Сон гринева значение с чем связано. Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”. Сочинение по литературе на тему: Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”
Cочинение «Какой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка»»
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня па крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься».- Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: – Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика? – «Всё равно, Петруша,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…»
Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из Гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно по избранной дороге. Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором! Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. «Ласковость» Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого «ласковость» мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.
Гринев вначале называет неизвестного «дорожным», «мужичком», ямщик – «добрым человеком». По приезде на постоялый двор Гринев спрашивает Савельича: «Где же вожатый?» При прощании Гринев, благодаря за оказанную помощь, называет своего спасителя «вожатым». Реальное содержание слова «вожатый» однозначно.: проводник. Намерение писателя придать Пугачеву символическое значение образа вожатого реализовано было в названии главы. В нем, как в фокусе, собирался тайный, глубокий смысл образов метели и человека, который знает дорогу. Заглавие подчеркивало возможность превращения однозначного слова в многозначный образ. Неизвестный был вожатым потому, что вывел Гринева из метели к жилью. Но неизвестный окажется Пугачевым, а обстоятельства сложатся так, что он станет вожатым того же Гринева в грозной метели восстания. Сквозь многозначный образ начинало просвечивать скрытое до времени, тайное и громадное значение человека, который может быть Вожатым с большой буквы.
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц – все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начале романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью «самостоятельно» жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности. Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на «семейственные предания», он писал, что Гринев «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым – Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.
Пугачев вошел в роман поэтически – из «тайного места», из метели. Прозаический его разговор с ямщиком обретает вещий смысл. Неизвестный из метели оборачивается человеком, знающим дорогу, способным выручить из беды. Читатель еще не знает, что это Пугачев. А когда узнает – он вернется к этой сцене, и тогда-то откроется для него глубокое значение ночного разговора Гринева с Пугачевым.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины, и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»«
Мужик, с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.
Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина – с его краткостью, с лаконизмом динамически развивающегося сюжета. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так .же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Вещие сны человек помнит всю жизнь, и особенно остра память в период ожидания исполнения этого сна. Притягательная, гипнотизирующая сила символического сна такова, что читатель не может забыть его. Образ мужика с топором, сливаясь с поэтическим образом Пугачева, становится глубоко содержательным символом романа – в нем, как в накрепко сжатой пружине, сконцентрирован идейный смысл «Капитанской дочки».
Подобное восприятие символического смысла сна обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего».
Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке?
Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке?
Пушкин в своем произведении “Капитанская дочка” использовал один из приемов – вещий сон, в котором Гриневу приснился вожатый, который ему, находящемуся в степи, указал к жилью дорогу.
Таким приемом, автор налаживает связь между Гриневым и Емельяном Пугачевым, тем вожатым из сна, в реальности ставший предводителем войска казаков и самозваным царем.
Этот сон, по сути, опережает развитие будущих исторических событий, а так же в нем предсказывается и характер взаимоотношений, между этими двумя персонажами, офицером Петром Гриневым, и Емельяном Пугачевым.
Если осмыслить этот вещий сон, то в нем можно увидет предсказание казни тех людей, которые защищали Белогорскую Крепость
Прощение и покровительство Гриневу со стороны народного вождя
Один из наиболее ярких эпизодов “Капитанской дочки” – это сон Гринева, описанный во второй главе произведения (ниже вы можете ознакомиться с этим эпизодом). Этот сон главный герой видит в довольно экстремальной ситуации – во время бурана и сразу после знакомства с бородатым бродягой. Уже позже Петр Гринев узнает, что этот бродяга и есть тот самый Емельян Пугачев.
Что касается сна, то он как бы предсказывает дальнейшие события и задает трагическую тональность произведения. Далее во время развития сюжета читателю приходится снова и снова возвращаться к сценам из сна, хотя в начале он не придает его описанию особое значение.
Сам сон является довольно будничным и описывается как реальные события. Это уже не сон, а видение, потому как события в нем представлены отчетливо и ясно. Анализируя этот сон, мы видим, что он предсказывает будущий казачий бунт и непростые отношения Гринева и Пугачева. Бородатый мужик во сне – это предводитель казаков Емельян Пугачев, а кровавая расправа – это казнь в крепости. Уже из сна видно, что Петр как мог противостоял этой расправе. И ведь действительно, он не стал целовать руку Пугачеву. В сне упоминается и ласковое отношение предводителя казаков к Гриневу. О нем автор неоднократно упоминает и далее, описывая реальные события.
