37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отечественные классификации аномалий зубочелюстной системы. Губно- или щечно-язычный на­клон коронок зубов – Персии Л. С, Елизарова В. М., Дьякова св Классификация мгмсу ортодонтия

Персии Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ.

П26 Стоматология детского возраста. — Изд. 5-е, перераб. идоп. — М.: Медицина, 2003. — 640 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов.) ISBN 5-225-04354-2

В пятом издании учебника (четвертое вышло в 1991 г.) рассмотре­ны вопросы формирования и развития полости рта, зубов, мягких тканей, костей лицевого черепа и анатомо-физиологические особен­ности челюстно-лицевой области в различные периоды детства. В со­ответствии с программой МЗ РФ по стоматологии детского возраста (2001) представлены новые сведения о заболеваниях зубов, слизистой оболочки полости рта, пародонта у детей, способы их диагностики, профилактики и комплексного лечения. Показана взаимосвязь стома­тологических заболеваний с соматическим здоровьем ребенка, осве­щены новые подходы к диагностике врожденных пороков развития, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, лечебные и реабили­тационные мероприятия в системе диспансеризации детей с воспали­тельными, травматическими, опухолевыми поражениями челюстно-лицевой области.

В разделе ортодонтии описаны современные методы антропомет­рической, рентгенологической и функциональной диагностики, а так­же аномалий зубов, зубных рядов, челюстных костей и окклюзии у детей.

Учебник отражает единство и комплексность в специализирован­ных формах лечения детей со стоматологическими заболеваниями че­люстно-лицевой области.

Для студентов стоматологических факультетов вузов.

ББК 56.6

ISBN 5-225-04354-2 © Коллектив авторов,

Дьякова СВ. — заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Елизарова В.М. — заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафед­рой детской терапевтической стоматологии МГМСУ

Кузьмина Э.М. — заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафед­рой профилактики стоматологических заболеваний, декан ФПДО МГМСУ

ПерсииЛ.С.— чл.-кор. РАМН, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой орто­донтии и детского протезирования МГМСУ

Абрамов В.А. — канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Аникиенко А.А. — канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского про­тезирования МГМСУ

Васина С.А. — канд. мед. наук, доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ

Вашкевич В.П. — канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Выгорко В.Ф. — канд. мед. наук, ассистент кафедры детской терапевтической сто­матологии МГМСУ

Гаврилова О.А. — канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возрас­та Тверской медицинской академии

Гальперина Р.Л. — канд. мед. наук, ассистент кафедры детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Гемонов В.В. — докт. мед. наук, профессор кафедры ортодонтии и детского проте­зирования МГМСУ

Гиоева Ю.А. — канд. мед. наук, доцент кафедры ортодонтии и детского протези­рования МГМСУ

Дроботько Л.Н. — канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической сто­матологии МГМСУ

Ерадзе Е.П. — канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической стомато­логии МГМСУ

Золотухина Г.А. — канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ

Иванов А.В. — челюстно-лицевой хирург детского отделения врожденной патоло­гии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Ильина СБ. — канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без пред­варительного письменного разрешения издателя.

Часть первая
Раздел 1. Общие вопросы стоматологии детского возраста
. 14

1.1. Краткий исторический очерк. 14

1.2. Развитие и возрастные особенности ребенка. 20

1.2.1. Развитие лица, полости рта и зубов . 20

1.2.2. Периоды детского возраста. 28

1.2.3. Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов 34

1.2.4. Особенности строения некоторых органов и систем. 50

1.2.5. Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний. 60

1.2.6. Ребенок, врач, родители. 65

Раздел 2. Профилактика стоматологических заболеваний. 67

2. 1. Распространенность и интенсивность основных стоматологических забо­
леваний у детей. 67

2. 2. Роль зубного налета и углеводов в развитии кариеса. 69

2. 3. Процессы де- и реминерализации эмали. 71

2. 4. Недостаток фторидов и кариес зубов. 72

2. 5. Механизм развития воспалительных заболеваний пародонта. 74

2. 6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболе­
ваний у детей. 76

2. 7. Эндогенное использование препаратов фтора. 83

2. 8. Применение средств местной профилактики. 85

2. 9. Стоматологическое просвещение. Мотивация населения к поддержанию

здоровья полости рта. 88

2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беремен­
ных, детей и подростков. 90

Раздел 3. Диспансеризация детского населения у стоматолога. 95

3.1. Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации. 95

3.2. Организация диспансеризации. 96

Раздел 4. Обезболивание. Интенсивная терапия. Реанимация. 114

4.1. Принципы анестезиологии в детской стоматологии. 114

4.2. Местное обезболивание. 118

4.3. Общее обезболивание. 121

4.4. Потребность в обезболивании в клинике детской терапевтической сто­матологии 126

