Подборка материала для развития дикции, артикуляции, дыхания и р. Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста
Подборка материала для развития дикции, артикуляции, дыхания и р
Игры
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
Скороговорки:
От топота копыт пыль по полю летит.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Бык тупогоб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- (Попугай,попугай, попугай!)
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Виды артикуляционных упражнений:
Упражнения для губ.
1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как
при артикуляции звука И.
2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.
3) Губы округлены, как при О и У.
4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.
5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.
6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.
Упражнения для языка.
1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка
языка выгнута в направлении к верхним резцам.
2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык
ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при
артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а
передняя часть и корень языка слегка подняты.
Движения нижней челюсти.
1) С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.
2) Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами,
удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед
зеркалом).
Упражнения для развития движения губ.
1) Вытягивание сомкнутых губ хоботком.
2) Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.
3) Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю
губу).
4) Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.
5) Прикусывание нижней губы верхними зубами.
6) Вытягивание верхней губы за нижнюю.
7) Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.
Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти,
мягкого нёба.
1) Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон,
варенье, боль, радость, гнев, удивление и т.д.
2) По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О!
АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…).
3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями
(руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)
Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную
музыку
Цыплёнок на цыпочках
Крался за кошкой
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой.
На пятках за кошкой
Плетётся Антошка.
За бедным цыплёнком—
Усатая кошка.
Цыплёнок от страха
Забрался в корзину.
Сердитая кошка
Выгнула спину.
Не стучите в эти двери
Спят уже наверно звери
Если будите стучать—
Звери могут зарычать
Р-р-р-р-р-р-р…
Прилетели какаду
-Что имели вы в виду?
-Рразорву и ррастеррзаю
Ррразнесу и рраскидаю
Рраспугаю всех подрряд
Вот тогда я буду рррад! (3-4 повтора).
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса
А Борис Ларису
Угостил ирисом.
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки.
Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестрёнка её Лада
Урожаю очень рада.
Летним утром повар Пров
Нам готовил вкусный плов.
Повар плов тот стал солить
Солью по полу сорить.
Возле плова, посерёдке
Пров поставил по селёдке.
За столом был полный лад
Каждый завтраку был рад.
На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима вы мне на линя
О любви ни меня ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня?
Не видели ли Лилию?
Лидию не видели?
Полили ли вы лилию?
Полили мы лилию.
Цок-цок-цок-цок-цок
Цып-цып-цып-цып-цып
Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц
Цап-цап-цап-цап-цап.
Заря-зарница
Солнцева сестрица
День замыкает
Месяц зажигает.
С—протяжный
Ц—короткий
С—свистящий, настоящий
Ц—какой-то весь цедящий
С—протяжный
Ц—взрывной
Ты не путай их, друг мой.
Царь, царевна, цирк, царица
Марципан, дворец, девица
Циферблат, цыплёнок, цок
Цены, ценник и цветок.
Пирожки, лужки, дружки
Кружки, ложки и стожки
Фляжка, ножка, нож, лачужка
Ёж, чертёж, багаж, пичужка.
Щёлок, щука и щиток
Щи, щепотка, щавель, щёки
Щебет, щёголь, щепки, щётки
Борщ, товарищ, плющ и клещ
Помощь, немощь, плащ и лещ.
На руке у старца чётки
А в углу совок и щётки
На лицо упала чёлка
А в заборе нашем—щёлка.
Оч-оч-оч. Наступила ночь.
Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.
Приплывали два ерша
Поливали из ковша
Прибегали лягушата
Поливали из ушата.
Тушат, тушат,—не потушат
Заливают,—не зальют.
(К. Чуковский. Путаница).
Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Страш-ш-ш-ш-ш-но?
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
Малиновая М
Моё метро,
Метро Москвы!
Май, музыка, много молодых москвичек метростроевцев
Мечутся, мнутся:–Мало местов?
-Милые! Масса места
Мягко, мух мало!
