведенческих актов.
• Сочетание противоположных оценок А и Е. Собака имеет врожденные психические проблемы, для коррекции которых недостаточно специальных методов дрессировки, а необходимо еще и медикаментозное лечение. Стабильное поведение возможно лишь в знакомой, спокойной обстановке и под постоянным контролем.
Хорошие защитные собаки вырастают из тех щенков, у которых в должной мере сочетаются инстинкт преследования (охотничий) и инстинкт защиты (оборонительный). Эти качества являются врожденными и имеют свое достаточное выражение даже у маленьких щенков. Проверить наличие выраженного охотничьего инстинкта очень просто: щенок‑охотник бросается вдогонку за всем, что движется. Вы можете протянуть тряпку или толстый веревочный жгут перед щенком. Хорошо, если он попытается догнать и схватить «убегающую добычу», а потом утащит ее и начнет трепать. О слабом хвате в будущем может говорить попытка щенка прижать тряпку лапами, а не схватить зубами.
Охотничий инстинкт может быть необычайно развитым даже у самых добрых и человеколюбивых собак. Например, всем известны совершенно безобидные лабрадоры и сеттеры, способные часами играть в перетягивание каната, бегать на перегонки, мчаться за мячиком, ловить запущенную в воздух «летающую тарелку». У служебных пород превалирующий охотничий инстинкт может мешать качественной защитной работе, так как собака будет постоянно отвлекаться на движущиеся предметы. Допустимое соотношение обоих инстинктов должно быть приблизительно одинаковым: 50/50; 40/60; 60/40.
Выраженный инстинкт защиты подразумевает твердость характера, умение самостоятельно принимать решения, способность стойко переносить болевые воздействия и психологический натиск противника. Защитный инстинкт в его активной форме выражен у того щенка, который побеждает в потасовках, отбирает понравившуюся игрушку, рычит на однопометников у миски с едой, лает на новый предмет, необычный звук или незнакомого человека. Такой щенок не испытывает робости, уверен в себе и проявляет ко всему повышенный интерес.
Чрезмерное развитие оборонительного инстинкта делает собаку враждебной и агрессивной. Она демонстрирует завышенное собственническое отношение к пище, территории, владельцу, выражающееся стремлением постоянно контролировать и охранять. Неуравновешенность психики в сочетании с выраженной защитной реакцией может привести к непослушанию, несанкционированному нападению и покусам.
Для проверки силы темперамента и стрессового порога щенка вы можете провести следующие несложные тесты:
• Опуститесь перед щенком на корточки, затем быстро поднимитесь и вновь присядьте. В этом тесте вы резко изменяете позу из подчиненной (на корточках) в доминирующую (возвышаясь над щенком). Считается, что малыш сдал тест на «отлично», если не выказал боязни, не попытался отпрянуть в сторону, не припал к полу, а лишь спокойно наблюдал за происходящим или попытался запрыгнуть на вас.
• Внезапно несколько раз хлопните в ладоши рядом со щенком. Через некоторое время помашите газетой над его головой. В этом тесте исследуется реакция собаки на звуковой (хлопки) и зрительный (газета) раздражители. Щенок не должен выказывать страха и нервозности, на что указывают поспешное бегство, взвизгивание, прижимание к полу. Щенок с крепкой психикой останется спокойным и будет наблюдать за происходящим, склонив голову набок. Более агрессивный малыш попытается схватить газету или облает вас.
• Выньте связку ключей и позвените ими, потом бросьте на пол поблизости от щенка. Тест определяет также наличие ориентировочно‑исследовательской реакции. Хорошо, если песик не шарахнется от источника угрозы, не сожмется в комочек, не взвизгнет, а, наоборот, бесстрашно побежит к звенящему, незнакомому предмету, станет трогать его лапкой, обнюхивать и облаивать. Самый доминантный щенок схватит ключи и убежит с ними.
• Возьмите механическую игрушку и включите ее посреди комнаты, где находится щенок. Вам нужен малыш, который, не выказывая страха, заинтересуется невиданным «зверем» и постарается его исследовать. Лай – это хороший признак оборонительного инстинкта, но доминантным считается песик, который трогает игрушку лапами, хватает зубами, напрыгивает и играет с ней.
