Почему собаки не любят ведьм. Предания и суеверия о собаках. Мифы, легенды, поверья
Почему собаки не любят ведьм. Предания и суеверия о собаках. Мифы, легенды, поверья
С давних пор, древнейшие спутники человека собаки, будоражат наше воображение. О самых преданых четвероногих друзьях сложено немало легенд и мифов.
В религиях народов мира можно проследить существование культа животного. Властелин Олимпа Зевс, являясь людям, превращался то в быка, то в лебедя, то в орла. Богиня-мать Исида принимала облик человека с коровьими рогами, а бог Пан шагал, опираясь на козлиные ноги. Древнегреческий бог Анубис представал перед людьми то с собачьей, то с шакальей головой.
В мифах большинства народов собака выполняет роль посредника между людьми и потусторонним миром. Вой собаки часто ассоциируется с предвестником чьей-то близкой или только что наступившей кончины. Египетский бог смерти Анубис, изображавшийся с телом человека и головой собаки, сопровождал усопших в мир иной. Его изображения обнаружены на стенах погребальных камер и гробниц Египта. Он конвоировал души умерших в зал судилища для “взвешивания” их душ на специальных весах, используя в качестве разновесов легчайшие пушинки.
В Египте существует миф об Анубисе, сыне Осириса. Мать Анубиса, опасаясь гонений со стороны всесильной сестры Исиды, спрятала его на берегу моря. Анубису, оставшемуся без воды и пищи, грозила голодная смерть. Однако, Исида, сжалившись, отправила на его поиски собаку, которая нашла его и вскормила своим молоком. Анубис выжил и, повзрослев, принял облик бога с телом человека и головой собаки.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте собаке отводилась роль не только охотника, охранника имущества, стража или развлекателя подрастающего поколения, но, прежде всего, божества.
Смерть собаки вызывала погружение домочадцев в глубокий траур. Тело усопшей собаки бальзамировали, оборачивали тонкими тканями и торжественно относили на специальное кладбище для собак, существовавшее в каждом городе. В соответствии с тогдашним обычаем, египтяне брили головы и длительное время не прикасались к еде.
В честь собаки египтянами даже был построен специальный город Кинополис (Город собак). Если кто-то из жителей других городов убивал собаку из Кинополиса, его население считало это достаточным поводом для объявления войны.
Пытавшихся спрятать тело убитой собаки, все равно находили. Видимо, отсюда и пошло выражение: “Вот, где собака зарыта!”
Персонаж древнегреческой мифологии – трехглавый адский пес Цербер, шея которого была “украшена” грозно шипящими змеями, сторожил выход из мрачного царства Аида от попыток душ умерших вернуться в мир живых. Он впускал туда всех, но не выпускал обратно никого. Чтобы Цербер не сжирал тела усопших, в гробы клали медовые пряники с целью задобрить грозного стража. Лишь Орфею и Гераклу удалось дважды пройти мимо него и вернуться из Аида.
Там, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикс водились чудовищные собаки, сопровождавшие свиту великой богини Гекаты. Безлунными ночами она блуждала по дорогам и мимо могил, сопровождаемая собаками, всякого рода привидениями и чудовищами, насылая на спящих людей жуткие кошмары и ужасные сны. Геката считалась помощницей в колдовских делах, чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собаку.
Многие ученые древности полагали, что собака обладает божественной сущностью. Греческий философ Сократ имел обыкновение клясться собакой, а премудрый Платон считал ее большим философом.
По возвращении из Египта в Грецию, математик Пифагор настоятельно рекомендовал своим последователям держать собаку у рта умирающего, так как считал, что только эти животные достойны принять отлетающую душу человека, чтобы сохранить его добродетели.
В культах Древней Греции, Рима, Индии, Ирана, Мексики и других стран собака выступала в качестве “охранника” загробного мира душ усопших. По свидетельству великого Гомера, только верный пес Аргус признал постаревшего Одиссея, вернувшегося из долгих странствий и похождений в родной дом и начавшего наводить там надлежащий порядок.
Боги древних греков применяли собак и на охоте, например, богиня Артемида превратила охотника Актеона, проявившего непослушание, в оленя.
Интересно распространение древними греками области почитания собаки на небесные сферы. Восходом Сириуса, признанного звездой собаки, начинался новый год у афинян, а собака легендарного охотника Ориона в знак уважения была превращена древнегреческими астрономами в ярчайшее созвездие на лике Вселенной.
Обратил внимание на собаку и другой известный человек античной Греции – знаменитый Диоген, следовавший в своей жизни заповедям свободы: её символом он считал бездомную бродячую собаку, которая не обременена необходимостью придерживаться правил приличия.
Александр Македонский, познакомившийся с Диогеном, услышал от него такой совет: “Приобрети себе собаку, которая за тебя будет облаивать людей, не нравящихся тебе”.