4.5. Интенсивная терапия и реанимация. 132

Раздел 5. Поражения твердых тканей зуба. 138

5.1. Некариозные поражения твердых тканей зуба. 138

5.1.1. Гипоплазия эмали. 139

5.1.2. Эндемический флюороз зубов. 148

5.1.3. Наследственные нарушения развития твердых тканей зубов. 152

5.2.1. Особенности развития кариеса у детей. 162

5.2.2. Лечение кариеса. 168

Раздел 6. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. 173

6.1.1. Особенности развития пульпита. 175

6.1.2. Лечение пульпита. 182

6.2. Периодонтит. 190

6.2.1. Особенности развития периодонтита. 190

6.2.2. Лечение периодонтита. 196

6.3. Операция удаления зуба. 204

6.4. Одонтогенный периостит челюстных костей. 208

6.5. Одонтогенный остеомиелит челюстных костей. -. 214

6.6. Гематогенный остеомиелит костей лица. 235

6.7. Воспалительные заболевания мягких тканей челюстно-лицевой

6.8. Воспалительные заболевания слюнных желез. 247

6.9. Воспалительные корневые кисты челюстей. 259

6.10. Схема построения рациональной терапии при воспалительных заболе­ваниях челюстно-лицевой области 262

Раздел 7. Заболевания слизистой оболочки полости рта. 265

7.1. Поражения слизистой оболочки полости рта травматического проис­хождения 265

7.2. Поражения слизистой оболочки полости рта при инфекционных забо­леваниях 269

7.2.1. Острый герпетический стоматит. 271

7.2.1.1. Схема оказания лечебной помощи при остром герпети­
ческом стоматите. 280

7.2.1.1.1. Местное лечение. 280

7.2.1.1.2. Общее лечение. 281

7.2.2. Рецидивирующий герпетический стоматит. 281

7.2.3. Герпетическая ангина. 282

7.2.4. Стрептостафилококковые поражения (гиподермии). 284

7.3. Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфи­ческой инфекцией 286

7.4. Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией 289

7.4.1. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит. 289

7.4.2. Многоформная экссудативная эритема. 290

7.4.3. Поражения слизистой оболочки полости рта, вызванные приемом лекарственных средств 292

7.5. Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различ­ных органов и систем организма 294

7.6. Заболевания языка. 298

7.7. Заболевания губ. 300

7.8. Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта. 301

Раздел 8. Болезни пародонта. 302

8.1. Обследование детей с заболеваниями пародонта. 303

8.2. Классификация заболеваний пародонта. 307

8.2.1. Гингивит. 308

8.2.2. Пародонтит. 312

8.2.3. Пародонтоз. 313

8.2.4. Идиопатические заболевания с прогрессирующим лизисом тканей
пародонта. 313

8.2.5. Пародонтомы. 317

.3. Принципы лечения заболеваний пародонта. 317

.4. Профилактика заболеваний пародонта. 322

а з д е л 9. Врожденные пороки развития лица, челюстей и зубов. 328

. 1.Аномалии развития слизистой оболочки полости рта. Сверхкомплектные

.2. Расщелины лица. 336

.3. Врожденные кисты и свищи шеи. Дермоидные кисты. 339

.4. Пороки развития верхней губы. 341

9.4.1. Врожденная расщелина верхней губы. 342

9.4.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней

губы (хейлопластика). 344

9.4.1.2. Ринохейлопластика. 349

.5. Врожденная расщелина неба. 350

9.5.1. Пороки развития неба. 350

9.5.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины неба (ура­
нопластика) . 353

9.5.1.2. Костная пластика альвеолярного отростка. 357

|.6. Диспансеризация детей с врожденными пороками развития лица. 358

а з д е л 10. Повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей лица.. . 366

0.1. Травма зубов. ‘. 367

0.2. Травмы мягких тканей лица. 385

0.3. Повреждения челюстных костей. 397

10.3.1. Повреждения костей лица. 397

10.3.2. Травматический остеомиелит костей лица. 402

10.3.3. Диагностика переломов костей лица. 405

10.3.4. Лечение костных повреждений. 407

Раздел 11. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава. 411

11.1. Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюст­
ного сустава. 412

11.1.1. Лечение вторичного деформирующего остеоартроза и анкилоза

височно-нижнечелюстного сустава. 421

11.2. Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава и их
исходы в подростковом возрасте. 426

Классификация аномалий зубочелюстной системы. ВОЗ

Клинические методы диагностики в ортодонтии. Их характеристика, значение при планировании лечения зубочелюстно аномалий АНАМНЕЗОртодонта интересует ряд общих данных о больном. В первую очередь возраст, так как норма и патология варьируют в зависимости от возраста. Адрес. Местожительство больного имеет большое значение. Ортодонтическое лечение обычно длится долго, с многократным посещением врача Роды ребенка. Непосредственная родовая травма редко влияет на образование аномалий прикуса. Вид вскармливания. Грудное (как долго), смешанное или искусственное с самого начала. При вскармливании грудью ребенок проделывает сосательные движения — нижней челюсти, языка, мышц дна полости рта, что крайне благоприятно сказывается на развитии зубочелюстной системы. При искусственном вскармливании все эти благоприятные факторы отсутствуют. Развитие ребенка. Срок появления первых зубов, когда ребенок начал ходить, говорить, состояние его молочных зубов — все это косвенным путем характеризует общее развитие ребенка. Перенесенные заболевания. Каждое острое инфекционное или хроническое (рахит, эндокринные изменения) заболевание в детском возрасте нарушает общее развитие ребенка, в том числе жевательного аппаратаДурные привычки. Длительное сосание пальцев, губ, языка, а также неправильное положение ребенка во время сна могут привести к деформации прикуса, действуя как медленная длительная травма. Состояние дыхательных путей. Как дышит ребенок — через нос или через рот?

