122 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок физики глаз как оптическая система презентация. Глаз как оптическая система

Глаз как оптический инструмент. Урок физики в 11 классе. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАртем Созонов

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету “Физика и Астрономия” на тему: “Глаз как оптический инструмент. Урок физики в 11 классе.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Глаз как оптический инструмент. Урок физики в 11 классе.

2 Схематическое устройство глаза. 1– склера. 2- роговица. 3-радужная оболочка. Отверстие в радужной оболочке представляет собой зрачок. 4-хрусталик – эластичное линзоподобное тело. 5-особая мышца. 6- сетчатая оболочка. 7-зрительный нерв с палочками и колбочками. Глаз имеет почти шарообразную форму и диаметр около 2,5 см.

3 Снаружи глаз покрыт защитной оболочкой 1 белого цвета – склерой. Передняя прозрачная часть 2 склеры называется роговицей. На некотором расстоянии от нее расположена радужная оболочка 3, окрашенная пигментом. Отверстие в радужной оболочке представляет собой зрачок. В зависимости от интенсивности падающего света зрачок рефлекторно изменяет свой диаметр приблизительно от 2 до 8 мм, т.е. действует подобно диафрагме фотоаппарата. Между роговицей и радужной оболочкой находится прозрачная жидкость. За зрачком находится хрусталик 4 – эластичное линзоподобное тело. Особая мышца 5 может изменять в некоторых пределах форму хрусталика, изменяя тем самым его оптическую силу. Остальная часть глаза заполнена стекловидным телом. Задняя часть глаза – глазное дно, оно покрыто сетчатой оболочкой 6, представляющей собой сложное разветвление зрительного нерва 7 с нервными окончаниями – палочками и колбочками, которые являются светочувствительными элементами.

4 Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему, оптический центр которой расположен на расстоянии около 5 мм от роговицы. При расслабленной глазной мышце оптическая сила глаза приблизительно равна 59 дптр, при максимальном напряжении мышцы – 70 дптр.

5 Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией. Область аккомодации глаза можно определить положением двух точек: дальняя точка аккомодации определяется положением предмета, изображение которого получается на сетчатке при расслабленной глазной мышце. У нормального глаза дальняя точка аккомодации находится в бесконечности. ближняя точка аккомодации – расстояние от рассматриваемого предмета до глаза при максимальном напряжении глазной мышцы. Ближняя точка нормального глаза располагается на расстоянии 10–20 см от глаза. С возрастом это расстояние увеличивается.

6 При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость)

7 Коррекция дальнозоркого и близорукого глаза с помощью очков.

8 Следует отметить, что у дальнозоркого глаза дальняя точка аккомодации мнимая, т. е. ненапряженный глаз фокусирует на сетчатке сходящийся пучок лучей. Потому при рассмотрении удаленных предметов очки для дальнозоркого глаза должны превращать параллельный пучок лучей в сходящийся, т. е. обладать положительной оптической силой. Очки для «ближнего зрения» (например, для чтения) должны создавать мнимое изображение предмета, находящегося на расстоянии d 0 = 25 см (т. е. на расстоянии наилучшего зрения нормального глаза). Вследствие сужения области аккомодации у многих людей очки для ближнего зрения должны обладать большей (по модулю) оптической силой по сравнению с очками для рассматривания удаленных предметов.

9 Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая по своему действию аналогична оптической системе фотоаппарата, где: хрусталик – объектив; сетчатка – экран, на котором строится изображение; глазная мышца позволяет изменять оптическую силу хрусталика, в зависимости от положения предмета. В зависимости от интенсивности падающего света зрачок рефлекторно изменяет свой диаметр приблизительно от 2 до 8 мм, т.е. действует подобно диафрагме фотоаппарата.

Презентация на тему “Глаз человека как оптическая система”

  • Скачать презентацию (1.31 Мб)
  • 906 загрузок
  • 4.8 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “Глаз человека как оптическая система” по физике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Глаз человека как оптическая система. Построение изображения на сетчатке. Недостатки оптической системы глаза и физические основы их устранения.

Выполнила: Студентка оргма 123 гр. леч.фак. Кочетова Кристина

Глаз человека как оптическая система.

Человек воспринимает предметы внешнего мира путем анализа изображения каждого из предметов на сетчатке. Сетчатка – это световоспринимающий отдел. Изображение окружающих нас предметов на сетчатке оказываются при помощи оптической системы глаза. Оптическая система глаза состоит из: Роговицы Хрусталика Стекловидного тела

Рогови́ца, роговая оболочка (лат. cornea) — передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока, одна из светопреломляющих сред глаза. Роговица у человека занимает примерно 1/16 площади наружной оболочки глаза. Она имеет вид выпукло-вогнутой линзы, обращённой вогнутой частью назад, она прозрачна, благодаря чему свет проходит внутрь глаза и достигает сетчатки. В норме роговица характеризуется следующими признаками: сферичность зеркальность прозрачность высокая чувствительность отсутствие кровеносных сосудов. Функции: защитную и опорную функции (обеспечивается её прочностью, чувствительностью и способностью быстро восстанавливаться) светопроведения и светопреломления ( обеспечиваются прозрачностью и сферичностью роговицы).