Можете! Мерси…
Мрамор, морской малахит, молочная мозаика
Мечта!
(С. Кирсанов. «М»).
Повторяй за мной зарядку
В ней звук Т
Пришёл на грядку
Тыква вот, а вот томат
Здесь—капуста, здесь—салат.
АК-АК-АК, вот такой гамак.
ОК-ОК-ОК, вот такой каток
УК-УК-УК, вот такой индюк.
КА-КА-КА, у Кати мука.
КО-КО-КО, в театре нелегко.
КУ-КУ-КУ, я куплю муку.
Чтобы голос был в порядке
Проведу сейчас зарядку
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот.
Приседаем, поднимаемся
Прогибаемся, наклоняемся
Достаём руками пол.
А теперь прыжки на месте
Прыгну хоть сто раз, хоть двести
И на двух, и на одной
И на левой, и на правой
На одной и на другой
И отдышки, ни какой.
Со скакалкой я скачу
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую отдышки.
Голос звучный, льётся ровно
И не прыгаю я словно.
Раз, два, раз, два, раз, два, раз
Могу прыгать целый час.
1. Г и м н а с т и к а а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п
а р а т а:
а) опускание челюсти
б) движение челюсти вправо-влево
в) движение челюсти вперёд
г) вытягивание и растягивание губ на «У-И»
д) подтягивание верхней губы ( «ПФ» )
е) опускание нижней губы («ВЫ-ВЫ»)
ж) натягивание губ на зубы при открытом рте
з) круговое движение языка под губами
и) дутье на кончик языка
к) промазывание широким языком нёба и др.
2. Дыхание
–плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.
–вдох—небольшая задержка (1-2 сек) –выдох.
–вдох через нос –задержка (1-2 сек) –выдох через рот.
–комбинированный вдох –задержка, выдох через нос.
–комбинированный вдох –задержка, выдох через рот. Постепенно вдох
укорачивается и углубляется, выдох удлиняется.
Артикуляция
план-конспект занятия на тему
Тема занятия: « Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением».
Цель занятия: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.
Обучающие – обеспечить формирование у воспитанников знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;
– обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».
Развивающие – создать условия для развития у воспитанников дикционных навыков в разнообразных темпах;
– активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
– эмоционально – образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
– умения пользоваться нижнереберно – диафрагматическим дыханием.
Воспитательные – создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;
– повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
– стимулирования творческого поиска воспитанников в создании интерпретации произведений.
п о источнику знаний :
- наглядные – наглядно – иллюстративный, слайд-шоу;
- словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
- практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности :
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый,
- элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики : фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.
Приветствие, объявление темы.
– Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия: «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением». Сегодня мы будем работать над улучшением дикции и качества звука.
– Ребята, скажите, какую роль играют дыхательные упражнения для вокалистов? (Дети отвечают). Давайте выполняются элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).
– Приступим к разминке артикуляционного аппарата. Используем упражнения: интонационно – фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов). (Приложение № 2)
– Далее я предлагаю выполнить упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию. (Приложение № 3)
Основная часть. Работа над исполнением произведений
– Теперь ваши голосовые аппараты полностью готовы к работе. Давайте приступим к исполнению песни «Россия» ( Автор текста : Денисов Н., Композитор ( музыка ): Клевицкий А.)
Нам необходимо добиться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкости звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.
Отрабатывая различные вокальные навыки, обратим особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата. Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.
Используя образное мышление, воображение, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков.
– На этом наше занятие подошло к концу. Мы справились со всеми поставленными целями и задачами. Давайте поаплодируем друг другу. Занятие окончено. Всего доброго!
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно – психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” – 96 раз, но поскольку эта гимнастика – один из видов работы на занятии, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 8 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами – движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола – вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
- Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
- “Шинковать” язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.
- Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется “иголочка”. Повторите несколько раз.
- Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется “щеточка”, как бы чистим языком зубы.
- Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо – обрадованное лицо.