Читать еще:  Физиологический раствор натрия хлорид. Натрия хлорид - характеристика, свойства, инструкция по применению, побочные эффекты, взаимодействие с другими препаратами. Применение натрия хлорид при беременности

МЕТОДЫ ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО

а) клиническое обследование больного;

в) использование моделей для дополнительного исследования;

г) краниометрические методы исследования (гнатостат, фотостат, телерентгенография). Всестороннее обследование больного даст возможность поставить более углубленный диагноз, которым можно руководствоваться в проведении профилактических и лечебных мероприятий.

Клиническое обследование. Кроме анамнестических данных, касающихся общего состояния больного и ортодоптической патологии, для постановки диагноза имеет большое значение клиническое обследование жевательного аппарата.

При общем наружном осмотре устанавливаются крупные деформации и дефекты, связанные с врожденными пороками и нарушениями развития (заячья губа, асимметрия лица и др.).

При обследовании полости рта в первую очередь обращается внимание; на состояние зубов, ибо ортодонтическое лечение должно входить в систему плановой санации полости рта. С точки зрения ортодонта, в первую очередь обращается внимание на количество зубов. Обычно начинают с групп резцов, дальше осматривают клыки, премоляры и, наконец, моляры. Определяется формула зубов, включая молочные и постоянные зубы; нормальную смену зубов устанавливают, исходя из возраста больного. Отсутствующие и сверхкомплектные зубы определяются клинически и рентгенологически. Выясняют также аномалийное положение отдельных зубов, построение и форму зубных рядов.

Дальнейшим этапом является исследование прикуса в окклюзии, а также артикуляции при движениях нижней челюсти. Необходимо обращать внимание на усиленную нагрузку отдельных групп зубов. Важно оценить прикус с косметической точки зрения, а также положение его в челюстно-лицевой системе, используя анализ профиля, вначале просто на глаз.

Важно состояние слизистой оболочки полости рта, так как в плановую санацию у детей, кроме лечения зубов и ортодонтической помощи, должно входить и лечение слизистой оболочки полости рта как, мероприятие, предупреждающее пародонтоз.

2. Оппозиция, резорбция и ремоделирование костной тканей, как основа понимания процессов роста и развития костей лицевого отдела черепа

Ремоделирование кости.В костной ткани в течение всей жизни человека происходят взаимосвязанные процессы разрушения и созидания, объединяемые термином ремоделирование костной ткани. Цикл ремоделирования кости начинается с активации, опосредованной клетками остеобластного происхождения. Активация может включать остеоциты, “обкладочные клетки” (отдыхающие остеобласты на поверхности кости), и преостеобласты в костном мозге. Точно ответственные клетки остеобластного происхождения не были полностью определены. Эти клетки подвергаются изменениям формы и секретируют коллагеназу и другие ферменты, которые лизируют белки на поверхности кости. Последующий цикл ремоделирования состоит из трех фаз: резорбция, реверсия и формирование.

Резорбция кости.Резорбция костной ткани связана с активностью остеокластов, которые являются фагоцитами для кости. Постоянный обмен костных солей обеспечивает ремоделирование кости для поддержания прочности ее на протяжении жизни. Остеокластическая резорбция per se может начинаться с миграции частично дифференцированных мононуклеарных преостеобластов к поверхности кости, которые затем сливаются с образованием крупных многоядерных остеокластов, которые требуются для резорбции кости. Остеокласты удаляют минералы и матрикс до ограниченной глубины на трабекулярной поверхности или в пределах кортикальной кости; в результате пластинки остеона разрушаются и на его месте образуется полость. Пока неясно, что останавливает этот процесс, но вероятно могут вовлекаться высокие местные концентрации кальция или веществ, высвобождаемых из матрикса.

Реверсия кости.После завершения остеокластической резорбции имеется фаза реверсии, во время которой мононуклеарные клетки (МК)ьпоявляются на поверхности кости. Эти клетки готовят поверхность для новых остеобластов, чтобы начать образование кости (остеогенез ). Слой богатого гликопротеидами вещества откладывается на резорбированной поверхности, так называемая “цементирующая линия”, к которой могут приклеиваться новые остеобласты.

Образование кости.Фаза формирования продолжается до полного замещения резорбированной кости и пока полностью не сформируется новая костная структурная единица. Когда эта фаза завершена, поверхность покрывается сглаженными выравнивающими клетками, и имеется длительный период отдыха с небольшой клеточной деятельностью на поверхности кости, пока новый цикл ремоделирования не начинается.