В роговице выделяют шесть слоёв: передний эпителий, передняя пограничная мембрана (Боуменова), основное вещество роговицы, или строма Слой Дуа задняя пограничная мембрана (Десцеметова оболочка), задний эпителий, или эндотелий роговицы.

Хрусталик (lens, лат.) — прозрачная биологическая линза, имеющая двояковыпуклую форму и входящая в светопроводящую и светопреломляющую систему глаза, и обеспечивающая аккомодацию (способность фокусироваться на разноудаленных объектах). Выделяют 5 основных функций хрусталика: Светопроведение: Прозрачность хрусталика обеспечивает прохождение света к сетчатке. Светопреломление: Являясь биологической линзой, хрусталик является второй (после роговицы) светопреломляющей средой глаза (в покое преломляющая сила составляет около 19 диоптрий). Аккомодация: Способность изменять свою форму позволяет менять хрусталику свою преломляющую силу (от 19 до 33 диоптрий), что обеспечивает фокусировку зрения на различно удаленных предметах. Разделительная: В силу особенностей расположения хрусталика, он разделяет глаз на передний и задний отдел, выступая «анатомическим барьером» глаза, удерживая структуры от перемещения (не дает стекловидному телу перемещаться в переднюю камеру глаза). Защитная функция: наличие хрусталика затрудняет проникновение микроорганизмов из передней камеры глаза в стекловидное тело при воспалительных процессах.

Глаз человека как оптическая система

Строение хрусталика. Хрусталик по своей форме сходен с двояковыпуклой линзой, с более плоской передней поверхностью. Диаметр хрусталика составляет около 10 мм. Основное вещество хрусталика заключено в тонкую капсулу, под передней частью которой имеется эпителий (на задней капсуле эпителий отсутствует). Хрусталик расположен позади зрачка, за радужкой. Он фиксирован при помощи тончайших нитей («цинновой связки»), которые одним концом вплетаются в капсулу хрусталика, а другим – соединены с ресничным (цилиарным телом) и его отростками. Именно благодаря изменению натяжения этих нитей меняется форма хрусталика и его преломляющая сила, в результате чего и происходит процесс аккомодации. Иннервация и кровоснабжение Хрусталик не имеет кровеносных и лимфатических сосудов, нервов. Обменные процессы осуществляются через внутриглазную жидкость, которой хрусталик окружен со всех сторон.

Глаз человека как оптическая система.

Стекловидное тело – прозрачный гель, заполняющий объем всей полости глазного яблока, области, находящейся за хрусталиком. Функции стекловидного тела: проведение к сетчатке лучей света, благодаря прозрачности среды; поддержание уровня внутриглазного давления; обеспечение нормального расположения внутриглазных структур, в том числе сетчатки и хрусталика; компенсирование перепадов внутриглазного давления, вследствие резких движений или травм за счет гелеобразной составляющей.

СТРОЕНИЕ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА Объем стекловидного тела – это всего 3,5-4,0 мл, при этом 99,7% его составляет вода, что помогает поддерживать постоянный объем глазного яблока. Стекловидное тело спереди прилежит к хрусталику, формируя в этом месте маленькое углубление, по бокам оно граничит с цилиарным телом, а на всем своем протяжении – с сетчаткой.

Читать еще:  Как диагностировать психические расстройства. Психоз и сопутствующие психические расстройства у женщин. Причины психических заболеваний

Лучи света, что отражаются от рассматриваемых предметов, обязательно проходят через 4 преломляющие поверхности: задняя и передняя поверхности роговицы, задняя и передняя поверхности хрусталика.

Построение изображения на сетчатке.

Каждая их этих поверхностей отклоняет световой луч от его изначального направления, именно поэтому в фокусе оптической системы органа зрения появляется реальное, но перевернутое и уменьшенное изображение наблюдаемого объекта.

Первым, кто доказал, что изображение на сетчатке глаза является перевёрнутым, построив ход лучей в оптической системе глаза, был Иоганн Кеплер (1571 – 1630). Чтобы проверить этот вывод, французский учёный Рене Декарт (1596 – 1650) взял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконном ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевёрнутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.

Почему же тогда мы видим все предметы такими, как они есть, т.е. неперевёрнутыми? Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств. В 1896 году американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказались не обратными, а прямыми. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У учёного появились симптомы морской болезни. В течение трёх дней он ощущал тошноту. Однако на четвёртые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать так же, как и до эксперимента. Мозг учёного освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, всё опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально.

Процесс преломления света в глазной оптической системе носит название рефракция. Учение о рефракции основывается на законах оптики, которые характеризуют распространение световых лучей в разнообразных средах. Прямая линия, которая проходит через центры всех преломляющих поверхностей, и есть оптическая ось глаза. Световые лучи, падающие параллельно данной оси, преломляясь, собираются в основном фокусе системы. Эти лучи исходят от бесконечно удаленных предметов, поэтому главный фокус оптической системы – место на оптической оси, где возникает изображение бесконечно удаленных объектов. Лучи расходящиеся, которые идут от тех предметов, что расположены на конечном расстоянии, собираются уже в дополнительных фокусах. Они располагаются дальше основного фокуса, потому как для фокусировки лучей расходящихся необходима дополнительная преломляющая сила. Чем сильнее расходятся падающие лучи (близость линзы к источнику этих лучей), тем большая необходима преломляющая сила.