• Поставьте щенка на стол с нескользкой поверхностью. Если малыш испугался высоты, сжался и испуганно отпрянул – значит, в его характере присутствует нервозность. Щенок с сильным темпераментом держит хвост высоко поднятым, виляет им и уверенно идет к краю, готовясь спрыгнуть. Внимание! Не позволяйте щенкам прыгать со стола во избежание травмы! Аккуратно снимите «испытуемого» с высоты и поставьте на пол.
• Возьмите лапку щенка и слегка ущипните за перепонку между пальцами. В этом тесте определяется болевой порог животного. Вам нужен тот щенок, который недовольно заворчит и попытается прижать вашу руку зубами. Подозрение должно вызвать полное безразличие – возможно, щенок болен. В свою очередь, тот песик, который взвизгнет, истерически отдернет лапку или злобно укусит, убегая прочь, обладает трусливо‑агрессивной реакций, имеет низкий болевой порог и неуравновешенный темперамент.
Известно, что сила нервных процессов, в том числе активная оборонительная реакция, обусловлена генетически, поэтому превратить боязливого или истерически агрессивного щенка в хорошую рабочую собаку практически невозможно. Гораздо легче избежать подобного фактора сразу, чем решать проблемы поведения собаки в дальнейшем.
При выборе щенка необходимо проверить темперамент всего помета, поскольку даже тщательный подбор двух рабочих собак может дать в результате рецессивный ген, формирующий слабый, трусливый или чрезмерно агрессивный, безудержный характер. Если в помете преобладают щенки с подобными проблемами, то можно ожидать, что и выбранный вами малыш, успешно прошедший тесты, будет впоследствии давать потомство с неудовлетворительными психологическими характеристиками.
Отмечу, что в некоторых случаях щенки могут демонстрировать несвойственный им темперамент. Например, сытые малыши могут быть расслабленными и сонными, а только что проснувшиеся – несколько апатичными. Естественно, что существенным фактором, влияющим на самочувствие, является шкала здоровья.
Елена Гурнакова. Дрессировка собак. Теория и практика.
Как темперамент собаки влияет на дрессировку
Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных
Темперамент собаки – это устойчивая совокупность психофизиологических особенностей, которая лежит в основе формирования характера и поведения. Темперамент собаки обусловлен типом высшей нервной деятельности. Темперамент собаки – это то, с чем она рождается и что во многом определяет ее жизнь. Какие типы темперамента собак бывают и как они влияют на процесс дрессировки и воспитания питомца?
Фото: pixabay.com
Какой темперамент бывает у собак?
У собак, как и у людей, бывает четыре типа темперамента:
- Сангвиник – сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы возбуждения и торможения развиты хорошо, однако необходимо правильно работать с такой собакой, чтобы она не перевозбуждалась. Собаки-сангвиники энергичны, активны, работоспособны, обладают быстрой реакцией, постоянно ищут новые впечатления, охотно учатся и быстро адаптируются к изменениям. Есть и минусы: если воспитывать и дрессировать собаку-сангвиника неправильно, она будет легко отвлекаться, испытывать проблемы с концентрацией внимания, спешить и делать ошибки, казалось бы, на ровном месте.
- Флегматик – сильный уравновешенный инертный тип. Собака-флегматик спокойная, не подвержена резким перепадам настроения, редко проявляет агрессию, отличаются выдержкой. Но учитывайте, что эти собаки с трудом переключаются на другую деятельность и довольно медленно усваивают новые навыки. Зато выученное однажды помнят, как правило, всю жизнь. С одной стороны, это плюс – такие собаки меньше нуждаются в работе по поддержанию навыка. С другой стороны, если вы научите питомца плохим привычкам, переучить его будет сложно.
- Холерик – сильный неуравновешенный тип. Такие собаки очень возбудимы, при этом процессы торможения у них слабые. Они порывисты, стремительны, страстно отдаются любимому делу, но в то же время склонны к вспышкам, резкой смене настроения. Это отличные рабочие и спортивные собаки, но при неправильном воспитании и недостаточных или чрезмерных нагрузках могут стать неуправляемыми, вспыльчивыми или агрессивными.
- Меланхолик – слабый тип, то есть процессы и возбуждения, и торможения развиты слабо. Это собаки с «тонкой душевной организацией»: они расстраиваются от любого пустяка, бывают довольно замкнутыми, робкими, и хотя эти собаки очень чувствительны, иногда кажется, что они слабо реагируют на окружающее. Такие собаки чаще других страдают от дистресса, у них наблюдаются фобии и тревожные расстройства.