Шаги кальцификации кости.

– Остеокласты секретируют молекулы коллагена и основного вещества.

– Молекулы коллагена образуют коллагеновые волокна, называемые остеоидом.

– Остеобласты секретируют энзим – щелочную фосфатазу (ЩФ), которая увеличивает локальную концентрацию фосфата, активирует коллагеновые волокна, вызывая отложение солей фосфата кальция.

– Соли фосфата кальция преципитируют на коллагеновых волокнах и окончательно становятся кристаллами гидроксиапатита.

Стадии цикла моделирования имеют различную продолжительность. Резорбция вероятно продолжается приблизительно две недели. Фаза реверсии может длиться до четырех или пяти недель, в то время как фаза формирования может продолжаться в течение четырех месяцев до тех пор, пока новая структурная единица полностью не сформируется.

3. Классификация зубочелюстно лицевых аномалий энгля, мгсму катца воз

Классификация Энгля. По мнению Энгля, верхний первый моляр прорезывается всегда на своем месте. Постоянство его положения определяется, во-первых, неподвижным соединением верхней челюсти с основанием черепа, а во-вторых, тем, что этот зуб всегда прорезывается позади второго временного моляра. Следовательно, все аномалийные соотношения постоянных моляров могут возникнуть только за счет неправильного положения нижней челюсти.

Все аномалии окклюзии Энгль разделил на 3 класса:

Первый класс (нейтральная окклюзия) характеризуется нормальным мезиодистальным соотношением зубных дуг в области первых моляров. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра располагается в бороздке между щечными буграми нижнего первого моляра. Патология локализуется в области фронтальных участков зубных дуг. Автор выделяет 7 видов аномалий положения отдельных зубов:

1 – лабиальная или буккальная позиция;

2 – лингвальная позиция;

3 – мезиальная позиция;

4 – дистальная позиция;

Второй класс (дистальная окклюзия) характеризуется дистальным смещением нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезиально-щечный бугор первого верхнего моляра устанавливается на одноименный бугор нижнего первого моляра или в промежуток между шестым и пятым зубом в зависимости от тяжести деформации. Изменение соотношения наблюдается на протяжении всего зубного ряда. Этот класс Энгль разделил на 2 подкласса: припервом подклассе верхние передние зубы находятся в пропозиции, а при втором – верхние передние зубы в ретропозиции, плотно прижаты к нижним и глубоко их перекрывают.

Третий класс (мезиальная окклюзия) характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра контактирует с дистально-щечным бугром нижнего первого моляра или попадает в промежуток между шестым и седьмым нижними зубами. Нижние передние зубы располагаются впереди верхних и перекрывают их. Часто между нижними и верхними фронтальными зубами имеется сагиттальная щель. А в области боковых зубов при сочетанных формах деформации окклюзии щечные бугры зубов нижней челюсти перекрывают щечные бугры зубов верхней челюсти.

Классификация Катца

“Функциональной” нормой жевательного аппарата А.Я. Катц считает ортогнатический прикус со свойственными ему функциями. Морфологической основой его классификации является классификация Энгля, дополненная функциональными признаками

Первый класс морфологически характеризуется отклонением от нормы соотношения зубных дуг кпереди от первых моляров. Функциональные нарушения при этом выражаются в преобладании шарнирных артикуляционных движений нижней челюсти над боковыми, вследствие чего возникает функциональная недостаточность всей жевательной мускулатуры.

Второму классу морфологически соответствует дистальное расположение нижних первых моляров или мезиальное – первых верхних моляров. При этом превалирует функция мышц, смещающих нижнюю челюсть дистально.

Третий класс морфологически характеризуется мезиальным смещением нижних первых моляров относительно верхних. Превалирует Функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть.

Читать еще:  Гингивит — основные формы и способы действенного лечения. ГингивитНос][

Классификация аномалий зубочелюстной системы. ВОЗ

1. Аномалии величины челюстей:

а) Макрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

б) Микрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

2. Аномалии положения челюстей относительно основания черепа:

а) Асимметрия (кроме гемифациальной атрофии или гипертрофии, односторонней мыщелковой гиперплазии).

б) Прогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

в) Ретрогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

3. Аномалии соотношения зубных дуг.

а) Дистальная окклюзия.

б) Мезиальная окклюзия.

в) Чрезмерное перекрытие(горизонтальный перекрывающий прикус, вертикальный перекрывающий прикус).

г) Открытый прикус.

д) Перекрестный прикус боковых зубов.

е) Лингвоокклюзия боковых зубов нижней челюсти.

4. Аномалии положения зубов.

г) Промежутки между зубами

Классификация ЗЧЛА кафедры ортодонтии МГМСУ:Согласно классификации МГМСУ все аномалии зубочелюстной системы делятся на 4 группы:

аномалии зубных рядов,

1. Аномалии зубов:

1.1. Аномалии формы зуба.

1.2.Аномалии структуры твердых тканей зуба.

