Презентация по микробиологии на тему иммунитет. Презентация на тему” иммунная система человека”
презентация: иммунная система человека
презентация к уроку на тему
как быть здоровым? почему мы болеем? что такое иммунная система человека? Как знания о нашем организме помогают быть активными и жизнерадостными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иммунная система человека
Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных заболеваний и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ. Данная система является препятствием на пути инфекций (бактериальных, вирусных, грибковых). Когда же в работе иммунной системы происходит сбой, то вероятность развития инфекций возрастает, это также приводит к развитию аутоиммунных заболеваний. Органы входящие в иммунную систему человека : лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы. 1. ЧТО ТАКОЕ ИММУННАЯ СИСТЕМА
2. ПОКАЗАТЕЛИ СЛАБОГО ИММУННИТЕТА Основной признак слабой иммунной системы – постоянные простудные заболевания. К примеру, появление герпеса на губах можно смело считать сигналом нарушения защитных сил организма. Также симптомами ослабленного иммунитета являются быстрая утомляемость, повышенная сонливость, постоянное чувство усталости, ломота в суставах и мышцах, бессонница, а также аллергии. Более того, наличие хронических заболеваний также говорит о слабом иммунитете.
3. ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЬНОГО ИММУННИТЕТА Человек ничем не болеет, устойчив к воздействию микробов и вирусов даже в период вирусных инфекций.
4. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ режим питания. физическая активность. правильное понимание жизни, а значит, нужно научиться не завидовать, не злиться, не расстраиваться, особенно по пустякам. соблюдать санитарно-гигиенические нормы, не переохлаждаться, не перегреваться. закаливать организм как через холодовые процедуры, так и через тепловые (баня, сауна). насыщать организм витаминами.
5. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРОЖИТЬ БЕЗ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ? Разрушительно действует на организм любое нарушение иммунной системы. Например, аллергия. Организм аллергика болезненно реагирует на внешние раздражители. Это могут быть съеденные клубника или апельсин, кружащийся в воздухе тополиный пух или пыльца ольховых сережек. Человек начинает чихать, глаза его слезятся, на коже появляется сыпь. Такая повышенная чувствительность — очевидный сбой в работе иммунной системы. Сегодня врачи все чаще говорят о слабом иммунитете, о том, что 60% населения нашей страны страдают от иммунного дефицита. Ослабленный стрессом и плохой экологией организм не способен эффективно бороться с инфекцией — слишком мало вырабатывается в нем антител. Человек со слабым иммунитетом быстро устает, именно он первым заболевает во время эпидемии гриппа и болеет дольше и тяжелее. «Чумой XX века» называют страшную болезнь, поражающую иммунную систему организма, — СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Если в крови есть вирус — возбудитель СПИДа, то лимфоцитов в ней почти нет. Такой организм утрачивает способность бороться за себя, и человек может умереть от обычной простуды. Самое ужасное, что эта болезнь — инфекционная, и она передается через кровь.
Иммунная система человека Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент. – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемhealth-school.karelia.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Иммунная система человека Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент.” — Транскрипт:
1 Иммунная система человека Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент
2 Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
3 Заболеваемость детского населения В структуре общей заболеваемости детского населения на протяжении ряда лет: на первом месте – болезни органов дыхания второе место – занимают болезни органов пищеварения на третьем месте – болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы
4 Заболеваемость детского населения Статистические исследования последних лет выдвигают на одно из первых мест в патологии человека заболевания, связанные со снижением иммунитета За последние 5 лет уровень общей заболеваемости детей лет вырос на 12,9%. наибольший рост отмечается по классам заболеваний нервной системы – на 48,1%, новообразований – на 46,7%, патологии системы кровообращения – на 43,7%, болезней костно-мышечной системы – на 29,8%, эндокринной системы – на 26,6%.