- После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти “вперед-вниз”, т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости – вперед, дальше – вертикальной – вниз.
- Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти “вперед-вниз” с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена “вперед-вниз” на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно “Злая кошка” (“ЗК”).
Скороговорки и вокальные упражнения.
Скороговорки со звуком «ч»
[Ч] – это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- У нас в печурочке золотые чурочки.
- Синичка, синичка — воробью сестричка.
- Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Чудак под диванчик прячет чемоданчик.
- А также скороговорка в форме стихотворения:
- Четверть часа чиж чижихе
- Пел частушки на Плющихе.
- Черный кот, большой чудак,
- Влез послушать на чердак.
Скороговорки со звуком «ш»
[Ш] – это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].
Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Скороговорки со звуком «щ»
Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов. Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука [Щ]:
- Кощея щами не угощают.
- Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
- Щенок в чащу дощечку тащит.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
А вот комбинированная скороговорка для тренировки двух звуков «щ» и «ш»:
- В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
Скороговорки на тренировку «л»
Сам звук [Л] обычно не вызывает трудностей, если у вас нет французского акцента. Скороговорки с этим звуком направлены на развитие частого повторения слогов, где присутствует [Л].
- Лапти лыковые, лыки липовые.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Лилии полили ли, иль увяли лилии?
Скороговорки на тренировку «р»
Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
- Прорубь рубили – рыбку ловили.
- Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
1.Закрытый слог “М”. Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную “М”. Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы “подъезжаете” к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.
2. М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук “И” во время пения не должен отличаться от обычного разговорного как в слове “улитка”.
3. М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой “И”, переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.
Конспект открытого занятия тема: «Артикуляционный аппарат, дикция»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
отдел художественной направленности
Конспект открытого занятия
тема: «Артикуляционный аппарат, дикция»
педагог дополнительного образования
Открытый урок по теме: «Артикуляционный аппарат, дикция»
Объединение: «Стань звездой»
Педагог: Елхова Ольга Александровна
Дата проведения: 4 марта, 2017г.
Тема урока: Артикуляционный аппарат, дикция.
Цель урока: Улучшение работы, гибкости и подвижности артикуляционного аппарата путём упражнений.
– ознакомление с новым видом работы, как одним из способов творческой деятельности учащихся.
-обучение правильной и согласованной работы артикуляционных органов что создает отчетливую, хорошую дикцию.
– обучить сознательно активизировать работу артикуляционных органов,
добиваясь при этом четкой дикции, как гласных, так и согласных звуков .
– Развитие творческих способностей учащихся , развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата.
– воспитание творческой инициативы, воспитания сознательного подхода к обучению;
-повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
– формирование музыкальной культуры.
1. Организационный момент:
-подготовка рабочего места
-объявление темы, цели и задач урока.
2. Дыхательные упражнения, укрепление певческого дыхания.
Упражнения для наработки навыков дыхания:
1 .Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и
глубоко вдохнуть, при этом не поднимать плечи. Диафрагма опущена. Отпустить
живот, делая выдох. Вдох сделать легкий через чуть приоткрытый рот, при этом
воздух автоматически проходит и через нос. Повторить четыре раза.
2.Исходное положение то же. Сделать короткий вдох. Задержать дыхание.
Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку
дыхания, считая до десяти. Повторять четыре раза.
Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:
1.Короткий вдох, наполняющий все легкие. Активный выдох, сильными
рывками с произношением слога пфу. Повторить четыре раза, выталкивая воздух
животом. После каждого пфу сделать небольшую паузу.
2.Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей.
Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.
З.Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из
узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу вверх. Выдох рывками, произнося фу-фу-фу, каждый раз, резко подавая воздух животом.
4. Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизу вверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. На счет пять задержать дыхание. На счет семь медленно выдыхать через букву «с».
Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работы
вдыхательных и выдыхательных мышц способствует ощущению их
антагонистической борьбы и кроме удлинения выдоха помогает нахождению
чувства опоры. Повторить четыре раза.
