Изложение описательного текста “лосиха и лосенок”. Изложение описательного текста “лосиха и лосенок” Лось и лосиха изложение по русскому языку
изложение по самостоятельно составленному плану
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Урок для 4 класса по программе “Школа России”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изложение по самостоятельно составленному плану. 4 класс 4 четверть
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Какое место рассказа особенно взволновало? Какая опасность грозила лосёнку? Смогла ли лосиха помочь детёнышу сама? Что произошло бы , не окажись ребята на берегу?
Назовите вид текста. ( описание , повествование, рассуждение, научный, художественный) К какому жанру он относится? ( басня, сказка, рассказ, повесть, роман, стихотворение) Назовите тему текста. Назовите основную мысль текста.
Озаглавьте текст. Спасатели. Как Вова спас лосёнка. Лосиха и лосёнок. Высокая стройная лосиха. Лосёнок. Вова и Миша. Случай в лесу. Берегите природу!
Составление плана. Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили.
Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул.
Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать.
Подбери синонимы Зашевелилась Напилась Бросилась Выскочила Задвигалась Утолила жажду Кинулась, метнулась, побежала , рванулась Выбежала, вышла
Словарная работа Прочитайте глаголы прошедшего времени единственного числа
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Словарная работа Прочитайте глаголы прошедшего времени множественного числа
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Найдите в тексте однокоренные глаголы
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Объясните мои пометки в тексте. В ова и М иша с и дели в ку с тах на б е р е гу ре чк и. Вдру г кусты з а ш е в е лились. Высок ая стройн ая л о сиха подошла к в о де . Она нап и лась и п о в е рнула гол о ву в стор о ну леса. Из ч а щи выб е жал маленький кр а сивый л о сёнок. Он вош ё л в воду и нач а л пить . Мальчики заг о в о рили. Лосиха тр е вожн о вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матер ь ю . Лосиха вышла на бере г , отр я хнулась . А лосёнок скрылся под в о дой. Он т о нул. Вова быстр о поплыл. Он подплыл к лосёнку и пр и п о днял его голову над водой. Миша свис т нул. На его свист приб е жали р е бята. Они с трудом осв о б о дили лосёнка , который п о пал в рыба ц кие сети и запутался в них . Сп а сённый лосёнок бросился в лес, где его жд а ла мат ь .
Пересказ текста. Самостоятельная запись текста.
Тема урока: «Изложение описательного текста». “Лосиха и лосёнок”Русский язык. 4 класс.
150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ
Тема урока: «Изложение описательного текста».Русский язык. 4 класс.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока:урок развития речи.
Тема урока: «Изложение описательного текста»
Цель: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.
Предметные : осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные : развитие смыслового чтения; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник.
I . Организационный момент. (Подготовка к продуктивной деятельности учащихся на уроке, создание положительного эмоционального настроя.) (Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие предметов для работы.)
Учитель: Всем, всем добрый день!Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться! Не мешай учиться!
II . Проверка домашнего задания. (Упр. 76 стр.36)
Учитель: Ребята, давайте по цепочке прочитаем текст домашнего задания, назовём окончания прилагательных и объясним их написание. После разбора упражнения несколько учеников прочитают нам составленные тексты.
III .Актуализация знаний.
Учитель: Запишите, пожалуйста, слова, вставив пропущенные буквы, поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. (Слайд 1.)
Учитель: В какую тематическую группу можно объединить слова?
Ученики: Эти слова можно объединить в группу «Животные».
Учитель: Опишите любое из животных, не называя его, так, чтобы мы смогли понять, о ком идёт речь.(Желающие ученики описывают животное, остальные отгадывают.)
IV .Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, подскажите, как иначе я могу назвать письменный пересказ текста.
Учитель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком текст, с которым мы сегодня на уроке будем работать. (Слайд 2.)
V .Работа по теме урока.
1.Знакомство с текстом, работа по содержанию.