5 Иммунитет от лат. Immunities – освобождение от чего-либо Иммунная система обеспечивает человеческому организму многоступенчатую защиту от чужеродных вторжений Это специфическая защитная реакция организма, которая основана на способности противостоять действию живых тел и веществ, отличающихся от него наследственно чужеродными свойствами, сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность Основное предназначение иммунной системы – определить, что в организме есть свое, а что чужое. Свое надо оставить в покое, а чужое – истребить, и как можно быстрее Иммунитет – обеспечивает функционирование организма как единого целого, состоящего из ста триллионов клеток
6 Антиген – антитело Все вещества (микробы, вирусы, пылевые частички, пыльца растений т.д.), которые попадают в организм из вне, принято называть антигенами Именно влияние антигенов обуславливает при их попадании во внутреннюю среду организма образование белковых структур, которые называются антителами Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит
7 Составляющие иммунной системы человека 1. Центральные лимфоидные органы: – тимус (вилочковая железа); – костный мозг; 2. Периферические лимфоидные органы: – лимфатические узлы – селезенка – миндалины – лимфоидные образования толстой кишки, червеобразного отростка, легких, 3. Иммунокомпетентные клетки: – лимфоциты; – моноциты; – полинуклеарные лейкоциты; – белые отросчатые эпидермоциты кожи (клетки Лангерганса);
8 Тимус – ц ентральный лимфоидный орган иммунной системы
9 Неспецифические факторы защиты организма Первый защитный барьер Неспецифические механизмы иммунитета – это общие факторы и защитные приспособления организма Защитные барьеры Первый защитный барьер непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек (ЖКТ, дыхательных путей, половых органов) непроницаемость гистогематологических барьеров наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости) и др. секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям
10 Неспецифические факторы защиты организма Второй защитный барьер Второй защитный барьер – это воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизма. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (фактор клеточного иммунитета) Фагоцитоз – представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ Фагоциты – самые большие клетки организма человека, они выполняют важную функцию неспецифической защиты. Защищает организм от любых проникновений в его внутреннюю среду. И в этом его, фагоцита, предназначенье. Реакция фагоцита протекает в три стадии: 1. Движение к цели 2. Обволакивание инородного тела 3. Поглощение и переваривание (внутриклеточное переваривание)
11 Неспецифические факторы защиты организма Третий защитный барьер действует, когда инфекция распространяется далее. Это лимфатические узлы и кровь (факторы гуморального иммунитета). Каждый из этих факторов трех барьеров и приспособлений направлен против всех микробов. Неспецифические защитные факторы обезвреживают даже те вещества, с которыми ранее организм не встречался
12 Специфические механизмы иммунитета Это антителообразование в лимфатических узлах, селезенке, печени и в костном мозге Специфические антитела вырабатываются организмом в ответ на искусственное введение антигена или в результате естественной встречи с микроорганизмом (инфекционная болезнь) Антигены – вещества, несущие признак чужеродности (бактерии, белки, вирусы, токсины, клеточные элементы) Антигены – это сами возбудители или продукты их жизнедеятельности (эндотоксины) и продукты распада бактерий (экзотоксины) Антитела – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их. Они строго специфичны, т.е. действуют только против тех микроорганизмов или токсинов, в ответ на введение которых они выработались.