На что Александр воскликнул: “Если бы я не был Александром Великим, то хотел бы быть Диогеном!”
Культ собаки существовал в Перу задолго до культа солнца. Индейцы Аляски вели свое происхождение от местных собак лаек. Эскимосы в древности также считали собаку своим тотемом. Не были исключением индейцы Северной и Южной Америки. Они считали, что их Бог Нагайхо сотворил мир из ничего, создал все вещи, явления природы и живых существ, кроме собаки, которую ему не пришлось создавать, так как, по их мнению, она была всегда.
У ацтеков Северной Америки собака считалась священной. Согласно их воззрениям, душа человека может спастись после его смерти с помощью собаки, которая поможет найти душе человека верный путь в потусторонний мир. Поэтому перед смертью ацтек обязательно смотрел на свою собаку, обнаруживая в ее преданных глазах готовность исполнить любое желание хозяина.
По поверьям индейцев племени сиу, конец света наступит тогда, когда взобравшаяся на Луну старуха закончит вязание корзины. Но всякий раз, когда бабка должна вот-вот завершить свою работу, Большая Собака успевает проглотить бабушкину корзину и тем самым спасает человечество от страшной катастрофы. И по их мнению, именно это является причиной периодических лунных затмений.
В прошлом, папуасы Новой Гвинеи были убеждены в том, что гром вызван лаем собаки, охраняющей границы государства мертвецов. Они также полагали, будто огнедышащей собаке, охраняющей врата рая, за верную службу полагаются все поступающие в рай девственницы.
В сказаниях некоторых африканских народов собака выступает как добытчица огня. Например, племя бако считает, что Всевышний послал людям собаку с пылающей ветвью. С тех пор собакам позволено спать у огня. В другом африканском племени считалось, что людям огонь принесла говорящая собака Рукуба, украв его у бога Ньямурайри. С тех пор существует дружба между человеком и собакой.
Когда-то различные племена Эфиопии полагали, что бог существует в образе собаки. Причем своеобразным индикатором одобрения какого-либо поступка было виляние собачьего хвоста: чем оно было активнее, тем богоугоднее. Если же собака вылизывала человека или часть его тела, то это считалось великой милостью Всевышнего. И, наоборот, злобный лай собаки определенно воспринимался как проявление божьего недовольства. А рычание пса на подданного могло стоить тому головы.
Собаке поручались не только души, но и тела людей. В некоторых странах мира тело усопшего подвергалось поеданию собаками или другими хищными животными. Одним словом, у большинства народов древности собака была окружена большим почетом.
О том, что собака занимала высокий ранг в обществе древних предков туркмен, говорит тот факт, что их бог – Ахура Мазда – весьма гордился тем, что его пес “самоодет, самообут, бдителен, острозуб, рожден охранять людское добро”.
Культ собаки был распространен и в древней Месопотамии, куда собаки попали из Центральной Азии еще в незапамятные времена. По преданию древних месопотамцев, именно собака с четырьмя желтыми глазами охраняла мост, ведущий душу покойника в потусторонний мир.
Избиение собаки осуждалось древними ассирийцами и вавилонянами как преступление. Они считали, что убить человека – меньший грех, нежели скормить собаке дурную пищу. Ибо – заявляли древние мудрецы – “не может дом существовать сам по себе, без овчарней собаки, без домашнего пса”.
В трех крупнейших мировых религиях собакам приписывается отрицательная роль. У христиан они считались нечистыми животными. Это негативное отношение было и у евреев. Правда, у иудеев есть легенда, реабилитирующая собаку, которая, будучи верным спутником человека, удостаивается чести после смерти попасть на небеса.
У мусульман, у которых собака также считается нечистым животным, некоторые особо отличившиеся верностью собаки имеют право попасть в рай. В 18-ой суре Корана содержится притча о семи спящих. Вот ее содержание.
Семь правоверных молодых мужей, преследовавшихся за веру, скрылись от гонителей в горной пещере.
Один из них взял с собой любимого пса по имени Китмир. Остальные, опасавшиеся того, что собака лаем выдаст их, попытались прогнать ее. Тогда Китмир, которому Аллах даровал способность говорить человеческим голосом, сказал:
“Я люблю каждого, кто дорог Аллаху. Идите же и спите спокойно, а я буду охранять ваш сон!”. Так и случилось: 309 лет подряд охранял верный пес покой спящих, пока их не обнаружили в добром здравии.
Но, в то же время, как и в древности, так и в средние века суеверное отношение к собакам, что называется, било через край. Например, пес черного окраса воспринимался маскировочной оболочкой дьявола.
В легендах старой Англии черная собака всегда несла зло, являясь предвестником всякого рода несчастий, болезней, смерти. В Уэльсе, например, все были твердо убеждены: если вблизи дома умирающего человека появляется черная собака, значит душа покойника на том свете обречена на муки вечные.
В XV веке в Европе полагали, будто собака дружит с темными силами. Прежде всего это касалось особей черной масти. Черная собака и дьявол в мышлении средневекового человека ассоциировались со зловещим союзом сил мрака.
В тогдашней Европе широкое распространение получило следующее предубеждение: собаки обладают способностью общаться со всякого рода потусторонними силами. Случалось, что ни в чем не повинных собак – в первую очередь черных – на процессах “ведьм” казнили повешением.
До сих пор чешские пастухи предпочитают собак белой масти. Они считают, что черные собаки могут нанести вред скоту. Однако по их представлениям заболевшую скотину может излечить черная же собака. Для этого достаточно в миску с водой положить горящие угли, а затем облить этой водой черного пса, и все болезни скотины тут же перейдут на собаку.
Еще в XIII веке во Франции существовал культ святого Кинофора. Его имя в переводе с греческого означает “собака”. Святой Кинофор являлся покровителем собак.
Легенда гласит, что некий хозяин незаслуженно убил свою собаку мечом. Вскоре после этого его замок сгорает, что было воспринято служащими как возмездие Всевышнего. Они стали поклонятся могиле собаки. Святой Кинофор возвел эту собаку в ранг святых. С тех пор на собачьей могиле стали происходить чудеса: исцелялись больные и увечные.
Несмотря на то, что в средневековом Китае считалось, что собака отпугивает злых духов и прочую нечисть, к черным собакам относились с предубеждением. По мнению китайцев, собаки черной масти могли накликать на хозяев беду.
Однако и сейчас суеверию людей нет границ. В Индии очень популярна йога для собак, занятия которой проводятся в специальной школе йоги. Примерно двести человек, в основном женщины, регулярно приводят своих питомцев на часовые занятия. Поклонники этой школы утверждают, что йога поможет избавить животных от дурного глаза, наветов и всякого рода болезней.
И все же люди пронесли свою любовь к собакам из глубины веков вплоть до сегодняшнего дня, а те, в свою очередь, отвечали на это взаимностью, преданностью, верностью истинных друзей человека.
В Туркменистане тоже существует ряд обычаев и обрядов, связанных с собакой.
Жалобный вой собаки считается нехорошей приметой. В этом случае проводят обряд-худай ёлы – символическое подношение духам во избежание несчастья.
Согласно древнему обычаю, родившегося первенца, перепеленав, клали перед собакой. Если собака, обнюхав ребенка, удалялась, то тогда говорили: “Значит, он ей не нужен”. А раз так, значит, его и смерть не возьмет. Вот почему этого ребенка нарекают именем “Италмаз”, что в переводе означает “собака не возьмет”.
Альтернативный взгляд
Статей за 48 часов: 92
- Главная
- Альтернативные новости
- Мистика и тайны религий
- Собаки чувствуют смерть человека. Или о мистических свойствах животных
Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: [email protected] или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).
Собаки чувствуют смерть человека. Или о мистических свойствах животных
Собака во все времена считалась самым надежным и верным другом человека. Однако, нередко, в народных приметах, суевериях и мифах собака предстает в совершенно неожиданном и даже негативном свете. В древних сказаниях собаки были жителями потустороннего мира, вестниками смерти, несчастий. Более того иногда эти животные ассоциировались с демонами и самими дьяволом.
Жуткий ночной вой собак или внезапное появление их в доме вызывали очень часто у людей страх, например, это могло считаться предвестием смерти или какого-то страшного несчастья. А еще наши предки боялись встречи с собаками на ночных дорогах. В средневековье, особенно во Франции и Испании люди верили, что перед смертью человека мистический угольно-черный пес три раза обегает вокруг дома или ложится у его порога.
Древние славяне верили, что собаки черного цвета состоят в особо тесной связи с загробным миром. Верили также, что черные собаки видят ангела смерти, когда тот приближается к умирающему человеку. Похожие мистические свойства приписывались «четырехглазкам», у которых белые пятна над глазами, и собакам «ярчукам» — первые с помета. От таких собак не могло скрыться ни одно привидение. Вырастить таких собак непросто, так как колдуны и ведьмы всеми силами стараются ее извести.
Древние германцы верили, что ведьмы чаще всего оборачиваются в собак, также было поверье, что души покойников чаще всего появляются именно в образе собак. По немецкому же поверью в виде злых, маленьких, черных собак ночью бродят души самоубийц.
Таких легенд о собаках – тысячи. И даже в наше время, когда люди сталкиваются с необычным поведением собак, они тут же вспоминают древние сказания. Разумеется, что большинство современных людей не верят в чертовщину. И, тем не менее, иногда случаются такие жутковатые случаи, что начинаешь верить и в Бога, и в Черта!