Учитель: Действительно, текст, с которым мы будем работать о лосях. Давайте же для начала повторим, какие типы текстов нам известны?
Ученики: Повествование, описание, рассуждение.
Учитель: Прочитайте текст.(Упр.77 стр.36.) (Слайд 3.)
Учитель: К какому типу относится прочитанный вами текст?
Ученики: Прочитанный текст относится к типу описания.
Учитель: Ребята, а о чём или о ком этот текст? Определите его тему.
Ученики: В этом тексте говорится о рождении лосёнка.
Учитель: Прочитайте описание лосёнка, лосихи. Как вы думаете, для чего автор даёт сравнительное описание лосихи и лосёнка?(Ответы учеников.)
Учитель: Ребята, как, по-вашему мнению, можно озаглавить текст? Ученики:Рождение лосёнка. Лосёнок. Мать и сын. (Возможны другие варианты.)
2.Составление плана. Орфографическая подготовка.
Учитель: Скажите пожалуйста, сколько частей в тексте?
Ученики: В этом тексте три части.
Учитель: Прочитайте вступление,основную часть, заключение. Найдите слова с орфограммами, объясните их. (Слайд 4.)
Учитель: Ребята, о чём говорится в каждой из частей? Давайте определим главную мысль и запишемкраткий план. (Слайд 5.)
-Перескажите текст, опираясь на план и опорные слова, представленные на доске. (Слайд 6.)
3.Работа над изложением. (Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VI .Подведение итогов урока.
Учитель: Урок подошёл к концу. Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
Ученики: умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.
Учитель: Ребята, передайте тетради с последней парты на первую. Урок окончен. Спасибо.
Изложение сравнительно-описательного текста
Урок № 107
Тема: Изложение сравнительно-описательного текста.
Тип: изучение нового материала.
• учить использовать разные виды чтения при работе с текстом;
• учить находить и анализировать сравнительное описание нескольких предметов в тексте;
• учить самостоятельно готовиться к данному виду изложения и записывать его.
• обосновывать и проверять написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;
• составлять текст из предложений;
• подбирать заголовок к тексту;
• определять тему и главную мысль текста;
• устно и письменно пересказывать содержание текста;
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• строить речевое монологическое высказывание;
• осуществлять деятельность в соответствии с планом;
• оценивать правильность написанного текста.
• проявлять уважительное отношение к природе;
• проявлять внимание к животным и заботиться о них.
Межпредметные связи: чтение (пересказ текста).
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Актуализация необходимых знаний
• Предлагает прочитать текст, определить его тип, объяснить, с какой целью составляется такой тип текста.
Слон оказался гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец.
• Слушают или читают текст. Определяют, что это текст-описание. Объясняют, когда и с какой целью используется описание. Называют его характерные особенности.
Мотивация познавательной деятельности
• Предлагает прочитать тему урока, определить, что уже знают по теме, чему следует учиться ещё. Помогает сформулировать учебную задачу.
• Читают тему. Определяют недостаточность знаний по данной теме. Рассуждают о том, что необходимо учиться составлять сравнительное описание. Ставят учебную задачу.
Организация познавательной деятельности
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 78 в учебнике.
• Просит определить тип текста, назвать признаки текста-описания.
• Организует подготовку к изложению сравнительно-описательного текста по заданию к упр. 77 в учебнике. Предлагает прочитать текст, определить тему, главную мысль.
• Просит найти описание лосихи и лосёнка, выделить, что сравнивается во внешнем облике животных.
• Предлагает составить план текста.
• Предлагает подготовить в парах устный пересказ текста.
• Организует самостоятельную работу учащихся по составлению, редактированию, записи и проверке текста.
• Предлагает домашнее задание — найти тексты, где используется сравнительное описание.
• Читают задание. Составляют план действий. Работают в соответствии с планом — составляют текст из предложений, выбирают заголовок, записывают текст. По окончании работы объясняют написание выделенных орфограмм.