13 Специфический иммунитет Подразделяется на врожденный и приобретенный Врожденный иммунитет – присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества от матери к плоду через плаценту. Частным случаем врожденного иммунитета можно считать иммунитет, получаемый новорожденным с материнским молоком Приобретенный иммунитет – возникает (приобретается) в процессе жизни и подразделяется на естественный и искусственный Естественный приобретенный – возникает после перенесения инфекционного заболевания: после выздоровления в крови остаются антитела к возбудителю данного заболевания. Искусственный – вырабатывается после специальных медицинских мероприятий и он может быть активным и пассивным
14 Искусственный иммунитет Создается при помощи введения вакцин и сывороток Вакцины – это препараты из микробных клеток или их токсинов, применение которых называется вакцинацией. Через 1-2 недели после введения вакцин в организме человека появляются антитела Сыворотки – чащу применяются для лечения инфекционных больных и реже – для профилактики инфекционных заболеваний
15 Вакцинопрофилактика Это основное практическое назначение вакцин Современные вакцинные препараты разделяются на 5 групп: 1. Вакцины из живых возбудителей 2. Вакцины из убитых микробов 3. Химические вакцины 4. Анатоксины 5. Ассоциированные, т.е. комбинированные (например, АКДС – ассоциированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина)
16 Сыворотки Сыворотки готовят из крови переболевших инфекционной болезнью людей или путем искусственного заражения микробами животных Основные виды сывороток: 1. Антитоксические сыворотки нейтрализуют яды микробов (противодифтерийная, противостолбнячная и др.) 2. Антимикробные сыворотки инактивируют клетки бактерий и вирусы, применяются против ряда болезней, чаще в виде гамма-глобулинов Имеются гамма-глобулины из человеческой крови – против кори, полиомиелита, инфекционного гепатита др.Это безопасные препараты, т.к. в них нет возбудителей болезней. Иммунные сыворотки содержат готовые антитела и действуют с первых минут после введения.
17 НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ВозрастНаименование прививки 12 часов Первая вакцинация гепатит В 3-7 днейВакцинация туберкулез 1 месяцВторая вакцинация гепатит В 3 месяцаПервая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит 4,5 месяцаВторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит 6 месяцевТретья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит Третья вакцинация гепатит В 12 месяцев Вакцинация корь, краснуха, паротит
18 Критические периоды в формировании иммунной системы детей Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни) Второй критический период – 3-6 месяцев жизни, обусловлен разрушением материнских антител в организме ребенка Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка Четвертый критический период – 6-7 лет Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек; лет – у мальчиков)
19 Факторы, снижающие защитные функции организма Главные факторы: алкоголизация и алкоголизм наркотизация и наркомания психоэмоциональные стрессы гиподинамия дефицит сна избыточная масса веса Восприимчивость человека к инфекции зависит: от индивидуальных особенностей человека особенностей конституции состояния обмена веществ характера питания витаминного обеспечения климатических факторов и сезона года загрязнения окружающей среды условий жизни и деятельности человека образа жизни
20 Повышение защитных сил организма ребенка общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, принимать поливитамины, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в периоды вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, во время эпидемии гриппа не стоит водить ребенка на елки и прочие массовые мероприятия) средства народной медицины, например, чеснок и лук Когда следует обращаться к иммунологу? При частых простудных заболеваниях, протекающих с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит – воспаление бронхов, пневмонию – воспаление легких или возникновение на фоне ОРВИ гнойного отита – воспаление среднего уха и т.п.) При повторном заболевании инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, краснуха, корь и т.п.). Однако, в таких случаях необходимо учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до 1 года, то иммунитет к ним может быть нестоек, и не давать пожизненной защиты.
Презентация по биологии на тему”Иммунитет”
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор Долганова М.Н. учитель биологии Иммунитет
СЛОВАРЬ Иммунитет – способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Виды иммунитета Естественный Искусственный врожденный (пассивный) приобретенный (активный) активный пассивный Наследуется ребенком от матери (люди с рождения имеют в крови антитела). Предохраняет от собачьей чумы и чумы крупного рогатого скота Появляется после попадания в кровь чужеродных белков, например, после перенесения инфекционного заболевания (оспа, корь и др.) Появляется после прививки (введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания). Прививка может вызвать заболевание в легкой форме Появляется при действии лечебной сыворотки, содержащей необходимые антитела. Получают из плазмы крови болевших животных или людей Работа с учебником
Луи Пастер (1822—1895) Французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии. Доказал причастность микробов к возникновению инфекционных заболеваний
СЛОВАРЬ Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетических чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.
