Социальная защита прав детей-инвалидов в рф. Обучение детей-инвалидов: компенсации, льготы и формы обучения Среднего и высшего профессионального образования
Образование детей-инвалидов в России
В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.
Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.
Законодательные основы вопроса
Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.
Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:
- № 181-ФЗ от 24.11.1995;
- № 273-ФЗ от 29.12.12.
Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.
Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:
- включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
- организации для них доступного обучения по месту проживания;
- обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
- принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Скачать для просмотра и печати:
Условия организации обучения
Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:
- путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
- домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.
Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.
Они описаны в таблице:
С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:
- Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
- Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.
Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:
- удобные передвижные кресла;
- подходящие канцелярские принадлежности;
- литературу и другое.
Варианты предоставления обучения
Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:
- создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
- подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.
Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:
- в виде семейного обучения;
- дистанционно;
- надомное обучение.
Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.
Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:
- отдельные уроки;
- кружки и дополнительные занятия;
- массовые увеселительные мероприятия.
Домашнее образование
Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:
- заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
- справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
- заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.
Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:
- заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
- зачисляет ребенка в число учеников;
- оформляет необходимую документацию;
- составляет учебный план;
- назначает учителей для его реализации.
Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.
Дистанционное обучение
Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:
- веб, чат-занятия;
- телеконференции;
- телеприсутствие;
- интернет-уроки.
Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:
- прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
- материального положения семейства;
- дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
- получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
- получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
- прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
- развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
- принять участие в исследовательской деятельности;
- получать консультативную помощь специалистов:
- психологов;
- медиков;
- педагогов и других.
Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.
Перечень привилегий для инвалидов
В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:
Проблемы обучения детей и инвалидностью в России
В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:
- Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
- в зданиях отсутствуют пандусы;
- дверные проемы слишком узки для колясочников;
- учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.
- Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
- неуверенности в себе;
- низкой самооценки;
- депрессивного состояния.
Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:
- детские сады;
- группы в дошкольных учреждениях;
- школы.
Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:
- готовятся специалисты;
- поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
- выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
- формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.
Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.
Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Образование для инвалидов
5 минут Татьяна Григорьева 1633
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) число инвалидов достигает около 13% от всего населения земного шара, и в настоящее время тенденции к уменьшению не наблюдается. Именно поэтому вопрос о максимальной интеграции, адаптации и реабилитации людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) стоит остро практически во всех развитых странах.
Под этими тремя понятиями подразумевается оказание социальной и медицинской помощи с целью обеспечить инвалиду наиболее полное вхождение во все возможные виды общественной активности. Для этого, кроме упомянутых выше способов, обязательным становится получение образования, которое, в свою очередь, позволит человеку с ОВЗ удовлетворить большую часть своих потребностей.
Образование как неотъемлемый аспект социализации
В настоящее время образованию уделяется особое внимание, и забота государства о гражданах с физическими или психическими отклонениями предоставляет им возможность получить профессию. Для последних это является очень важным моментом, поскольку даже при относительно налаженном уровне жизни им необходимо контактировать с окружающими и получать удовлетворение от собственной полезности для общества.
А тем людям, которым приходится как-то выживать на мизерное пособие, выплачиваемое после утверждения статуса инвалидности, наличие образования позволит осуществлять трудовую деятельность, и тем самым стабилизировать свое финансовое положение. Что касается детей-инвалидов, то для них образование нередко становится основным направлением в выборе профессии и последующих жизненных шагов.
Именно в школьные годы дети начинают раскрывать свой потенциал. Но при поступлении в большинство колледжей или ВУЗов ребенку-инвалиду и его родственникам приходится столкнуться с неприятной действительностью, что обучение платное, а бюджетных мест мало либо они вовсе отсутствуют.
Естественно, не каждый способен пройти по баллам на бюджет, и что же теперь ребенку с ОВЗ придется отказаться от единственной возможности выучиться и заниматься по жизни любимым делом? К счастью, это не так, и благодаря законодательству практически все государственные учебные заведения принимают таких детей и даже взрослых без внесения платы за получение знаний и предоставляют им необходимые льготы.
Учебные заведения России
Получить инвалиду профессиональные знания в РФ можно в достаточно широком списке учебных заведений, отличающихся по уровню образования, степени аккредитации и форме обучения. Благодаря такому разнообразию возможность учиться появляется у почти всех людей независимо от того, что им требуется – получить базовую профессию либо дополнительные знания.
Перечень учреждений, в которых можно пройти образовательную программу, включает в себя:
- дошкольные учебные заведения (ДОУ) – детские ясли и сады;
- общеобразовательные муниципальные школы;
- профильные технические училища;
- колледжи, лицеи с предоставлением средне-специального образования;
- высшие учебные заведения (ВУЗы) – университеты и институты.