К тому же, владельцы не всегда могут правильно определить тип темперамента своей собаки. Например, зачастую холериками называют сангвиников, которым либо не объяснили правила поведения, либо не научили контролировать себя, либо не предоставили достаточно физической и интеллектуальной нагрузки.
Фото: pixabay.com
Зачем учитывать темперамент собаки в процессе дрессировки и воспитания?
Темперамент собаки очень важно учитывать в процессе дрессировки и воспитания, ведь если вы неправильно построите занятия, ничего хорошего не выйдет.
Если вы имеете дело с собакой-сангвиником, скорее всего, вам будет очень легко обучить ее новым вещам. Вы сможете быстро усложнять задачи, но при этом нужно следить, чтобы соблюдался баланс возбуждения и расслабления. Не жалейте времени на обучение собаки умению «держать себя в лапах» и работайте над ее способностью к концентрации. При этом не ждите, пока питомец заскучает – не мучайте собаку многократными повторениями одного и того же.
Если собака – флегматик по темпераменту, не торопите ее и не раздражайтесь, когда вам кажется, что питомец «тупит». Дайте собаке-флегматику время на усвоение нового. Возможно, потребуется больше повторений, но ваше терпение окупится в будущем, когда навык будет прочно усвоен. И переключаясь с одного вида деятельности на другой, не спешите.
Работая с собакой-холериком, избегайте многократных повторений одного и того же, быстро переключайтесь с одной задачи на другую, но при этом постоянно следите, чтобы питомец не уставал и не перевозбуждался. Эти собаки схватывают все на лету и способны долго не показывать усталости, а потом «неожиданно» взорваться, поэтому от владельца требуется чуткость и умение «не передавить».
С собакой-меланхоликом нужно вести себя крайне корректно и избегать любой резкости, иначе питомец просто уйдет в себя и потеряет доверие к человеку. Эти собаки нуждаются в ровном, терпеливом и мягком обращении. Только в безопасной и спокойной обстановке они могут существовать комфортно и учиться новому.
Bookitut.ru
Шкала темперамента
Американские кинологи Кейрин Фримен Дьюет и Джордж Дьюет, занимающиеся подготовкой собак-телохранителей, рекомендуют десятибальную шкалу оценки темперамента собаки. Опытный дрессировщик даже после короткого общения с собакой сможет определить, к какой категории она относится. Возможно, вам понадобится намного больше времени, чтобы разгадать внутренний мир животного. Будьте внимательны, старайтесь запомнить каждую мелочь, фиксируйте реакцию собаки на тот или иной раздражитель, на ласку, на физическую коррекцию, на угрожающие жесты. Записывайте результаты отдельных тестов, анализируя общее поведение собаки. И в результате вы сможете довольно точно сказать, сколько же баллов по шкале темперамента заслуживает тот или иной пес.
• 1 балл диагностирует умственную и/или физическую отсталость, обусловленную болезнями или врожденными патологиями. Такая собака не способна к адекватному поведению и обучению.
• 2 балла получают собаки с легко возбудимым и безудержным темпераментом. Известно, что агрессивный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности передается генетически. У такой собаки-холерика очень низкий стрессовый порог, а процессы возбуждения в мозгу доминируют над торможением. Реально это выражается в том, что на любой раздражитель (громкий звук, появление незнакомца, резкое движение) собака, «не думая», отвечает агрессией. Физическое воздействие, применяемое к собаке в качестве коррекции, может спровоцировать нападение и жестокие покусы. Такая собака кусает из страха, при этом поза подчинения может сочетаться с агрессивной реакцией. Дрессировать таких собак очень трудно в связи с отсутствием адаптации в обществе. К сожалению, они – виновники большинства трагедий и кандидаты на усыпление.
• 3 балла получают собаки-меланхолики, обладающие слабым типом высшей нервной деятельности. Они либо гиперактивны и постоянно находятся в движении, не в силах зафиксировать ни взгляд, ни позу; либо подолгу находятся в одном положении, впадая в апатию. Работоспособность таких псов низкая: они не могут «чисто» выполнять команды в любой ситуации. Физиологически суть меланхолического темперамента в том, что в ответ на раздражитель (даже небольшой силы) мозг отвечает истощением и нервным срывом. Как и холерики, эти псы сильно зависимы от внешних факторов и не могут считаться безопасными.