Таким образом, сон Петруши является пророчеством. О нем Гринев будет помнить до конца жизни, связывая многие события именно с ним.
Сон Гринева “Капитанская дочка”:
Вещий сон Петра Гринёва и его значение в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Подобное толкование какое ? о чем это? Поясни! противоречит самому принципу повествования Пушкина — с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. помнить при этом, что увиденный сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания. Отредактируй кусок, чтобы прояснить мысль.
Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся» `. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,– говорит она мне,– отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,– отвечала мне матушка,– это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…»
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.
Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…”»
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
Также Гринев – молодой человек, который ищет в жизни свою дорогу.
Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь.
Герой выведен обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в “нежные видения полусонья”.
Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное. Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.
Таким образом, сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Совершенно особую роль в романе играет этот сон, который герой видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым.
Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.
Сны в «Евгение Онегине» и «Капитанской дочке» (ЕГЭ по литературе)
Особенность сна любого литературного героя заключается в том, что читатель имеет возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа. Как справедливо можно заметить, сон Татьяны Лариной из романа в стихах «Евгений Онегин» и сон Петра Гринева из исторической повести «Капитанская дочка» – пророческие, вещие сны, выполняющие сюжетообразующую функцию. Вместе с этим, оба сна раскрывают характер героев, характеризуют их душу, иными словами – выполняют характерологическую функцию.
Наиболее тщательно и подробно изложен Пушкиным сон Татьяны Лариной в 5 главе романа (интересно отметить, что эпиграфом к этой главе послужили строчки из баллады Жуковского «Светлана»). Возможно определенным психологическим оправданием ее сна является тот факт, что героиня страдает после объяснения с Онегиным, которое явилась для нее ударом.
Как перед многими вещими снами в русско литературе, героиня гадает, собираясь узнать будущее, обратиться к потусторонним силам. Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы, среди которых зеркало занимает ключевое место. Его и кладет под подушку девушка. Вещий сон, который снится ей после гадания, заключается в том, что Татьяна, бродя по заснеженному лесу, натыкается на медведя и безуспешно пытается убежать от него, перебегая мост. Но медведь нагоняет девушку, подхватывает на руки и несет к избушке («…медведь проворно ее хватает и несет…он мчит ее лесной дорогой; вдруг меж дерев шалаш убогой…медведь промолвил: «Здесь мой кум: погрейся у него немножко!»») В избушке чудовища пытаются дотронуться, дотянуться до Татьяны, но Онегин кричит «Мое!» и «шайка вся покрылась вдруг».
Внезапно входят Ленский с Ольгой, раздраженный Евгений «хватает длинный нож» и убивает Владимира.
Разбирая сон Лариной невероятно важно обратить внимание на толкование отдельных деталей и образов, создающих пространство и сюжет сна. В эпизоде сна Татьяны присутствует множество символов, помогающих в этом. Так, например важнейшей деталей сна является зима. Помимо того, что она помогает в создании хроноскопа вещего сна, зима также имеет и второе значение. Когда как лето – символ рождения, материнства, жизни и радости в целом, зима – ровно наоборот – символ смерти и печали. Снег также вносит в толкование сновидения тему брака, так как снег – символ обновления и плодородия.
Возможно и другое толкование снега и зимы вт сне героини. Татьяна всю свою жизнь прожила в одиночестве, без единой родственной и близкой ей души, среди невежественного общества. Возможно ее жизненный путь во многом похож на картину, видимую ею во сне. Он холоден, как и снеговая поляна, по которой бродит героиня. Холоден от отсутствия нормальны, теплых, понимающих взаимоотношений. И идя по этому жизненному пути, не окружена ли героиня той самой «печальной мглой»?, Стоит заметить, что тема зимы сопровождает главную героиню произведения на протяжении всего романа в стихах. Характеризуя Татьяну, Пушкин писал:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодную красою
Любила русскую зиму…
Поезда на ярмарку невест и встреча Татьяны и Онегина в Петербурге, все это происходит зимой.
Далее (после символа зимы и снега) стоит обратить внимание на ручей, через который перешла Ларина, и «дрожащий, гибельный мосток».