1.3. Аномалии цвета зуба.

1.4.Аномалии размера зуба (высоты, ширины, толщины).

1.5. Аномалии количества зубов.

1.5.1. Гиперодонтия (при наличии сверхкомплектных зубов).

1.5.2. Гиподонтия (адентия зубов – полная или частичная).

1.6.Aнoмалии прорезывания зубов.

1.6.2. Задержка прорезывания (ретенция).

1.7. Аномалии положения зубов (в одном, двух, трех направлениях).

1.7.7. Поворот по оси (тортоаномалия).

2. Аномалии зубных рядов:

2.1. Нарушение формы.

2.2. Нарушение размера.

2.2.1. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).

2.2.2. В сагиттальном направлении (удлинение, укорочение).

2.2. Нарушение последовательности расположения зубов.

2.4. Нарушение симметричности положения зубов.

2.5. Нарушение контактов между смежными зубами (скученное или редкое положение).

3.Аномалии челюстейи их отдельных анатомических частей:

3.1. Нарушение формы.

3.2. Hapyшение размера (макрогнатия, микрогнатия).

3.2.1. В caгиттальном направлении (удлинение, укорочение).

3.2.2. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).

3.2.3. В вертикальном направлении (увеличение, уменьшение высоты).

3.2.4. Сочетанные по 2-м и 3-м направлениям.

3.3. Нарушение взаиморасположения частей челюстей.

1.4. Нарушение положения челюстных костей (прогнатия, ретрогнатия).

4. Классификация аномалий окклюзии:

1. Аномалии смыкания зубных рядов в боковом участке:

– дистальная (дисто) окклюзия,

– мезиальная (мезио) окклюзия.

1.2.Во фронтальном участке.

– сагиттальная резцовая дизокклюзия,

– обратная резцовая дизокклюзия.

– вертикальная резцовая дизокклюзия,

– глубокая резцовая дизокклюзия.

1.2.2.Глубокая резцовая окклюзия.

1.2.3. Обратная резцовая окклюзия.

2.Аномалии смыкания пар зубов-антагонистов

2. 1. По сагиттали.

2.2. По вертикали.

2.3. По трансверсали.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1452 ;

Отечественные классификации аномалий зубочелюстной системы

Н. И. Агапов (1928) первым из советских авторов занимался вопросом систематической классификации зубочелюстных деформаций. Все аномалии зубной системы по Н. И. Агапову делятся на девять основных видов, каждый из которых имеет несколько отдельных форм.

Эти виды аномалий следующие:

1) аномалии формы зубов,
2) аномалии структуры зубов,
3) аномалии величины зубов,
4) аномалии числа зубов,
5) аномалии прорезывания зубов,
6) аномалии положения зубов,
7) аномалии цвета зубов,
8) аномалии строения челюстей,
9) аномалии прикуса.

Л. В. Ильина-Маркосян (1955) описывала дифференциальную диагностику прогении. Она различала истинную прогению, развивающуюся в связи с увеличением размеров и изменением конфигурации нижней челюсти, и две формы ложной прогении: первую, вызванную недоразвитием верхней челюсти, чаще всего ее фронтального участка (фронтальную прогению), и вторую, получающуюся при первичном смещении нижней челюсти вперед (принужденную прогению).

И. Л. Злотник (1952) в своей монографии «Ортодонтия» дал классификацию зубочелюстных деформаций. Автор указал, что зубочелюстные деформации бывают различны как по характеру, так и по тяжести.

1) деформации, относящиеся к отдельным зубам; зубы могут иметь неправильную форму, занимать неправильное положение или число их может быть большим или меньшим, чем в норме;
2) деформации отдельных участков челюстей, зубных дуг, как-то: сжатие с боков, вытяжение фронтального участка и т. п.;
3) деформации смыкания.

Автор пишет, что деформации часто бывают комбинированными, когда, например, одновременно с патологией смыкания имеется изменение той или иной части в разных участках или неправильное положение отдельных зубов.

А. Я. Катц (1939 г.) предложил, а в 1940 г. изложил в учебнике по ортопедической стоматологии (Н.А. Астахов, Е.М. Гофунг и А.Я. Катц) функциональную диагностику (классификацию аномалий прикуса), основывающуюся на функциональной норме. Аномалии прикуса он делит на три класса.

Первый класс морфологически характеризуется отклонением от «функциональной нормы» главным образом участка зубных дуг впереди первых моляров. Функциональная патология этого класса выражается в резком преобладании шарнирных артикуляционных движений нижней челюсти над боковыми ее движениями.

Второй класс морфологически характеризуется отклонением от «функциональной нормы» главным образом дистальным сдвигом нижних первых моляров или мезиальным сдвигом верхних первых моляров по отношению к антагонистам. Функциональная патология этого класса выражается в значительном уменьшении размеров функционирующих жевательных поверхностей обеих зубных дуг.

Третий класс морфологически характеризуется мезиальным сдвигом нижних первых моляров или дистальным сдвигом верхних первых моляров по отношению к антагонистам. Функциональная патология выражается в уменьшении и в неправильном использовании жевательной площади. Функция жевательной мускулатуры при этом классе меняется.