• Делают вывод о том, что данный текст является описанием. Приводят доказательства.
• Читают текст. Определяют тему («В этом тексте говорится о. »), главную мысль («Автор хотел сказать о том. »).
• Находят описание. Выделяют детали. Находят слова и выражения, позволяющие создать сравнительное описание.
• Составляют план самостоятельно. Обсуждают в классе. Приходят к единому мнению. Например:
1. Лосёнок родился.
2. Лосиха и лосёнок.
3. В зарослях у ручья.
• Составляют и пересказывают тексты в парах. Дополняют и исправляют друг друга.
• Вносят исправления в устный текст после обсуждения. Записывают текст. Проводят самопроверку — проверяют написание слов с изученными орфограммами.
• Слушают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.
• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, уточнить, что нового узнали об описании, в чём особенности сравнительно-описательного текста.
• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/ неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность.
Лось — лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определённых периодов кормёжки и отдыха. Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5—6 особей, но иногда образуют группы в 15—20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперёд. Этим приёмом лосю удаётся убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России — рысь, а на Дальнем Востоке — тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи проезжих дорог и населённых пунктов, заходя даже на окраины городов.
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после записи.
Дополнительные творческие задания: составить текст на любую тему, включив сравнительное описание.
Урок русского языка на тему:Обучающее изложение повествовательного текста с творческим заданием (4 класс)
Урок русского языка, 4 класс
УМК «Школа России»
Орехова Галина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ ВКСОШ, ст. Верхнекундрюченская.
Грамотная и содержательная письменная речь – это способ самовыражения. Русский язык служит для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе (в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования) являются способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
В системе упражнений по развитию речи большую роль играют изложения. При написании изложения учащимися часто пропускаются важные детали, неточно употребляются слова и выражения, поэтому письменному развитию речи необходимо уделять должное внимание.
Тема: обучающее изложение повествовательного текста с творческим заданием (изложение с элементами сочинения).
Цели: 1. Создать условия для организации деятельности учащихся при написании изложения.
2. Содействовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных: контроль, самоконтроль,
б)познавательных: умение наблюдать, сравнивать, делать выводы,
в)личностных: содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости выполняемого задания, самовыражение через этап творческой работы.
Задачи:
формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности;
учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов;
развивать орфографическую зоркость;
обучать детей правильному озаглавливанию частей текста;
воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому;
способствовать развитию наблюдательности.
Оборудование:
интерактивная доска;
словарь;
индивидуальные карточки – помощницы;
иллюстрации к изложению;
слайды.
Ход урока.
Организационный момент
Заставка из телепередачи «Диалоги о животных»
Что за заставку вы сейчас увидели? – правильно это передача «Диалоги о животных».
Введение в тему урока.
Все мы любим передачи о животных. В этих передачах можно узнать много нового, расширить кругозор, повстречаться с интересными животными и людьми, которые их изучают.
У нас сегодня будет необычный урок, урок – передача, на котором некоторые ребята выступят в качестве ведущих программы «Диалоги о животных», а все – после этого смогут попробовать себя в роли журналистов, которым нужно будет написать небольшой сюжет.
Сообщение темы занятия.
Для того, чтобы написать сюжет, нам нужно будет понаблюдать, собрать сведения, зарядиться положительной энергией, пофантазировать. А результатом всего этого будет изложение с творческим заданием.
Актуализация знаний учащихся.
– Какой вид письменной работы мы называем изложением?
(Это текст, который надо запомнить и написать грамотно)
– Объясните значение выражения «Написать грамотно»?
(Правильно строить предложения. Они должны быть объединены общей темой. Написать текст без ошибок.)
– Из каких частей состоит изложение?
Слайд(1):
1.Вступление.
2.Основная часть
3.Заключение
– Какую роль играет в изложении каждая часть?
(Во вступлении читателя готовят к восприятию текста.
Основная часть раскрывает тему.
Заключение подводит итог, выражает идею текста)
– Виды текстов?
(повествование, описание, рассуждение)
Вывод: Значит, чтобы правильно выполнить сегодняшнюю работу, надо чётко представлять структуру текста и следовать ей, соблюдать правила орфографии, синтаксиса и пунктуации.
Работа над текстом изложения.
1). Загадка (слайд 2)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Познакомьтесь это (лось)– появляется иллюстрация лося (слайд 2)
2).Чтение текста изложения учителем (слайд 3)
Вопросы перед чтением
а) определить вид текста (описание)
б) определить тему текста (лосиха и лосенок)
в) Сколько частей в этом тексте? (3)
Чтение каждой части, озаглавливание и запись на доске плана. (слайд 4 –вопросы)
Вступление. Варианты: «Лосёнок родился»
Основная часть. Варианты заглавий: «Лосиха и лосёнок»
– Какие слова придают выразительность речи? (Прилагательные).
– В каком значении употреблено выражение «на таких и стоять нельзя» (слайд 5 – опорные слова) – 1 строка
Заключение. «В зарослях у ручья»
Пересказ текста по вопросам и опорным словам (слайд 5 открыт весь)
Физкультурная пауза (слайд 6)
Сделаем небольшую остановку, отдохнем:
Все подняли руки – раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! – И вверх,
Два! – И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз – присели, два – поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
Работа над творческим заданием: Вам предлагается выступить в роли журналистов. В заключительную часть включить абзац из 4-5 предложений на тему «Каким станет лосёнок, когда вырастет». Для этого вам нужно внимательно послушать выступление наших ведущих, и опираясь на их рассказы, дополнить своё изложение элементами сочинения.
Первое предложение начнёте со слов «Пройдёт время и лосёнок вырастет ….»(слайд8).
Опишете каким станет лосёнок, опираясь на содержание словаря. Постарайтесь, найти и свои варианты. (Запись 3 и 4 пунктов плана.)
9.Орфографическая подготовка.
(слайд 7) – безударные гласные,
– парные согласные,
– трудные слова,
– словарные слова)
Все журналисты должны писать очень грамотно. Для этого повторим орфографические правила.
10.Самостоятельно перечитайте текст. Сколько же абзацев будет в нашем тексте? (3) Как пишем каждую новую часть? (с красной строки)
11. Письмо по плану.
Слабым учащимся выдаются инструкционные карты с вопросами, на которые они отвечают письменно.
Примерный план на доске.
Лосёнок родился.
Лосиха и лосёнок.
В зарослях у ручья
Пожелания перед самостоятельной работой:
– Желаю творческих успехов и жду интересных журналистских отчётов.
12. Этап рефлексии.
– Над какой частью текста было работать интересно?
– Какая часть работы показалась трудной и почему?
– Особенность, новизна работы (изложение + сочинение)
– Чтение нескольких работ.
13. Итог урока. Заканчиваем наш урок – передачу. Чему новому мы сегодня учились?
Ребята, вы прикоснулись к творчеству и красоте слов, к тайнам описания красоты природы. Вы приходя в лес, или парк помните о том, что животные являются братьями нашими младшими. Не обижайте их и цените их. (слайд9)
Чтение стихотворения
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
14. Домашнее задание – творческое. Попробуйте найти тексты, где используется сравнительное описание объектов живой природы.
Творчества всем и вдохновения!
Используемые материалы
1.Васильева Е.В. Изложение.2010г. Переславль-Залесский (шаблоны слайдов).
2. С. А Есенина Как научить вашего ребёнка писать изложения. 3 класс. Издательство Грамотей 2008,
3.Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение.-Волгоград «Учитель»,1996
4. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 Класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Бубнова, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.- 341с.
- WebUrokCom_3c57f9e1d859ef
Размер файла: 11 kB Загрузок: 5