• 4 балла по шкале темперамента характеризуют собак с уравновешенным типом высшей нервной деятельности, но с отсутствием мотивации в дрессировке. Такие псы – независимые одиночки. Они вполне способны освоить и выполнять команды, но у них отсутствует желание работать для человека. Они активны, подвижны, но склонны подчиняться по принуждению или выполнять требуемое только в обмен на лакомство. Зависимость от человека у них невелика, способность к серьезной работе – ниже среднего.
• 5 баллов получают жизнерадостные собаки-сангвиники с выраженной ориентировочно-исследовательской реакцией. Они с интересом приветствуют незнакомца, машут хвостом, обнюхивают, но не проявляют никаких агрессивных действий. Такие псы обладают уравновешенным подвижным темпераментом, социальны, ненавязчивы и подходят для жизни в семье. Они с одинаковым удовольствием играют с детьми, сопровождают вас во время утренней пробежки, гоняются за мячиком в саду, но при этом любят поспать на диване или понежится у камина. Это – отличные собаки-компаньоны, способные адаптироваться к образу жизни владельца.
• 6 баллов ставят очень активным, дружелюбным собакам с высокой мотивацией и бьющей через край энергией. Такие псы выносливы к большим физическим нагрузкам, игривы и выполняют команды быстро и четко. Они – превосходные «апортировщики», способные гоняться за палкой или играть с мячом просто из собственного удовольствия. Незнакомых людей они встречают с явным интересом и повышенным вниманием, тщательно обнюхивают и машут хвостом. Обучать этих собак легко, используя любые методы – похвалу, лакомство или игрушку. Выраженный охотничий инстинкт и тонкое чутье в сочетании с жизнелюбием и энергичностью позволяют подготовить их для испытаний по послушанию и аджилити (преодоление препятствий), а также выдрессировать для следовой работы и поисково-спасательной службы.
• 7 баллов получают уравновешенные собаки, демонстрирующие некоторые элементы защитного инстинкта. Они активны, незлобны, но относятся к посторонним с некоторым подозрением и проявляют умеренно собственническое отношение к хозяевам, игрушкам, пище или дому. В связи с эти они часто облаивают незнакомцев, демонстрируя угрожающую позу и голосовую агрессию. Это может стать неплохим вариантом для семьи, проживающей в собственном доме, огороженном надежным забором. Однако следует помнить, что эти собаки не наделены достаточно жестким характером. При психологическом прессинге и физическом воздействии они теряют уверенность и отступают, демонстрируя пассивную оборонительную реакцию. В защитно-караульной службе их можно использовать в качестве своеобразной «сигнализации». Если это крупная порода, то солидный внешний вид в сочетании с громким рычанием и оскалом может отпугнуть злоумышленника, а чуткий пес небольших размеров способен лишь подать сигнал тревоги хозяевам при приближении посторонних. Однако следует помнить, что в силу психологических качеств эти собаки не способны принять и выдержать бой с человеком, поэтому охранники и телохранители из них неважные.
• 8 баллов заслуживают уверенные в себе собаки доминантного типа. В их характере присутствуют «сталь» и тяга к силовому единоборству. Эти животные легко различают темперамент человека и подчиняются дрессировщику с «твердой, но справедливой рукой». В связи с этим они способны освоить высший уровень защитной дрессировки – нападение на человека и задержание. У собак этого типа уравновешены охранный и охотничий инстинкты, что делает их превосходными охранниками и телохранителями, работающими в паре с человеком-кинологом. Эти собаки всегда внимательны и насторожены, недоверчивы к посторонним, но при этом выдержаны и терпимы. Лучше, если им будет предоставлена серьезная работа, на выполнение которой эти замечательные псы-служаки не пожалеют сил. Они умны и трудолюбивы, серьезны и полны достоинства. При содержании в семье следует помнить о довольно жестком нраве этих псов, что подразумевает обязательную дрессировку по послушанию и привитие правил «хорошего тона».
• 9 баллов характеризуют очень доминантных собак, постоянно стремящихся к лидерству. Будучи неустрашимыми и отважными, они подчиняются лишь физически и психологически сильному дрессировщику, проявляя в каждом действии активную оборонительную реакцию. У таких псов чаще всего возникают трудности с социализацией из-за повышенной агрессивности и подозрительности, а также склонности к самостоятельному принятию решений. Их очень сложно содержать среди людей (в условиях большого города, в квартирах) – особенно неопытному владельцу.