В 1951 г. А. Я. Катц внес существенную поправку в ранее предложенную функциональную диагностику. Автор указал, что первую классификацию он в известной степени связал с классификацией Энгля, а в настоящей совершенно отказывается от морфологической классификации Энгля и вносит в свою классификацию новые элементы, устанавливающие более тесную связь между диагностикой и функциональным направлением в терапии аномалий прикуса.

А. И. Бетельман (1956) опубликовал классификацию аномалий прикуса, в основу которой, по словам автора, положен учет функциональной патологии по А. Я. Катцу, но которая учитывает аномалии во всех направлениях: сагиттальном, вертикальном и трансверзальном.

При характеристике патологических прикусов автор исходил из морфологических особенностей, характерных для ортогнатии, которая отличается определенным взаимоотношением зубных рядов в трех направлениях.

Отклонения во взаимоотношении зубных рядов в этих плоскостях влекут за собой возникновение патологических форм прикусов в трех направлениях. Отсюда и вытекает необходимость различать три группы патологических форм зубной окклюзии: сагиттальные, вертикальные и трансверзальные.

Классификация А. И. Бетельмана складывается из морфологического компонента, определяющего сдвиг зубных рядов в трех направлениях и их взаимосоотношения, и второго компонента — определения функциональной патологии по А. Я. Катцу.

Учитывая эти два принципа, он делит аномалии прикуса на три основные группы:

1) сагиттальные аномалии прикуса, которые в свою очередь делятся: на «дистальный прикус, функциональную недостаточность выдвигателей и круговой мышцы рта» и «мезиальный прикус, функциональную недостаточность ретракторов и чрезмерную функцию выдвигателей»;
2) вертикальные аномалии прикуса: «глубокий прикус, недостаточность выдвигателей» и «открытый прикус, функциональная недостаточность подымателей и круговой мышцы рта»;
3) трансверзальные аномалии прикуса: «косой прикус, функциональная недостаточность одного из выдвигателей», левого или правого, в зависимости от того, в какую сторону сдвинута нижняя челюсть.

По словам автора, данная классификация аномалий прикуса отличается следующими особенностями: 1) она дает не только морфологическую, но и функциональную характеристику деформаций, 2) в ней отражены не только сагиттальные, но также вертикальные и трансверзальные аномалии.

Так, при классификации прогнатического прикуса А.И. Бетельман выделяет четыре ее формы:

Первая форма – нижняя микрогнатия
Вторая форма – верхняя макрогнатия
Третья форма – верхняя макрогнатия и нижняя микрогнатия
Четвертая форма – прогнатия в сочетании с компрессией верхней челюсти в боковых участках

При классификации прогенического прикуса автор выделяет три ее формы:

Первая форма – верхняя микрогнатия
Вторая форма – нижняя макрогнатия
Третья форма – верхняя микрогнатия и нижняя макрогнатия

В. Ю. Курляндский (1957) в своей монографии «Зубочелюстные аномалии у детей» делит все аномалии на относящиеся к зубам, зубным рядам или соотношение зубных рядов. В каждом случае в диагноз вносятся основные симптомы, требующие специальных ортодонтических вмешательств.

В разделе «Основные формы аномалий, симптоматика и методы лечения» перечисляются следующие формы: аномалии развития, прорезывания и расположения зубов; аномалии числа зубов; сверхкомплектные зубы; аномалии формы зубов; аномалии положения зубов; аномалии прорезывания зубов; задержанное прорезывание зубов; чрезмерное развитие обеих челюстей; чрезмерное развитие верхней челюсти (истинная прогнатия); чрезмерное развитие нижней челюсти (истинная прогения); недоразвитие обеих челюстей; недоразвитие верхней челюсти; недоразвитие верхней челюсти в связи с расщелиной нёба; недоразвитие нижней челюсти; открытый прикус; глубокий прикус (глубокое резцовое перекрытие).

В учебниках ортопедической стоматологии, изданных в 1958 – 1962 гг., В. Ю. Курляндский аномалии делит следующим образом:

І. Аномалии формы и расположения зубов

1. Аномалии формы и размеров зубов:

– макродентия,
– микродентия,
– зубы шиповидные, кубовидные и т. д.

Читать еще:  Поперечная перегородка. Поперечная перегородка эмбриона. Плевральная полость плода. Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова траверса

2. Аномалии положения отдельных зубов:

поворот по оси, смещение в вестибулярном или оральном направлении, смещение в мезиальном или дистальном направлении, нарушение высоты расположения в зубном ряду коронки зуба.

ІІ. Аномалии зубного ряда

1. Нарушение формирования и прорезывания зубов: отсутствие зубов и их зачатков (адентия), образование сверхкомплектных зубов.
2. Ретенция зубов.
3. Нарушение расстояния между зубами (диастема, трема).
4. Неравномерное развитие альвеолярного отростка; недоразвитие или чрезмерный рост его.
5. Сужение и расширение зубного ряда.
6. Аномалийное положение нескольких зубов.