5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).
Артикуляционный аппарат, дикция.
Навык артикуляции включает в себя :
1 )отчетливое, фонетически определенное произношение слов;
2)умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет
специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;
3)умение максимально растягивать гласные и коротко произносить
согласные звуки в пределах возможности ритма исполняемой мелодии.
4)умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;
Без звуковые упражнения подготавливают артикуляционный аппарат к
более четкой работе, делают его более подвижным, сильным, улучшают тонус мышц и благоприятствуют свободе мимической мускулатуры лица, рта, а также нижней челюсти, шеи.
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений В.В.Емельянова .
Упражнение 1.Открыть рот вертикально, подержать в таком положении
немного, закрыть рот, проделать это четыре раза. Упражнение укрепляет,
суставы, жевательные мышцы.
Упражнение 2. Открыть рот, затем рукой, сжатой в кулак, надавить на
нижнюю челюсть снизу, стараясь как бы закрыть рот, и в то же время
сопротивляясь, держать его открытым. Делать это движение сопротивлением, считая от пяти до десяти. Потом рот закрыть и повторить еще четыре-шесть раз.
Упражнение 3. Повороты челюсти вправо, влево, вперед, назад. Делать как
с закрытым ртом, так и с открытым, поочередно повторяя четыре раза.
Упражнение 4. Проделать несколько раз нижней челюстью и лицевыми
мышцами жевательные движения. Жевать, широко открывая рот. Так же жевать с закрытым ртом. Эти упражнения тренируют нижнюю челюсть и делают ее более свободной и подвижной. Полезно упражняться на слогах да-да-да, ля-ля-ля.
Упражнение 5.Надуть одну щеку, надуть другую, затем вместе надуть и
втянуть обе щеки. Упражнение укрепляет и тонизирует щечные мышцы.
Упражнение 6.Для укрепления круговой мышцы рта следует делать
следующие движения: вытянуть сомкнутые губы в «трубочку»; круговые
движения губами в обе стороны. Проделывать эти движения по несколько раз.
Упражнение 7.Покусывание зубами языка. Начиная с кончика и до его
отказа. Повторить четыре раза.
Упражнение 8.Покусывание языка попеременно правыми и левыми
боковыми зубами, как бы жуя его.
Упражнение 9.Сделать языком круговое движение между губами и зубами,
с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.
Упражнение 10.Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в
правую щеку, в левую щеку. Пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Упражнение 11 .пощелкайте языком, изменяя форму рта (цокот копыт).
Упражнение 12.Покусывание нижней и верхней губы.
Упражнение 13.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив, десна и придав
лицу обиженное выражение.
Упражнение 14.Приподнять верхнюю губу, обнажив, десна и придав лицу
подобие улыбки.
Упражнение 15.Пройти по всему лицу от корней волос на лбу, до шеи,
пальцами, круговым разминающем массажем. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.
Упражнение 16.Пройти по всему лицу поколачивающим массажем
кончиками пальцев.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта,
необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
Начинать дикционные упражнения надо на середине диапазона, на
наиболее легко и правильно звучащих тонах диапазона, с наиболее верно
звучащего гласного звука.
Общие принципы работы над дикцией в слогах :
Для начала согласную надо выбирать индивидуально по тому же принципу
благоприятного влияния на гласный звук. Постепенно надо проработать все
гласные и все согласные в самых различных сочетаниях. Все упражнения
начинать медленно. Когда получится хорошо в медленном темпе, следует
ускорить темп, но не в ущерб дикции. Каждое сочетание слогов произносить
несколько раз с перерывами, не доходя до утомления. При быстром темпе надо их говорить и петь на одном дыхании.
Фонетические упражнения.
1.Дудо, дудода, дудодаде, дудодадеди.
2.Луло, лулола, лулолале, лулолалели.
3. Дру-дро-дра-дре-дри.
4.Бру-бро-бра-бре-бри.
5.Гру-гро-гра-гре-гри и т. п.