М. Гершензон считал, что ручей – это «та граница, то пространство, которое разделяет людей между собой и препятствует им вступать во взаимные отношения друг с другом». Мостик через ручей – символ рака; перейти девушке через ручей – значит выйти замуж. Через этот ручей Татьяне помогает перебраться медведь (также символ замужества), который на пороге хижины, в которой находится Евгений, произносит очень важные для смыслового понимания сновидения слова: «Здесь мой кум». И действительно, позже, на приеме в Москве, генерал знакомит Онегина («родню и друга своего») со своей женой Татьяной. Получается, что медведь, приятель Онегина, предвещает героине будущего супруга – генерала, и по совместительству родственника Онегина.
Не менее важное значение в вещем сне играет хижина, в которой Онегин и «шайка домовых» празднуют что-то неизвестное читателю. Уродливые чудовища в хижине – символ провинциального дворянства той эпохи. Описание пира демонов в хижине сходно с описанием гости на именинах Татьяны. Во сне Татьяны: «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!»; а на именинах: «В гостиной встреча новых лиц, лай мосек, чмоканье девиц. Шум, хохот, давка у порога…». С другой стороны, можно провести и другую параллель. Хижина – это символ Онегин, а домовые – реалии его внутреннего мира. Таким образом, можно предположить, что хижина – своеобразный портрет главного героя произведения. Татьяна видит того, кто «мил и страшен ей» в роли хозяина хижины, которому подчиняются монстры, и ей становится менее страшно («И Тане уж не так ужасно»). Сначала героиня «глядит тихонько в щелку», затем «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Таким образом, Пушкин стремится показать постепенное постижение Татьяной характера Евгения. При появлении Татьяны в хижине пропадают все домовые, будто сама душа Евгения избавляется от «демонов». Финальные строки сна («Хижина пошатнулась») как бы намекают читателю на душевные переживания, душевную трагедию Онегина, осознавшего безнадежность чувств к Татьяне. Помимо всего прочего, стоит заметить черту народности в главной героиней. Ей снятся образы, которые во все времена ассоциировались у людей с Россий – зима, холод, медведь. В этом заключается характерологическая функция сна Татьяны Лариной.
Помимо характерологической, сон также выполняет сюжетообразующую функцию, предвещая смерть Владимира Ленского. (Множество символов покуют в раскрытии этой темы). «Вдруг ветер дунул, загашая огонь светильников ночных…», погасший «светильник» (вероятно, погасшая свеча) – символ смерти. Невероятно важным образом здесь выступает мельница («Вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет…»), ведь, как известно, дуэль Онегина и Ленского происходила у мельницы; она – место смерти Владимира. Во сне Евгений убивает Ленского, ровно то же происходит и в жизни.
В вещем сне Петра Гринева из исторической повести «Капитанская дочка» Петруша возвращается в отцовский дом, героя встречает мать и сообщает, что отец при смерти и хочет, чтобы Гринев подошел под его благословение. («Тише», _ говорит она мне – «отец болен при смерти и желает с тобою проститься»). Когда главный герой заходит в спальню отца, то видит вместо него бородатого мужчину: «Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая». Гринев отказывает подходить под благословении незнакомого человека, но мать настаивает: «- Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика? – «все равно, Петруша», – отвечала мне матушка – «это твой посаженный отец; поцалуй у него ручку, и путь он тебя благословит…» Я не соглашался». Уже позже, по ходу развития сюжета, читатели узнают в образе «мужика с черною бородою» Емельяна Пугачева, который метонимически заменил родного отца Гринева в его сне. Картина из сновидения позже повторится в романе, в главе «Приступ», когда после помилования самозванец будет готов отпустить Гринева при условии, что тот поцелует его руку, « «Цалуй руку, целуй руку!» – говорили около меня, но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Гринев отказывает целовать руку так же, как сделал это во сне. (Эти события указывают на пророческий характер сна). После отказа мужик хватает топор и начинает бегать по комнате за героем. («Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…») Вся эта кровь, неизвестно откуда взявшиеся трупы, все это – символ кровавости, той крови, которой заплатит Росия за восстание Емельяна Пугачева. Тема с посаженным отцом также повторится по ходу развития сюжета, уже в конце, в главе «Сирота», Пугачев произнесет такие слова: «Пожалуй, я буду посаженным отцом…». Во всем этом и заключается сюжетообразующая функция сновидения.
Характерологическая функция сна позволяет читателям разглядеть в Петре Гриневе лучшие качества личности. Среди них – честь, чувство долга, отвага и героизм; Петр отказывается подойти под благословение не отца, показывает, что он не воспринимает «мужика с черною бородою» как отца и под его благословение не пойдет.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62698