При отсутствии постоянного контроля и строгого воспитания эти животные представляют реальную опасность как для хозяев, так и для окружающих. Они очень независимы и самостоятельны в своих действиях, не терпят никакой фамильярности и мгновенно чувствуют «слабину». Это – жесткие, даже злобные собаки, способные вступить в единоборство с человеком и выиграть его. Содержать их в семье строго запрещается, если вы не хотите получить печальный опыт жестоких покусов и травм.
Зачастую владельцы, не умеющие поладить со своими норовистыми питомцами, передают их в другие руки или просто усыпляют, облегчая себе жизнь. Однако железная дисциплина и целенаправленная дрессировка позволяют сделать их этих «монстров» прекрасных патрульных и охранных собак. Они способны работать и в паре с кинологом, и самостоятельно. Именно такие собаки незаменимы в боевой обстановке, при охране объектов на блок-постах, внутри помещения, при ночном патрулировании. Это настоящие гладиаторы, обладающие сильным телом и крепким духом, требующие особого обращения, но способные к битве на смерть.
• 10 баллов – это чрезвычайно агрессивные, практически не управляемые собаки. С самого юного возраста они жестоки, враждебны и антисоциальны. Дрессировщики называют такой крайний тип 100-процентные «альфа» и знают, что эти псы скорее умрут, нежели подчиняться. Их невозможно адаптировать к жизни в обществе; имея сверхразвитый оборонительный инстинкт, они все равно будут нападать, атаковать и кусать. Такие собаки способны не только нанести страшные раны, но также покалечить и даже убить. Иногда их используют в качестве злющих и жестоких цепных сторожей, однако большинство таких 100-процентных «альфа» – кандидаты на усыпление или отстрел.
Подытоживая сказанное выше, можно утверждать, что психическое состояние собаки, получившей от 1 до 3 баллов, характеризуется серьезными проблемами. Такой пес вряд ли принесет в ваш дом радость и душевный комфорт. Возможно, его неудовлетворительные реакции вызваны стрессом и со временем стабилизируются, но в основном поведенческие проблемы – это генетическое наследие, очень слабо поддающееся коррекции. Собаки, получившие от 4 до 6 баллов, наделены уравновешенным дружелюбным характером и легко поддаются самой разнообразной дрессировке, за исключением курса защиты. Их таких псов получаются великолепные компаньоны, домашние любимцы, друзья детей, а также потенциальные выставочные собаки (при наличии соответствующего экстерьера) и участники соревнований по спортивной дрессировке.Собаки, заработавшие баллов 7 и больше, наделены развитым защитным инстинктом (в возрастающей степени). Пес, получивший 7 баллов, может легко адаптироваться в социуме и жить в семье, не доставляя особых проблем. Он несколько напоминает предыдущие типы уравновешенных собак, но способен освоить и первую ступень курса защиты.Темперамент в 8 баллов характеризует великолепную рабочую собаку, призванную быть вашим защитником. Однако для управления таким животным требуются физическая сила и соответствующий темперамент владельца.И, наконец, псы, набравшие высшие баллы по шкале темперамента, могут быть опасными для людей (особенно для детей!), их можно содержать лишь в условиях постоянного контроля и жесткой дрессировки. К счастью, как показывает практика, в настоящее время звероподобных, никому не подчиняющихся собак, называемых «абсолютная альфа» практически нет. Это связано с тщательным отбором животных, наделенных необходимыми качествами, важнейшим из которых является управляемость.В заключении хочу упомянуть о том, что, приобретая ту или иную собаку, вы должны всегда помнить о руководящей роли человека – владельца, хендлера, дрессировщика. Вы сами должны иметь четкое представление о собственных возможностях, физической силе и темпераменте. Способность навязать свою волю крупному животному и контролировать его – важнейший фактор успешной дрессировки, реальной работы и взаимоотношений в тандеме «человек-собака». Защитный пес должен быть сильным по характеру, но владелец должен быть еще крепче, тверже и сильнее. Лишь тогда собака, движимая как сознанием, так и подсознанием, будет подчиняться вам, доверять и уважать. Оцените себя по десятибальной шкале темперамента и еще раз задумайтесь о правильности выбора своего питомца.