Для выработки дикционной четкости весьма полезны различные
скороговорки, а так же быстрое проговаривание по нескольку раз отдельных
слов, имеющих полезное звукосочетания:
У вдовы в дому дым.
У доярки платье ярко.
На дворе – трава, на траве – дрова.
Два щенка щека к щеке щетку щиплют в уголке.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
От топота копыт пыль по полю летит Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Веники помелики по печи волялися, с печи оборвалися.
Шит колпак не по колпаковски, надо его переколпаковать.
Ты сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.
Сшил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи просто
покачались в гамаке.
Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка»
Использование упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков способствующие развитию силы звука, расширению диапазона,четкой артикуляции, дикции.
– Упражнение с закрытым ртом
– Упражнение на звук у –у -у
– Упражнение на звук р –р –р и др.
– Упражнение на дикцию: Ма –мэ –ми –мо- му
Да –дэ –ди –до- ду и т.п.
Вокальные распевки: «Пчелка», «Самолёт», «Андрей воробей», «Жучка и кот», «Веники помелики» и др.
Артикуляционный аппарат и дикция на примере разучиваемых песен «Карусель мелодий», «Профессия мама»
6. Подведение итогов, выводы.
Конспект занятия по развитию речевого дыхания (1)
Любовь Горшкова
Конспект занятия по развитию речевого дыхания (1)
-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,
-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя специальные упражнения,
-воспитывать, путем подражания речи взрослого, умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Оборудование: бумажная бабочка, индивидуальное зеркало, мягкая игрушка – мишка.
1. Основные упражнения на развитиеартикуляционной моторики:
«Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную, целенаправленную воздушную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
Методические указания: 1. следить, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
«Сделать язык широким»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. -десяти.
Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
«Кто дальше загонит мяч»
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Выполнение: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не Х, т. е, чтобы струя была узкая, а не рассеянная.
«Губы в улыбке». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
2. Упражнение «Бабочка летает». Губы трубочкой. Воздушная струя плавная, длительная, непрерывная.
3. Упражнение на развитие речевого дыхания «Дыхание животиком стоя, левая рука на животе» …Сегодня мы будем учиться дышать животиком стоя. Чтобы узнать получается ли у тебя, положи левую руку и проверь поднимается ли твой животик или нет.
а)вдыхай воздух через нос, а выдыхай через рот трубочкой (три раза) Представь, что ты ветер,
б) а теперь выдыхай,говори : АААААА (три раза);
в)А теперь выдыхай и говори:АУ-АУ-АУ;
4. Упражнение «Дыхание животиком лежа»
Тебе не кажется, что твои игрушки заскучали? Давай покачаем их на твоем животике. Ложись на спину, положи на животик мишку. А теперь вдохни воздух через нос, так, чтобы мишка поднялся вверх как можно выше. Хорошо. А теперь вдыхай воздух через рот трубочкой как можно дольше,пока я считаю: раз, два, три. Смотри, как мишка рад! Пакатай его три раза.
5. Итог занятия.
Чему мы учились сегодня на занятии? Давай, вспомним как правильно научился дышать наш животик.
Дидактическое пособие по развитию речевого дыхания «Столик «4 сезона» Дидактический “Столик “4 сезона” Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.
Пособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.
Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание помогает детям не только четко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного.
Картотека игр по развитию речевого дыхания и фонематического слуха Игры на развитие речевого дыхания. Формирование длительного выдоха. Игра «Султанчик» Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая.
Конспект занятия «Развитие речевого дыхания» в ясельной группе Цель:Формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений. Задачи: Способствовать увеличению объема дыхания. -Развивать.
Развитие речевого дыхания у дошкольников ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно.
Тренировка речевого дыхания Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный,.
Советы логопеда «Развитие речевого дыхания» Уважаемые родители! Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Правильное речевое.
Упражнения для развития речевого дыхания Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание – один из первых и очень.
Упражнения на развитие речевого дыхания Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной.