17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зрительный анализатор гигиена зрения. Зрительный анализатор и его гигиена. Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Строение и функции зрительного анализатора

Содержание статьи

  • Строение и функции зрительного анализатора
  • Какие функции выполняет цитоплазма
  • Строение и функции плазматических мембран

Основные отделы

Система органов, образующая зрительный анализатор, состоит из нескольких отделов:

  • периферический (включает рецепторы сетчатки);
  • проводниковый (представлен зрительным нервом);
  • центральный (центр зрительного анализатора).

Благодаря периферическому отделу обеспечивается возможность сбора зрительной информации. Через проводниковую часть она передаётся в кору мозга, где происходит её обработка.

Строение глаз

Глаза располагаются в глазницах (углублениях) черепа, состоят из глазных яблок, вспомогательного аппарата. Первые имеют форму шара диам. до 24 мм, весят до 7-8 г. Они образованы несколькими оболочками:

  1. Склера – наружная оболочка. Непрозрачная, плотная, включает кровеносные сосуды, нервные окончания. Передняя часть соединена с роговицей, задняя – с сетчаткой. Склера придает форму глазам, не давая им деформироваться.
  2. Сосудистая оболочка. Благодаря ей питательные вещества поступают к сетчатке.
  3. Сетчатка. Образована клетками фоторецепторов (палочки, колбочки), вырабатывающие вещество родопсин. Оно преобразовывает энергию света в электрическую, в дальнейшем она распознаётся корой мозга.
  4. Роговица. Прозрачная, без кровеносных сосудов. Находится она в переднем отделе глаза. В роговице преломляется свет.
  5. Радужная оболочка (радужка). Образована мышечными волокнами. Они обеспечивают сокращение зрачка, находящегося в центре радужки. Именно так регулируется количество света, попадающего в сетчатку. Цвет радужки глаз обеспечивается концентрацией в ней особого пигмента.
  6. Ресничная мышца (ресничный поясок). Её функция – обеспечение способности хрусталика фокусировать взгляд.
  7. Хрусталик. Прозрачная линза, благодаря которой обеспечивается отчётливое зрение.
  8. Стекловидное тело. Представлено гелеобразной прозрачной субстанцией, находящейся внутри глазных яблок. Через стекловидное тело свет проникает от хрусталика к сетчатке. Его функция – формирование устойчивой формы глаз.

Вспомогательный аппарат

Вспомогательный аппарат глаз образован веками, бровями, слёзными мышцами, ресницами, двигательными мышцами. Он обеспечивает защиту глаз и их движения. Сзади они окружены жировой клетчаткой.

Над глазницами находятся брови, защищающие глаза от попадания жидкости. Веки способствуют увлажнению глазных яблок, обеспечивают защитную функцию.

К вспомогательному аппарату относятся ресницы, при раздражении они обеспечивают защитный рефлекс смыкания век. Следует также упомянуть о конъюнктиве (слизистой оболочке), ею покрыты глазные яблоки в передней части (кроме роговицы), веки изнутри.

В верхних внешних (латеральных) краях глазниц есть слёзные железы. Они вырабатывают жидкость, нужную для обеспечения прозрачности роговицы и её чистоты. Также она предохраняет глаза от высыхания. Благодаря миганию век слёзная жидкость может распределяться по поверхности глаз. Защитную функцию также обеспечивают 2 запирающих рефлекса: роговичный, зрачковый.

Глазное яблоко двигается с помощью 6-ю мышц, 4 называют прямыми, а 2 – косыми. Одной парой мышц обеспечиваются движения вверх-вниз, второй парой – движения влево-вправо. Третья пара мышц даёт возможность глазным яблокам вращаться относительно оптической оси, глаза могут смотреть в различных направлениях, реагируя на раздражители.

Зрительный нерв, его функции

Значительная часть проводящего пути образована зрительным нервом длиной 4-6 см. Он начинается на заднем полюсе глазных яблок, где представлен несколькими нервными отростками (т. н. диск зрительного нерва (ДЗН). Проходит он и в глазнице, вокруг него находятся оболочки мозга. Небольшая часть нерва располагается в передней черепной ямке, где окружена цистернами мозга, мягкой оболочкой.

  1. Передаёт импульсы от рецепторов в сетчатке. Они проходят к подкорковым структурам мозга, а оттуда к коре.
  2. Обеспечивает обратную связь путём передачи сигнала от коры мозга к глазам.
  3. Отвечает за быструю реакцию глаз на раздражители извне.