ІІІ. Аномалии соотношения зубных рядов

Аномалии развития одного из зубных рядов или их обоих создают определенный тип соотношения между зубными рядами верхней и нижней челюсти.
В. Ю. Курляндский различает:

1) чрезмерное развитие обеих челюстей;
2) чрезмерное развитие верхней челюсти (прогнатия);
3) чрезмерное развитие нижней челюсти (прогения);
4) недоразвитие обеих челюстей;
5) недоразвитие верхней челюсти (микрогнатия);
6) недоразвитие нижней челюсти (микрогения).

Каждая из приведенных основных форм аномалий может сочетаться с различными аномалиями формы и положения отдельных зубов или нарушениями в соотношениях в отдельных участках зубных рядов. Так, например, при вертикальном недоразвитии челюстей наблюдается так называемый открытый прикус или глубокое резцовое перекрытие. В том и в другом случае имеет место нарушение формы окклюзионной поверхности одного или обоих зубных рядов.

При значительном отклонении в развитии челюстей наблюдаются и типичные деформации профиля лица.

Клинико-морфологическая классификация зубочелюстных аномалий Д.А. Калвелиса (1957). Д. А. Калвелис считает, что в основу классификации должны быть положены морфологические изменения, касающиеся зубов, зубных рядов и всего прикуса в целом, с учетом этиологии и значения их отклонения для функции и эстетики.

I. Аномалия отдельных зубов

1. Аномалии числа зубов:

а) адентия – частичная и полная (гиподонтия);
б) сверхкомплектные зубы (гипердонтия).

2. Аномалии величины и формы зубов:

а) гигантские зубы (чрезмерно большие);
б) шипообразные зубы;
в) уродливой формы;
г) зубы Гетчинсона, Фурнье, Турнера.

3. Аномалия структуры твердых тканей зубов:

а) гипоплазия зубных тканей.

4. Нарушения процесса прорезывания зубов:

а) преждевременное прорезывание зубов вследствие:

1) болезни (рахит и другие тяжелые заболевания);
2) преждевременного удаления молочных зубов;
3) неправильного положения зачатка зуба (ретенция зубов и персистентные молочные зубы как наводящий симптом);
4) сверхкомплектные зубы;
5) неправильного развития зуба (фолликулярные кисты);

б) запоздалое прорезывание зубов.

II. Аномалии зубных рядов

1. Нарушение образования зубного ряда:

а) аномалийное положение отдельных зубов:

1) губно-щечное прорезывание;
2) небно-язычное;
3) медиальное;
4) дистальное;
5) низкое положение (инфрааномалия);
6) высокое положение (супрааномалия);
7) поворот зуба вокруг продольной оси (тортоаномалия);
8) транспозиция;
9) тремы между зубами (диастема);
10) тесное положение зубов (скученность).

б) дистопия верхних клыков.

2. Аномалии формы зубных рядов:

а) суженный зубной ряд;
б) седлообразно сдавленный зубной ряд;
в) У- образная форма зубного ряда;
г) четырехугольный зубной ряд;
д) асимметричный

III. Аномалии прикуса

1. Сагиттальные аномалии:

1) ложная;
2) истинная.

2. Трансверзальные аномалии:

а) общесуженные зубные ряды;

б) несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов:

1) нарушение соотношений боковых зубов на обеих сторонах;
2) нарушение соотношений зубов на одной стороне (косой или перекрестный прикус);

в) нарушение функции дыхания.

3. Вертикальные аномалии:

а) глубокий прикус:

1) перекрывающий;
2) комбинированный с прогнатией (крышеобразный);

б) открытый прикус:

1) истинный (рахитический);
2) травматический (от сосания пальцев).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Классификация аномалий зубочелюстной системы (ВОЗ, 1975)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей систематике заболеваний рекомендует следующую классификацию аномалий:

1. Аномалии величины челюстей:

а) Макрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

б) Микрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

2. Аномалии положения челюстей относительно основания черепа:

а) Асимметрия (кроме гемифациальной атрофии или гипертрофии, односторонней мыщелковой гиперплазии).

б) Прогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

в) Ретрогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

3. Аномалии соотношения зубных дуг.

а) Дистальная окклюзия.

б) Мезиальная окклюзия.

в) Чрезмерное перекрытие(горизонтальный перекрывающий прикус, вертикальный перекрывающий прикус).

г) Открытый прикус.

д) Перекрестный прикус боковых зубов.

е) Лингвоокклюзия боковых зубов нижней челюсти.

4. Аномалии положения зубов.

г) Промежутки между зубами.