Во всех перечисленных учреждениях освоить образовательную программу могут как здоровые люди, так и инвалиды, что позволяет последним максимально включиться в жизнь общества. Кроме того, они получают дополнительные льготы, объем которых регулируется внутренним уставом учебных заведений.
Дистанционное обучение
В РФ процесс получения образования доступен каждому, и на сегодняшний день не существует каких-либо серьезных преград или исключений. В первую очередь, это касается детей-инвалидов. Некоторые из них не в состоянии посещать учебные заведения, и в подобных ситуациях предусмотрено дистанционное обучение.
Права детей-инвалидов и их родителей: защита важных людей!
Перед тем как непосредственно перейти к вопросу прав ребенка инвалида, необходимо пояснить, кого именно нужно считать ребенком-инвалидом.
Обратимся к первой статье ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Это лица младше 18-ти, имеющие нарушение здоровья и необходимость в социальной защите.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !
Материал написан Марией Спатарис:
- юрист;
- автор юридической колонки газеты «Cyprus Expert»;
- бакалавр Российского государственного института интеллектуальной собственности;
- магистр Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Стаж юридической деятельности – 8 лет. Подробнее о наших экспертах вы можете узнать здесь.
Нарушение здоровья должно быть:
- стойким;
- обусловленным заболеванием, травмой или дефектом;
- очевидным, т.е. имеется полная/частичная утрата самообслуживания или не могут общаться, контролировать себя, обучаться.
Ребенок считается инвалидом с момента регистрации его статуса и как следствие получение им пенсионного свидетельства. О правах инвалидов 1 группы в России мы уже писали подробно в этой статье.
Какие права имеет ребенок-инвалид?
На образование
Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:
- дошкольное образование (детский сад);
- общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
- среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
- высшее (институты, университеты, академии).
Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.
Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:
- Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
- на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
- дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.
Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.
На жилье
Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.
Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:
- Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
- Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:
- скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
- скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
- предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.
Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат
- дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно имеет право на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
- дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
- трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.
Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.
Права и льготы семей с детьми-инвалидами
Помимо получения денежных выплат дети-инвалиды и их родители/ представители имеют различные льготы не только в сфере жилья. Бесплатно можно получать:
- Лекарства, предусмотренные законом;
- Санитарно-курортное лечение 1 раз в год, при этом оплачивается проезд в оба конца;
- Медицинские принадлежности (кресла-коляски, специальная обувь и т.д.);
- Медицинское лечение;
- Специальную литературу для детей, у которых проблемы со зрением;
- литературу, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля и т.д. a) права родителей ребенка-инвалида на работе Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены дополнительные права матери ребенка инвалида.
- Запрет к сверхурочным работам и направление в командировки без согласия женщины;
- Право на сокращенный рабочий день/ сокращенную рабочую неделю, если имеются дети на иждивении в возрасте до 16 лет;
- Запрет на отказ в приеме на работу или снижении з/п по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида;
- Запрет на увольнение одиноких матерей по инициативе администрации, за исключением случаев ливвидации организации или введения процедуры банкротства.
Трудовой кодекс РФ, Глава 15, Статья 93. Неполное рабочее время
По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Если ребенок-инвалид, имеют ли право родители досрочно выйти на пенсию
В общем порядке мужчины выходят на пенсию по старости в 60 лет, а женщины в 55. Данный срок может быть сокращен одному из родителей на пять лет (соответственно для мужчин в 55, для женщин в 50), если родитель воспитывал инвалида с детства до достижения им 8 лет и при условии страхового стажа: для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет.
Опекунам инвалидов с детства, установившим опеку до достижения ребенком-инвалидом 8 лет,назначается трудовая пенсия по старости с уменьшением возраста, на один год за каждые 1,5 года опеки, но не более чем на 5 лет.
Пенсия назначается, даже если ребенок-инвалид умер, важно чтобы родители/ опекуны воспитали его до 8 лет.
Защита прав детей инвалидов
Лица вне зависимости от занимаемой должности, которые виноваты в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность по ст.32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Все споры возникающие из установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты и нарушении иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Заключение
Дети-инвалиды являются одной из уязвимых групп населения, поэтому законодатель с целью уравнения их в правах предусмотрел предоставление им и их семьям различные права и гарантии. О правах при инвалидности при эпилепсии ребенку читайте здесь.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)
Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ
Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.
Права детей-инвалидов
Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.
Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.
С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.
- Конвенции о правах человека;
- Конвенции о правах инвалидов;
- Конституции РФ;
- Федеральных законов — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
- Постановлений Правительства РФ — о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
- Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;
- Трудового кодекса РФ.
Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.
- На лечение;
- На воспитание и образование;
- На материальную помощь и льготы;
- На социальное обслуживание;
- На приемлемые условия проживания;
- На участие в культурных и общественных мероприятиях;
- На труд.
На медицинскую помощь и охрану здоровья
Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.
Форма № 3
- Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
- Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
- Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
- Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.
К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.
Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.