Над местом входа нерва (напротив зрачка) имеется жёлтое пятно. Его называют участком наивысшей остроты зрения. В состав жёлтого пятна входит красящий пигмент, концентрация которого довольно значительна.

Центральный отдел

Место локализации центрального (коркового) отдела центрального анализатора – в затылочной доле (задняя часть). В зрительных зонах коры заканчиваются процессы анализа, а затем начинается распознавание импульса – создание образа. Условно выделяют:

  1. Ядро 1-ой сигнальной системы (место локализации – в районе шпорной борозды).
  2. Ядро 2-ой сигнальной системы (место локализации – в районе левой угловой извилины).

По Бродману центральный отдел анализатора расположен в полях 17, 18, 19. Если поражено поле 17, возможно наступление физиологической слепоты.

Функции

Главные функции зрительного анализатора – восприятие, проведение, обработка информации, получаемой через органы зрения. Благодаря ему человек получает возможность воспринимать окружающее путём трансформирования в зрительные образы лучей, отражающихся от предметов. Дневное зрение обеспечивается центральным зрительно-нервным аппаратом, а сумеречное, ночное – периферийным.

Механизм восприятия информации

Механизм действия зрительного анализатора сравнивают с работой телевизора. Глазные яблоки можно ассоциировать с антенной, принимающей сигнал. Реагируя на раздражитель, они преобразовываются в электроволну, которая передаётся к участкам коры мозга.

Проводниковая часть, состоящая их нервных волокон, – это телевизионный кабель. Ну а роль телевизора выполняет центральный отдел, находящийся в коре мозга. Он обрабатывает сигналы, переводя их в образы.

В корковом отделе мозга происходит восприятие сложных объектов, оцениваются форма, размер, удалённость предметов. В результате полученная информация объединяется в общую картинку.

Итак, свет воспринимается периферической частью глаз, проходя к сетчатке через зрачок. В хрусталике он преломляется и преобразуется в электроволну. По нервным волокнам она поступает к коре, где полученная информация расшифровывается и оценивается, а затем декодируется в зрительную картинку.

Изображение воспринимается здоровым человеком в трёхмерном виде, что обеспечивается наличием 2-х глаз. От левого глаза волна идёт к правому полушарию, а от правого – к левому. Соединяясь, волны дают чёткое изображение. Свет преломляется на сетчатке, образы поступают в мозг перевёрнутыми, а после они преобразуются в форму, привычную для восприятия. При каком-либо нарушении бинокулярного зрения человек видит сразу 2 картинки.

Предполагается, что новорождёнными окружающее видится в перевёрнутом виде, а образы представляются в чёрно-белом цвете. В 1 год дети воспринимают мир почти как взрослые. Формирование органов зрения заканчивается к 10-11 годам. После 60 лет зрительные функции ухудшаются, так как наступает естественный износ клеток организма.

Нарушения работы зрительного анализатора

Нарушение функции зрительного анализатора становится причиной затруднений восприятия окружающего. Это ограничивает контакты, у человека будет меньше возможностей заниматься каким-либо видом деятельности. Причины нарушений разделяют на врождённые, приобретённые.

К врождённым относят:

  • негативные факторы, действующие на плод во внутриутробном периоде (инфекционные болезни, нарушения метаболизма, воспалительные процессы);
  • наследственность.
  • некоторые инфекционные болезни (туберкулёз, сифилис, оспа, корь, дифтерия, скарлатина);
  • кровоизлияния (внутричерепные, внутриглазные);
  • травмы головы, глаз;
  • болезни, сопровождающиеся увеличением внутриглазного давления;
  • нарушения связей между зрительным центром, сетчаткой;
  • заболевания ЦНС (энцефалит, менингит).

Врождённые нарушения проявляются микрофтальмом (уменьшением размеров 1-го или обоих глаз), анофтальмом (безглазием), катарактой (помутнением хрусталика), дистрофией сетчатки. К приобретённым болезням относят катаракту, глаукому, которые нарушают функцию зрительных органов.

Орган зрения

Анализаторы

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость – способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

  • Периферический – рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый – чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) – участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы
Зрительный анализатор

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть – орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.

Глазное яблоко лежит в костном вместилище – глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:

    Наружная, называемая также – фиброзная оболочка

Эта оболочка подразделяется на роговицу и склеру. Склера – белочная оболочка, которая характеризуется плотностью и непрозрачностью. Она выполняет опорную и защитную функции.