Органы иммунной системы Центральные Периферические Тимус Красный костный мозг Лимфатические узлы Селезенка Лимфоидная ткань Лимфоидные скопления в мочеполовых путях Лимфоидные скопления в кишечнике Лимфоидные скопления в воздухоносных путях Миндалины и аденоиды
Центральные органы Функции органов иммунной системы Периферические органы Красный костный мозг Тимус Лимфатические узлы Миндалины и аденоиды Селезенка Лимфоидная ткань Барьерно-фильтрационная роль Участие в образовании лимфоцитов Образование плазматических клеток, вырабатывающих антитела Барьерная роль для верхних дыхательных путей Снабжение организма иммунными клетками Участие в формировании здоровой микробной флоры полости рта и носоглотки Осуществляется дифференцирование В и Т-лимфоцитов. Обеспечение местного иммунитета Созревание Т-клеток Созревание В-клеток Работа с тетрадью
Миндалины и аденоиды
Анатомические барьеры: – рефлекторный кашель, слизистое отделяемое дыхательных путей, – бактерицидные ферменты слез и кожных жиров, – слизистое отделяемое из носа и ушная сера, – кожа, – кислотный желудочный сок, – моча
Химические барьеры: собственный интерферон и интерлейцина 1 (вызывает повышение температуры как защитный механизм) Кожа и дыхательные пути производят антимикробные пептиды, такие как бета – дефензина Ферменты лизоцим и фосфолипаза бактерицидного действия находятся в слезной жидкости, слюне, материнском молоке.
Клеточные барьеры Лейкоциты, белые клетки крови, и среди них фагоциты (макрофаги, нейтрофилы), астоциты, еозинофилы, базофилы обнаруживают и уничтожают опасные, инородные или ненужные клетки
Клеточный (фагоцитарный) иммунитет Открыл И.И.Мечников в 1882г
Фагоцито́з (Фаго — пожирать и цитос – клетка) — процесс, при котором специальные клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают возбудителей инфекционных заболеваний и отмершие клетки. СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма. Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Т-лимфоциты на раковой клетке Т-лимфоциты уничтожают раковые клетки самостоятельно, либо посылают сигнал иммунной системе, которая выделяет другие клетки, для уничтожения раковых образований. Это — клеточное звено иммунитета. В-лимфоциты В-лимфоциты — осуществляют эффективное обезвреживание чужеродных частиц на расстоянии, путем выработки молекул иммуноглобулина. Это – гуморальное звено иммунитета.
Т-лимфоциты Т- киллеры (убийцы) NK Т-супрессоры (угнетатели) Тs Т- хелперы (помощники) Tн Клеточный иммунитет Блокируют реакции В-лимфоцитов Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки
В-лимфоциты Плазматические клетки Клетки памяти Гуморальный иммунитет Обеспечивают вторичный иммунитет (приобретенный иммунитет) Взаимодействие антигена Лимфоциты (Т и В) имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать «врага», образовывать комплексы «антиген-антитело» и обезвреживать антигены.
Работа с учебником § 15, стр.74 Сравнение клеточного и гуморального иммунитета Вид иммунитета Действующие факторы Механизм уничтожения Клеточный Гуморальный Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу
Снижение иммунитета по каким-либо причинам называется иммунодефицитом. СЛОВАРЬ Виды иммунодефицита: первичный, врожденный (часто связан с генетическими дефектами); вторичный, приобретенный (связан с перенесенными в течение жизни заболеваниями, с применением ряда медицинских препаратов, угнетающих иммунную систему и др.)