Черная собака. Рассказывает очевидец Елена
Это был теплый солнечный день, моя дочь второклашка пришла со школы вдвоем с подружкой. Пообедали и попросили разрешения взять игрушки и немного поиграть во дворе. Я разрешила, но только при условии, что буду видеть девочек с окна. Буквально через минуту слышу звонок в дверь. Открываю — девчонки стоят. Спрашиваю у них:
— Что случилось? Почему не идете во двор?
— Мы не можем выйти из подъезда, там, у двери стоит большая черная собака, нас не выпускает. Нам страшно! – Ответили мне девочки.
Дочка сказала, что когда она открыла дверь подъезда, там стояла большая черная собака, злобно смотрела на них и рычала. Девочки испугались и вернулись домой.
Тогда я сама решила пойти посмотреть, что там за собака стоит. Взяла кусок хлеба и вместе с девочками спустилась вниз. Открываю дверь подъезда, а там и правда, стоит огромный черный дог. Злой, рычит. У меня аж по спине поползли мурашки. Я пыталась заговорить с псом, мол, что ты сюда пришел, давай поешь и иди гулять. Бросила кусок хлеба, но собака даже не шевельнулась и дальше смотрела мне в глаза. А потом она жалобно заскулила, будто хотела мне что-то сказать. Мне стало страшно, как никогда. Я не выдержала, закрыла дверь и сказала девочкам, чтобы они отправлялись играть домой. Мы поднялись в квартиру, я занялась своими делами и я забыла про эту собаку. Как вдруг зазвонил телефон, это была моя тетя, которая сказала мне, что умерла моя мама. Получается, что та собака хотела меня предупредить о несчастье?
Почему собаки не любят ведьм. Предания и суеверия о собаках. Мифы, легенды, поверья
С давних пор, древнейшие спутники человека собаки, будоражат наше воображение. О самых преданых четвероногих друзьях сложено немало легенд и мифов.
В религиях народов мира можно проследить существование культа животного. Властелин Олимпа Зевс, являясь людям, превращался то в быка, то в лебедя, то в орла. Богиня-мать Исида принимала облик человека с коровьими рогами, а бог Пан шагал, опираясь на козлиные ноги. Древнегреческий бог Анубис представал перед людьми то с собачьей, то с шакальей головой.
В мифах большинства народов собака выполняет роль посредника между людьми и потусторонним миром. Вой собаки часто ассоциируется с предвестником чьей-то близкой или только что наступившей кончины. Египетский бог смерти Анубис, изображавшийся с телом человека и головой собаки, сопровождал усопших в мир иной. Его изображения обнаружены на стенах погребальных камер и гробниц Египта. Он конвоировал души умерших в зал судилища для “взвешивания” их душ на специальных весах, используя в качестве разновесов легчайшие пушинки.
В Египте существует миф об Анубисе, сыне Осириса. Мать Анубиса, опасаясь гонений со стороны всесильной сестры Исиды, спрятала его на берегу моря. Анубису, оставшемуся без воды и пищи, грозила голодная смерть. Однако, Исида, сжалившись, отправила на его поиски собаку, которая нашла его и вскормила своим молоком. Анубис выжил и, повзрослев, принял облик бога с телом человека и головой собаки.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте собаке отводилась роль не только охотника, охранника имущества, стража или развлекателя подрастающего поколения, но, прежде всего, божества.
Смерть собаки вызывала погружение домочадцев в глубокий траур. Тело усопшей собаки бальзамировали, оборачивали тонкими тканями и торжественно относили на специальное кладбище для собак, существовавшее в каждом городе. В соответствии с тогдашним обычаем, египтяне брили головы и длительное время не прикасались к еде.
В честь собаки египтянами даже был построен специальный город Кинополис (Город собак). Если кто-то из жителей других городов убивал собаку из Кинополиса, его население считало это достаточным поводом для объявления войны.
Пытавшихся спрятать тело убитой собаки, все равно находили. Видимо, отсюда и пошло выражение: “Вот, где собака зарыта!”
Персонаж древнегреческой мифологии – трехглавый адский пес Цербер, шея которого была “украшена” грозно шипящими змеями, сторожил выход из мрачного царства Аида от попыток душ умерших вернуться в мир живых. Он впускал туда всех, но не выпускал обратно никого. Чтобы Цербер не сжирал тела усопших, в гробы клали медовые пряники с целью задобрить грозного стража. Лишь Орфею и Гераклу удалось дважды пройти мимо него и вернуться из Аида.
Там, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикс водились чудовищные собаки, сопровождавшие свиту великой богини Гекаты. Безлунными ночами она блуждала по дорогам и мимо могил, сопровождаемая собаками, всякого рода привидениями и чудовищами, насылая на спящих людей жуткие кошмары и ужасные сны. Геката считалась помощницей в колдовских делах, чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собаку.
Многие ученые древности полагали, что собака обладает божественной сущностью. Греческий философ Сократ имел обыкновение клясться собакой, а премудрый Платон считал ее большим философом.
По возвращении из Египта в Грецию, математик Пифагор настоятельно рекомендовал своим последователям держать собаку у рта умирающего, так как считал, что только эти животные достойны принять отлетающую душу человека, чтобы сохранить его добродетели.
В культах Древней Греции, Рима, Индии, Ирана, Мексики и других стран собака выступала в качестве “охранника” загробного мира душ усопших. По свидетельству великого Гомера, только верный пес Аргус признал постаревшего Одиссея, вернувшегося из долгих странствий и похождений в родной дом и начавшего наводить там надлежащий порядок.
Боги древних греков применяли собак и на охоте, например, богиня Артемида превратила охотника Актеона, проявившего непослушание, в оленя.
Интересно распространение древними греками области почитания собаки на небесные сферы. Восходом Сириуса, признанного звездой собаки, начинался новый год у афинян, а собака легендарного охотника Ориона в знак уважения была превращена древнегреческими астрономами в ярчайшее созвездие на лике Вселенной.
Обратил внимание на собаку и другой известный человек античной Греции – знаменитый Диоген, следовавший в своей жизни заповедям свободы: её символом он считал бездомную бродячую собаку, которая не обременена необходимостью придерживаться правил приличия.
Александр Македонский, познакомившийся с Диогеном, услышал от него такой совет: “Приобрети себе собаку, которая за тебя будет облаивать людей, не нравящихся тебе”.
На что Александр воскликнул: “Если бы я не был Александром Великим, то хотел бы быть Диогеном!”
Культ собаки существовал в Перу задолго до культа солнца. Индейцы Аляски вели свое происхождение от местных собак лаек. Эскимосы в древности также считали собаку своим тотемом. Не были исключением индейцы Северной и Южной Америки. Они считали, что их Бог Нагайхо сотворил мир из ничего, создал все вещи, явления природы и живых существ, кроме собаки, которую ему не пришлось создавать, так как, по их мнению, она была всегда.
У ацтеков Северной Америки собака считалась священной. Согласно их воззрениям, душа человека может спастись после его смерти с помощью собаки, которая поможет найти душе человека верный путь в потусторонний мир. Поэтому перед смертью ацтек обязательно смотрел на свою собаку, обнаруживая в ее преданных глазах готовность исполнить любое желание хозяина.
По поверьям индейцев племени сиу, конец света наступит тогда, когда взобравшаяся на Луну старуха закончит вязание корзины. Но всякий раз, когда бабка должна вот-вот завершить свою работу, Большая Собака успевает проглотить бабушкину корзину и тем самым спасает человечество от страшной катастрофы. И по их мнению, именно это является причиной периодических лунных затмений.
В прошлом, папуасы Новой Гвинеи были убеждены в том, что гром вызван лаем собаки, охраняющей границы государства мертвецов. Они также полагали, будто огнедышащей собаке, охраняющей врата рая, за верную службу полагаются все поступающие в рай девственницы.
В сказаниях некоторых африканских народов собака выступает как добытчица огня. Например, племя бако считает, что Всевышний послал людям собаку с пылающей ветвью. С тех пор собакам позволено спать у огня. В другом африканском племени считалось, что людям огонь принесла говорящая собака Рукуба, украв его у бога Ньямурайри. С тех пор существует дружба между человеком и собакой.
Когда-то различные племена Эфиопии полагали, что бог существует в образе собаки. Причем своеобразным индикатором одобрения какого-либо поступка было виляние собачьего хвоста: чем оно было активнее, тем богоугоднее. Если же собака вылизывала человека или часть его тела, то это считалось великой милостью Всевышнего. И, наоборот, злобный лай собаки определенно воспринимался как проявление божьего недовольства. А рычание пса на подданного могло стоить тому головы.
Собаке поручались не только души, но и тела людей. В некоторых странах мира тело усопшего подвергалось поеданию собаками или другими хищными животными. Одним словом, у большинства народов древности собака была окружена большим почетом.
О том, что собака занимала высокий ранг в обществе древних предков туркмен, говорит тот факт, что их бог – Ахура Мазда – весьма гордился тем, что его пес “самоодет, самообут, бдителен, острозуб, рожден охранять людское добро”.
Культ собаки был распространен и в древней Месопотамии, куда собаки попали из Центральной Азии еще в незапамятные времена. По преданию древних месопотамцев, именно собака с четырьмя желтыми глазами охраняла мост, ведущий душу покойника в потусторонний мир.
Избиение собаки осуждалось древними ассирийцами и вавилонянами как преступление. Они считали, что убить человека – меньший грех, нежели скормить собаке дурную пищу. Ибо – заявляли древние мудрецы – “не может дом существовать сам по себе, без овчарней собаки, без домашнего пса”.
В трех крупнейших мировых религиях собакам приписывается отрицательная роль. У христиан они считались нечистыми животными. Это негативное отношение было и у евреев. Правда, у иудеев есть легенда, реабилитирующая собаку, которая, будучи верным спутником человека, удостаивается чести после смерти попасть на небеса.
У мусульман, у которых собака также считается нечистым животным, некоторые особо отличившиеся верностью собаки имеют право попасть в рай. В 18-ой суре Корана содержится притча о семи спящих. Вот ее содержание.
Семь правоверных молодых мужей, преследовавшихся за веру, скрылись от гонителей в горной пещере.
Один из них взял с собой любимого пса по имени Китмир. Остальные, опасавшиеся того, что собака лаем выдаст их, попытались прогнать ее. Тогда Китмир, которому Аллах даровал способность говорить человеческим голосом, сказал:
“Я люблю каждого, кто дорог Аллаху. Идите же и спите спокойно, а я буду охранять ваш сон!”. Так и случилось: 309 лет подряд охранял верный пес покой спящих, пока их не обнаружили в добром здравии.
Но, в то же время, как и в древности, так и в средние века суеверное отношение к собакам, что называется, било через край. Например, пес черного окраса воспринимался маскировочной оболочкой дьявола.
В легендах старой Англии черная собака всегда несла зло, являясь предвестником всякого рода несчастий, болезней, смерти. В Уэльсе, например, все были твердо убеждены: если вблизи дома умирающего человека появляется черная собака, значит душа покойника на том свете обречена на муки вечные.
В XV веке в Европе полагали, будто собака дружит с темными силами. Прежде всего это касалось особей черной масти. Черная собака и дьявол в мышлении средневекового человека ассоциировались со зловещим союзом сил мрака.
В тогдашней Европе широкое распространение получило следующее предубеждение: собаки обладают способностью общаться со всякого рода потусторонними силами. Случалось, что ни в чем не повинных собак – в первую очередь черных – на процессах “ведьм” казнили повешением.
До сих пор чешские пастухи предпочитают собак белой масти. Они считают, что черные собаки могут нанести вред скоту. Однако по их представлениям заболевшую скотину может излечить черная же собака. Для этого достаточно в миску с водой положить горящие угли, а затем облить этой водой черного пса, и все болезни скотины тут же перейдут на собаку.
Еще в XIII веке во Франции существовал культ святого Кинофора. Его имя в переводе с греческого означает “собака”. Святой Кинофор являлся покровителем собак.
Легенда гласит, что некий хозяин незаслуженно убил свою собаку мечом. Вскоре после этого его замок сгорает, что было воспринято служащими как возмездие Всевышнего. Они стали поклонятся могиле собаки. Святой Кинофор возвел эту собаку в ранг святых. С тех пор на собачьей могиле стали происходить чудеса: исцелялись больные и увечные.
Несмотря на то, что в средневековом Китае считалось, что собака отпугивает злых духов и прочую нечисть, к черным собакам относились с предубеждением. По мнению китайцев, собаки черной масти могли накликать на хозяев беду.
Однако и сейчас суеверию людей нет границ. В Индии очень популярна йога для собак, занятия которой проводятся в специальной школе йоги. Примерно двести человек, в основном женщины, регулярно приводят своих питомцев на часовые занятия. Поклонники этой школы утверждают, что йога поможет избавить животных от дурного глаза, наветов и всякого рода болезней.
И все же люди пронесли свою любовь к собакам из глубины веков вплоть до сегодняшнего дня, а те, в свою очередь, отвечали на это взаимностью, преданностью, верностью истинных друзей человека.
В Туркменистане тоже существует ряд обычаев и обрядов, связанных с собакой.
Жалобный вой собаки считается нехорошей приметой. В этом случае проводят обряд-худай ёлы – символическое подношение духам во избежание несчастья.
Согласно древнему обычаю, родившегося первенца, перепеленав, клали перед собакой. Если собака, обнюхав ребенка, удалялась, то тогда говорили: “Значит, он ей не нужен”. А раз так, значит, его и смерть не возьмет. Вот почему этого ребенка нарекают именем “Италмаз”, что в переводе означает “собака не возьмет”.
Собака в мифологии и легендах разных стран
С древнейших времен собака была верным другом человека: она помогала ему на охоте, охраняла его скот от хищников и жилище — от воров, играла с ребятишками, а народы Севера издавна использовали собак и в качестве ездовых животных.
Неудивительно поэтому, что за собакой закрепилась позитивная символика преданности и верности.
Острое природное чутье четвероногого друга сделало его эмблемой бдительности. У китайцев и японцев, высоко ценивших самоотверженность верного сторожа, собака — символ надежной защиты.
В мифологии собаку часто связывали с богами подземного Царства Мертвых: египетским Анубисом, индуистским Ямой, греческими Аидом и Гекатой и т.д. В загробном мире собака исполняла либо роль проводника душ умерших, либо охраняла ворота ада. В последнем случае адскому псу придавалась соответствующая внешность.
Так, Цербер, страж греческого ада, имел три песьи головы, издававшие грозное рычание.
Из смрадных пастей Цербера на землю капала ядовитая слюна, на шее вместо ошейника извивались шипящие змеи, а хвост его оканчивался зубастой головой дракона. Это чудовище надежно охраняло ворота загробного царства Аида, и лишь величайшему герою Эллады, Гераклу, удалось его укротить и доставить ко двору микенского царя Эврисфея (11-й подвиг Геракла).
Почему же собака в мифах имеет отношение к смерти и Царству Мертвых? Дело тут, по-видимому, в ее обостренном чутье. Часто люди не могли понять, почему собака настораживается, начинает лаять или выть без видимой для них причины. Из этих наблюдений за ее поведением родилось поверье, будто собака способна видеть духов.
До наших дней сохранилось древнее суеверие, что собака воет к покойнику, поскольку она видит или чувствует подкрадывающуюся к человеку Смерть. Все эти поверья и сделали собаку спутницей древних богов смерти. Что же касается ее функций в загробном мире, то они аналогичны земным.
Чудовищные псы, враждебные людям, встречаются в мифах разных народов . Чаще всего они олицетворяют непонятные, а потому и страшные, явления природы.
В корейских мифах, например, фигурируют «огненные собаки» пулькэ или хвагу, пожирающие солнце и луну. Они, таким образом, признаются виновниками солнечных и лунных затмений.
В скандинавской мифологии злобный гигантский пес Гарм, олицетворение разрушительных стихийных сил, сорвавшись с цепи, приковывавшей его к скале Гни-пахеллир, угрожает гибелью всему человечеству, но могучий Тор, спасая богов и людей, убивает чудовищного пса.
Наряду с чудовищными адскими псами в мифологии древних действуют и добрые божества в собачьем обличье.
Древние китайские символы – легендарные собаки «фу», императорские покровители в фэн шуй являются очень сильным символом защиты.
Традиционно их размещали перед роскошными дворцами, храмами, правительственными учреждениями, подобно средневековым горгульям, охраняющим средневековые замки. Кроме того, собаки «фу» – символ высокого социального положения , материального благополучия в отдельно взятой семье, их любят помещать перед богатыми домами.
Самое главное, что характеризует собак «фу» – связь между ними и Буддой. Внешне они напоминают существ с львиной головой и рожками на ней, часто с телом оленя, покрытым чешуей и с немного завитым хвостом. Название, которое дали собакам «фу», происходило от китайского слова для Будды – «фо» и оригинальное название стражей-левособак – «собака фо». Кроме того, животное называют «львом из Кореи».
В армянской мифологии аралезы, духи умерших собак, слетаются с неба на поля отгремевших сражений, усеянные трупами. Они зализывают раны убитых солдат, и некоторые из них оживают.
В мифах абхазов мы встречаем удивительное божество — повелителя собак. Алышкентыр вездесущ и наделен сверхъестественной силой. Разгневавшись, он способен в мгновение ока убить множество собак или напустить на них бешенство. Если же обратиться к нему с молитвой, Алышкентыр может наградить человека необычайно умной и преданной собакой.
В древних мифах и средневековых легендах особое место занимают нелепые предания о кинокефалах — людях с собачьими головами.
Римский писатель и оратор Элиан Клавдий (II—III вв.) причислял к кинокефалам одно из индийских племен. Он отзывался о его представителях как о честных и добрых людях с головами собак, занимающихся охотой и скотоводством, вполне разумных, но лишенных дара речи и способных только рычать.
Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло (1254—1324), описывая жителей Андаманских островов, напротив, упоминает о кинокефалах как о диких и злобных людоедах с песьими головами.
О кинокефалах писали и Плиний Старший, и Павел Диакон, и Адам Бременский, и другие известные авторы античности и Средневековья, однако их «авторитетные» свидетельства базировались лишь на непроверенных слухах и досужих вымыслах. Что же касается Марко Поло, действительно повидавшего мир, то он, по-видимому, наблюдал за дикими андаманцами с большого расстояния, опасаясь угодить им на закуску.
В религии народов мира мнения о собаке резко разделились.
Если иудеи и мусульмане считали ее нечистым животным, олицетворением низости, жадности и угодливости, то в «Авесте», священной древнеперсидской книге, утверждается, что собака — наиболее чистое животное, обладающее некой мистической силой для борьбы с полчищами духов мрачного Аримана. В маздеистском культе жизнь собак была поставлена под охрану, а хоронили их с почестями, словно выдающихся людей, в специальных склепах — оссу-ариях.