Впереди непрозрачная склера переходит в прозрачную роговицу. Роговица (роговая оболочка) обладает высокими светопреломляющими способностями, и лишена кровеносных сосудов (а это значит, что она отлично приживается при трансплантации).

В составе средней оболочки выделяют три части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.

Радужка расположена спереди в форме ободка, посередине которого располагается отверстие – зрачок. В радужке могут находиться разные пигменты и их сочетания, что определяет цвет глаз. Зрачок способен сужаться (при ярком освещении) и расширяться (в темноте) благодаря наличию в радужке мышц сужающих и расширяющих зрачок.

Ресничное тело расположено впереди собственно сосудистой оболочки. При сокращении ресничной (цилиарной) мышцы меняется кривизна хрусталика, так как отростки ресничной мышцы крепятся к нему. Изменения кривизны хрусталика имеет важное значение для аккомодации – настройки глаза на наилучшее видение объекта.

Собственно сосудистая оболочка располагается в задней части глаза, богата кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и транспорт газов для тканей глаза.

Сетчатка изнутри прилежит к сосудистой оболочке. Сетчатка воспринимает световые раздражения и преобразует их в нервные импульсы. Это становится возможным благодаря наличию в ней особых фоторецепторных клеток – палочек и колбочек.

Палочки обеспечивают сумеречное зрение (в темноте), колбочки служат для цветового восприятия, активируются при достаточно интенсивном освещении, вследствие чего в темноте человек практически не различает цветов.

На сетчатке имеются слепое и желтое пятна. Слепым пятном называется место выхода зрительного нерва – здесь отсутствуют палочки и колбочки. Желтое пятно (макула) – место наиболее плотного скопления колбочек, где чувствительность к свету самая высокая. В центре макулы находится центральная ямка.

Читать еще:  Водно-электролитный обмен. Физиология и нарушения водно-солевого обмена (методические материалы к практическим и семинарским занятиям) Водно электролитный и фосфатно кальциевый обмен

Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело – прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик – прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию – настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение – это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: “Расслабьтесь, посмотрите вдаль”. При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.

По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело – свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

  • Действительное – соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное – перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное – размеры отраженной “картинки” пропорционально уменьшены

Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела – затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка – “искры из глаз”. Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.

Заболевания

Конъюнктива – слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы – выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза – конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза – “красными глазами”, а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.

При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.

При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.

Гигиена зрения

Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:

  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей – с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется – это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Зрительный анализатор

У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.

Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.

Строение и отделы

Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:

  • Периферический отдел – здесь расположены рецепторы сетчатки глаза.
  • Проводниковая часть – это зрительный нерв.
  • Центральный отдел – центр зрительного анализатора локализован в затылочной части головы человека.

Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.

Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:

  • склера – это наружная оболочка глазного яблока, сравнительно плотная и непрозрачная, в ней есть сосуды и нервные окончания, она соединяется в передней части с роговицей, а в задней – с сетчаткой;
  • сосудистая оболочка – обеспечивает провод питательных веществ вместе с кровью к сетчатке глаза;
  • сетчатка – этот элемент, состоящий из клеток фото-рецепторов, обеспечивает чувствительность глазного яблока к свету. Фоторецепторы бывают двух видов – палочки и колбочки. Палочки отвечают за периферическое зрение, они отличаются высокой светочувствительностью. Благодаря клеткам-палочкам, человек способен видеть в сумерках. Функциональная особенность колбочек совершенно другая. Они позволяют глазу воспринимать различные цвета и мелкие детали. Колбочки отвечают за центральное зрение. Оба вида клеток вырабатывают родопсин – вещество, которое преобразует световую энергию в электрическую. Именно ее способен воспринимать и расшифровывать корковый отдел головного мозга;
  • роговица – это прозрачная часть в переднем отделе глазного яблока, здесь происходит преломление света. Особенность роговицы состоит в том, что в ней совсем нет кровеносных сосудов;
  • радужная оболочка – оптически это самая яркая часть глазного яблока, здесь сосредоточен пигмент, отвечающий за цвет глаз человека. Чем его больше и чем ближе он к поверхности радужки, тем темнее будет цвет глаз. Структурно радужная оболочка представляет собой мышечные волокна, которые отвечают за сокращение зрачка, который, в свою очередь, регулирует количество света, передающегося к сетчатке;
  • ресничная мышца – иногда ее называют ресничным пояском, главная характеристика этого элемента – регулировка хрусталика, благодаря чему взгляд человека может быстро сфокусироваться на одном предмете;
  • хрусталик – это прозрачная линза глаза, главная его задача – фокусировка на одном предмете. Хрусталик эластичен, это свойство усиливается окружающими его мышцами, благодаря чему человек может отчетливо видеть и вблизи, и вдали;
  • стекловидное тело – это прозрачная гелеобразная субстанция, заполняющая глазное яблоко. Именно оно формирует его округлую, устойчивую форму, а также пропускает свет от хрусталика к сетчатке;
  • зрительный нерв – это основная часть проводящего пути информации от глазного яблока в области коры головного мозга, обрабатывающие ее;
  • желтое пятно – это участок максимальной остроты зрения, он расположен напротив зрачка над местом входа зрительного нерва. Свое название пятно получило за большое содержание пигмента желтого цвета. Примечательно, что некоторые хищные птицы, отличающиеся острым зрением, имеют целых три желтых пятна на глазном яблоке.

Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.

Вспомогательные элементы глазного яблока

Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:

  • Пара, обеспечивающая движение глаза вверх и вниз.
  • Пара, отвечающая за движение влево и вправо.
  • Пара, благодаря которой глазное яблоко может вращаться относительно оптической оси.

Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.

Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:

  • веки и ресницы;
  • конъюнктива;
  • слезный аппарат.

Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.

Читать еще:  Интересные факты о органах дыхания. Интересные факты о дыхании человека

Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.

Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.

Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.

Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.

Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.

Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:

  • восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
  • оценка размеров, формы, удаленности предметов;
  • формирование восприятия перспективы;
  • различие между плоскими и объемными предметами;
  • объединение всей полученной информации в целостную картинку.

Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.

Как изменяется зрительный анализатор с возрастом

Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.

К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.

Что еще интересно знать

Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.

Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».

Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.

Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.

Гигиена слухового и зрительного анализаторов

Грищенко Надежда Васильевна
Гигиена слухового и зрительного анализаторов

Гигиена слухового анализатора

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.

Одно из существенных требований гигиены слуха — предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

Гигиена зрительного анализатора

Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6—7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Читать еще:  Земля под ижс инвалидам 3 группы. Как инвалидам получить бесплатно земельные участки. Отказ от предоставления земельного участка

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15—20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.

Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25—30, средних 35—40 и старших 45—50. Детям 3—5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15—20 минут, а старшим (6—7 лет) — два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20—25 минут.

Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1—1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4—5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3—4 лет должна быть не более 10—15, а для детей 5—7лет — не более 25—30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки—палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).

Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.

Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4— 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5—1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.

Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8—3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.

Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.

Первая помощь при попадании в глаз инородного тела (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.). Оно вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1% -ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промокая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

Список использованной литературы

1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.

2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.

3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.

4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.

Инструктор по физической культуре:

Грищенко Надежда Васильевна

Конспект занятия «Гигиена полости рта» в средней группе Конспект занятия по ОБЖ в средней группе. Гигиене полости рта. Цели: – учить детей соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой.

Гигиена зрительного и слухового анализаторов у дошкольников Гигиена зрительного анализатора это комплекс норм, условий и требований, которые следует соблюдать для создания оптимальных условий деятельности.

Конспект занятия «Принцесса Гигиена и её друзья» Принцесса Гигиена и её друзья. Цель: • формирование у детей знаний о правилах личной гигиены. Задачи: • Формирование у детей навыков личной.

Конспект занятия «Здоровье и личная гигиена» Задачи: – формировать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены; – привитие навыков.

Конспект занятия «Здоровье и личная гигиена» с презентацией Задачи: – формировать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены; – привитие навыков.

Режим певца и гигиена голоса В понятие певческой культуры входят не только правила и законы голосоведения, вокально-разговорные и исполнительские требования. Достаточно.

Семинар-практикум «Коррекция речи ребенка через работу внешних анализаторов» Цель: смотивировать коллег на использование представленного материала в образовательном процессе. Задачи: – закрепить знания и умения педагогов.

Технологическая карта занятия «Человек. Мое тело. Гигиена тела» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Человек. Мое тело.

Конспект занятия «Гигиена жилища» Тема занятия: «Гигиена жилища» Цель: создать условия для усвоения и осмысления знаний по гигиеническим требованиям в жилых помещениях, способствовать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]