«нездоровый» образ жизни (курение, алкоголь, недостаток сна); неправильное питание; стресс; тяжелые физические и умственные нагрузки загрязненная окружающая среда; частые бактериальные и вирусные инфекции, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему; Факторы снижения иммунитета
частые простудные заболевания (более 4–6 раз в год), герпес; частые рецидивы хронических заболеваний (к названию какой-то болячки у Вас доктор приписал слово «хронический» или «рецидивирующий»); повышенная утомляемость, слабость, вялость, разбитость аллергические заболевания; и многое другое. Признаки снижения иммунитета
С возрастом эффекты неблагоприятных воздействий на иммунитет накапливаются, и он перестает справляться со своими функциями. В результате организм быстрее стареет, появляются различные хронические заболевания, постоянное плохое самочувствие и мы чувствуем себя больными
Какие из представленных органов относятся к центральным органам иммунной системы, а какие – к периферическим?
Задачи Ребенка укусила собака. Надо ли ему делать прививку против бешенства, если два года назад ему такую прививку сделали? Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить? А. У него есть естественный врожденный иммунитет. Б. У него естественный приобретенный иммунитет. В. У него искусственный иммунитет. Г. У него есть тромбоциты. Д. У него есть эритроциты.
Иммунная система человека
Роль и значение иммунной системы, которая обеспечивает человеческому организму многоступенчатую защиту от чужеродных вторжений. Составляющие иммунной системы человека. Специфические и неспецифические факторы защиты организма. Иммунокомпетентные клетки.
Подобные документы
Понятие иммунной системы как защиты организма от повреждающих факторов микробов, вирусов, грибков. Органы иммунной системы. Основные виды иммунитета: естественный, искусственный, гуморальный, клеточный и пр. Иммунокомпетентные клетки, стадии фагоцитоза.
презентация, добавлен 07.06.2016
Формирование клеток иммунологической памяти. Органы и клетки иммунной системы. Образование макрофагов и лимфоцитов. Развитие клеток иммунной системы. Роль Т -лимфоцитов в иммунном ответе. Антитела и антиген – распознающие рецепторы лимфоцитов.
реферат, добавлен 19.04.2012
Характеристика общей заболеваемости детского населения на протяжении ряда лет (болезни органов дыхания, пищеварения, нервной системы). Понятие иммунитета. Основные составляющие иммунной системы человека. Способы повышения защитных сил организма ребенка.
презентация, добавлен 17.10.2013
Иммунная система как защитная реакция организма. Способы предупреждения инфекций у древних народов. Зарождение иммунологии как науки. Особенности развития клеток иммунной системы. Характерные черты специфического (гуморального и клеточного) иммунитета.
реферат, добавлен 30.09.2012
Функциональные возможности иммунитета растущего организма и физиология его становления. Составные иммунной системы: костный мозг, тимус, миндалины, лимфатическая система. Механизмы защиты иммунитета и классы иммуноглобулинов. Роль витаминов для здоровья.
реферат, добавлен 21.10.2015
Роль иммунной системы в адаптации человека к экстремальным условиям окружающей среды, функции этой гомеостатической системы по защите организма от бактерий и вирусов, а также опухолевых клеток. Значение цитокинов как медиаторов иммунной системы человека.
статья, добавлен 27.02.2019
Характеристика первичных и вторичных органов иммунной системы организма человека. Проведение исследования функций иммунокомпетентных клеток. Главная особенность межклеточной кооперации в иммуногенезе. Основная сущность и виды образования Т-лимфоцитов.
презентация, добавлен 03.02.2016
Классификация опасных и вредных экологических факторов на химические, физические и биологические, их влияние на кроветворную и иммунную системы. Проявление неспецифических защитных механизмов иммунной системы человека. Биологические значения иммунитета.
реферат, добавлен 12.03.2012
Понятие антиген-презентирующей клетки. Определение термина “иммунитет”, его общебиологическое значение. Особенности иммунной системы, ее органы. Клетки Лангерганса и интердигитальные клетки. Молекулы иммунной системы: факторы межклеточного взаимодействия.
презентация, добавлен 21.09.2017
Иммунитет как механизм защиты организма от биологической агрессии. Действия системы врожденного иммунитета на основе воспаления и фагоцитоза. Конфликт между иммунной системой организма и чужеродными клетками при хирургических пересадках органов и тканей.