Классификация ЗЧЛА кафедры ортодонтии МГМСУ:

По мнению Л.С. Персина, термином «прикус» обозначают множественное смыкание зубных рядов в привычном положении нижней челюсти, но при отсутствии смыкания зубных рядов нет прикуса. Например, при «открытом прикусе» соотношение зубных рядов есть, но прикуса нет, т.к. отсутствует смыкание фронтальной или боковой группы зубов. При отсутствии смыкания зубных рядов во фронтальном или боковом участках, использовать термин «открытый прикус» не логично. Для того, чтобы оценить вид прикуса, в том числе у пациентов с аномалией, следует установить наличие смыкания зубных рядов (окклюзии) или его отсутствие (дизокклюзия) в привычном положении нижней челюсти. В последнем случае автор считает правильным говорить о вертикальной резцовой дизокклюзии или о дизокклюзии боковой группы зубов.

В основе классификации аномалий окклюзии МГМСУ лежит понятие о наличии или отсутствии смыкания зубных рядов. Вид смыкания зубных рядов характеризуется в сагиттальной, вертикальной и трансверсальной плоскостях. При этом смыкание зубных рядов рассматривается в трех участках зубных рядов: во фронтальном и в боковых (слева и справа). Отдельно выделяются аномалии смыкания пар зубов-антагонистов. Например, смыкание только первых моляров по II-му или III-му классу Энгля не всегда характерно для дистальной или мезиальной окклюзий. В этом случае следует говорить о нарушении смыкания зубов-антагонистов в области моляров.

Согласно классификации МГМСУ все аномалии зубочелюстной системы делятся на 4 группы:

аномалии зубных рядов,

1. Аномалии зубов:

1.1.Аномалии формы зуба.

1.2.Аномалии структуры твердых тканей зуба.

1.3.Аномалии цвета зуба.

1.4.Аномалии размера зуба (высоты, ширины, толщины).

1.5. Аномалии количества зубов.

1.5.1. Гиперодонтия (при наличии сверхкомплектных зубов).

1.5.2. Гиподонтия (адентия зубов – полная или частичная).

1.6.Aнoмалии прорезывания зубов.

1.6.2. Задержка прорезывания (ретенция).

1.7.Аномалии положения зубов (в одном, двух, трех направлениях).

1.7.7. Поворот по оси (тортоаномалия).

2. Аномалии зубных рядов:

2.1. Нарушение формы.

2.2. Нарушение размера.

2.2.1. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).

2.2.2. В сагиттальном направлении (удлинение, укорочение).

2.2. Нарушение последовательности расположения зубов.

2.4. Нарушение симметричности положения зубов.

2.5. Нарушение контактов между смежными зубами (скученное или редкое положение).

3. Аномалии челюстей и их отдельных анатомических частей:

3.1. Нарушение формы.

3.2. Hapyшение размера (макрогнатия, микрогнатия).

3.2.1. В caгиттальном направлении (удлинение, укорочение).

3.2.2. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).

3.2.3. В вертикальном направлении (увеличение, уменьшение высоты).

3.2.4. Сочетанные по 2-м и 3-м направлениям.

3.3. Нарушение взаиморасположения частей челюстей.

1.4. Нарушение положения челюстных костей (прогнатия, ретрогнатия).

4.Классификация аномалий окклюзии:

1. Аномалии смыкания зубных рядов в боковом участке:

– дистальная (дисто) окклюзия,

– мезиальная (мезио) окклюзия.

1.2.Во фронтальном участке.

– сагиттальная резцовая дизокклюзия,

– обратная резцовая дизокклюзия.

– вертикальная резцовая дизокклюзия,

– глубокая резцовая дизокклюзия.

1.2.2.Глубокая резцовая окклюзия.

1.2.3. Обратная резцовая окклюзия.

2.Аномалии смыкания пар зубов-антагонистов

2. 1. По сагиттали.

2.2. По вертикали.

2.3. По трансверсали.

V.Вопросы текущего контроля:

1. Пренатальный период развития зубочелюстно-лицевой области. Меккелев хрящ как матрица для формирования элементов среднего уха и нижней челюсти. Мезенхима как основа формирования носоверхнечелюстного комплекса.

2. Период новорожденности. Физиологическая мандибулярная ретрогнатия.

3. Период временного прикуса. Первое физиологическое повышение прикуса.

4. Период смешанного прикуса. Второе и третье физиологическое повышение прикуса.

5. Период прикуса постоянных зубов. Характеристика ортогнатического прикуса в трехдименсионном пространстве.

6. Классификация зубочелюстно-лицевых аномалий по Энглю.

7. Классификация зубочелюстно-лицевых аномалий по Катцу.

8. Классификация зубочелюстно-лицевых аномалий по Калвелису.

9. Классификация зубочелюстно-лицевых аномалий кафедры ортодонтии МГМСУ.

10. Классификация зубочелюстно-лицевых аномалий по ВОЗ.

1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред. В. К. Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. – М. : ГЭТАР – Медиа, 2010. – 890 с.

2. Персин, Л. С. Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е / В. М. Елизарова, С. В. Дьякова – М. : Медицина, 2003. – 640 с.

3. Персин Л.С. Ортодонтия. – 2007. – 360 с.

4. Персин Л.С. Классификации зубочелюстных аномалий // Ортодент-инфо. – 1998. – № 1. – С. 3-5.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]