Многие североамериканские племена индейцев почитали собак как священных животных, а ацтеки даже бальзамировали умерших собак.
В буддизме же отношение к собаке презрительное. Это можно заключить даже из слов самого Будды, сказавшего однажды: тот, кто живет как собака, после смерти и перевоплотится в собаку.
В христианстве собака, образно говоря, вызвала очередной церковный раскол. Католическая церковь признала ее символом верности официальной догматике и бдительности по отношению к ереси и еретикам, а Русская православная церковь усматривала в собаке подлое и греховное существо. Слова «пес», «собака», «сукин сын» и т.д. употреблялись на Руси в качестве бранных. При известии о внезапной гибели вора, подлеца или негодяя русские обычно приговаривали с холодным презрением: «Собаке — собачья смерть!».
В античной иконографии с собачьими головами изображались египетский бог Анубис-покровитель мира мертвых и эллинистический Гермес Трисмегист.
В христианской иконографии собака — верный спутник некоторых католических святых, и прежде всего св. Доминика. Собака Доминика держит в пасти горящий факел, символизирующий пламенную веру. Дело в том, что испанский монах Доминик основал в 1215 году монашеский орден доминиканцев, выполнявший обязанности инквизиции. Благодаря игре слов («Dominus» на латинском означает «Господь», «canes» — «собаки»), доминиканцев, неустанно преследовавших еретиков, прозвали «псами Господними».
Собака является также атрибутом пилигрима Роха и Маргариты Кротонской. Согласно церковным легендам, бредущему через пустыню и умирающему от голода страннику собака принесла хлеба, а Маргариту она привела к месту, где было спрятано тело ее убитого возлюбленного.
В православной иконографии по указанным выше причинам собаке нет места.
В изобразительном искусстве соответствующие качества собаки сделали ее атрибутом нескольких аллегорических фигур: Верности, Обоняния и Меланхолии.
В портретной живописи собака олицетворяет супружескую верность, если она лежит на коленях или у ног женщины.
В геральдике пес, также символизирующий верность, мог изображаться сидящим, стоящим или бегущим, но только в профиль.
В английских и венгерских гербах использовались и профильные изображения собачьей головы.
В российской геральдике, по уже известным читателю причинам, эмблема пса долгое время отсутствовала, однако в XVIII веке, после петровских преобразований и в результате усилившихся контактов с Западом, она все же вошла в русские гербы.
Как правило, эта эмблема употреблялась в качестве «говорящей» (в гербах дворян Собакиных, Собаковых, Борзовых и др.), но в отдельных случаях она несла на себе классическую символику верности. Именно в таком значении, например, собака в золотом ошейнике была изображена в гербе Милора-довичей.
В мировой истории эмблема собаки использовалась и в древности, и в Средние века, и даже в Новейшее время.
В античной Греции она принадлежала философам-киникам (от греч. «куоп» — «собака»). Один из главных представителей философской школы киников, Ан-тисфен, утверждал, что жить следует «подобно собаке», т.е. в полном согласии с природой. Киники, как анархисты древности, отвергали государство и другие политические институты, считали ненужной обузой семью и собственность, отрицали науку, культуру, искусство и т.д. Готовые довольствоваться малым, они стремились к максимальной независимости от общества.
Начиная с мрачной эпохи Средних веков собака неожиданно становится символом палачества.
В Западной Европе эмблему собаки приняли, как уже отмечалось, католические монахи-доминиканцы, особенно «прославившиеся» при подавлении и искоренении альбигойской ереси.
Цветущие провинции Южной Франции, залитые в результате Крестовых походов потоками крови, покрытые руинами и пеплом пожарищ — на их совести, равно как и на совести безжалостных палачей-крестоносцев.
На Руси эмблему собачьей головы носили другие, не менее кровавые палачи — опричники Ивана Грозного. Собачья голова, притороченная к седлу коня опричника, символизировала его слепую преданность царю, готовность повсюду вынюхивать «измену» и выгрызать ее подобно бешеной собаке. Возможно, именно в опричнине и следует искать причину ненависти к собаке Русской православной церкви, сурово осуждавшей кровавый террор стремившегося к неограниченной власти грозного царя.
Еще один подобный пример переносит нас в начало XX века. В ноябре 1918 года в Германии вспыхнуло пламя народной революции. Готовясь к расправе над восставшими рабочими, член германского правительства Густав Носке, словно оправдываясь перед собравшимися на совещание министрами и генералами, заявил: «Кому-то ведь надо быть кровавой собакой!»
Палач утопил революцию в крови, зверски расправился с ее вождями Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург, и вошел в историю под именем «кровавой собаки Носке».
В заключение данной главы необходимо отметить, что уподобление выродков рода человеческого собаке является, без сомнения, тяжким и незаслуженным оскорблением для доброго, верного и преданного животного.