Недостатки оптической системы глаза и физические основы их устранения.

Благодаря аккомодации изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке. Наиболее распространены два недостатка глаза – близорукость и дальнозоркость.

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом. Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке, а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.

Чтобы изображение передвинулось на сетчатку, нужно уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу. Для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами.

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадёт на сетчатку, отсюда и название этого недостатка – дальнозоркость.

Оптическую силу системы дальнозоркого глаза нужно усилить, чтобы изображение попало на сетчатку. Для этого используют собирающую линзу. В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы.

Урок физики в 8 классе по теме «Глаз как оптическая система»

“Глаз как оптическая система”

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

Тип урока: интегрированный (физика – биология – информационные технологии) урок открытия новых знаний с элементами исследовательской работы, применением технологии проблемного обучения.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов ее получения средствами деятельностного подхода.

повторить и обобщить знания по теме «Линзы;

познакомить с особенностями строения глаза, нарушениями зрения и способами их устранения;

активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;

отработать приемы отдыха для глаз;

систематизировать имеющиеся знания об оптических системах и расширить их.

расширять кругозор учащихся;

формировать познавательный интерес к предмету путем межпредметных связей;

развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

-повысить интерес к изучению физики;

воспитывать умение слушать, уважать чужой труд;

содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира;

продолжить формирование политехнических умений: выполнение измерений, проведение простых экспериментов;

продолжить формирование личностной позиции – воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга.

Рассмотреть строение и свойства глаза, работу глаза как оптической системы, объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов; интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний, ставить вопросы и находить ответы; формировать умение работать коллективно.

Ученик должен научиться

применять знания и умения, полученные в курсе биологии, к решению физических задач;

усвоить понятие расстояние наилучшего зрения, «близорукость» и «дальнозоркость», усвоить знания о бинокулярном зрении, поле зрения на уровне применения их в знакомой ситуации.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийные презентации.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютеры, проектор, демонстрационный экран, мяч, модель глаза.

1. Организационный момент.(Урок сопровождается презентацией).

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы урока в рабочие тетради.

Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний.

Линзой называют.
а) Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
б) Прозрачное тело.
в) Тело, ограниченное сферической поверхностью.

На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

3.Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
а) F;
б) О;
в) Д.

В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
а) мм;
б) кг;
в) дптр.

Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая.

Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая.

3. Объяснение новой темы.

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

Читать еще:  В чем разница между психотерапевтом и психологом. Какая разница между психологом, психоаналитиком, психотерапевтом и психиатром? Какие бывают психологи

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка!

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир, его называют ещё «живым» фотоаппаратом. Глаз – это орган зрения, который интересует нас как сложная оптическая система.

Всё пространство вокруг человека заполнено различным излучением. И только малая его часть воспринимается органом зрения. Свет или видимое излучение – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн.

Глаз – сложный орган, играющий важную роль в познании окружающего мира и правильной ориентации во внешней среде.

Давайте рассмотрим, в чем заключается преимущество нашего с вами зрения.

1. Закройте правый глаз и посмотрите на меня, а затем левый. Что заметили? (Ответ учащихся: происходит смещение)

2. Снимите колпачок с ручки, закройте один глаз и на расстоянии вытянутых рук наденьте колпачок на ручку. Получилось сразу? А теперь сделайте это, открыв оба глаза.

В каком случае вы более точно можете определить мое расположение и ручки?

Вывод: При видении двумя глазами мы можем различать, какой предмет находится ближе, какой дальше.

3. Посмотрите на мяч левым глазом, затем правым и, наконец, двумя глазами.

Вывод: При видении двумя глазами мы видим предметы объёмными, а не плоскими.

4. Встаньте, разведите руки в стороны до тех пор, пока они будут видны при взгляде вперед. Угол между руками – угол поля зрения.

Закройте левый глаз, левая рука не видна, поверните левую руку вперед, пока она не станет видна.

Угол между руками – поле зрения правого глаза.

Вывод: При видении двумя глазами увеличивается поле зрения.

Назовите «вспомогательный аппарат» глаза и его назначение.

1.Брови – волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза. Отводят пот со лба.

2. Веки – кожные складки с ресницами. Защищают глаза от ветра, пыли, ярких лучей, равномерно распределяют слёзную жидкость. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 мин, а за 16 ч бодрствования – 4800раз. Мигание продолжается 0,4с

3. Слёзный аппарат состоит из слёзной железы и слёзовыводящего пути, который открывается в носовую полость. Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз (вещество – лизолим, способное убивать микробы). Со слезами из организма выводятся опасные вещества (токсины), которые вырабатываются в момент стресса. Поэтому считается: сдерживать слёзы – значит, медленно отравлять себя.

С особенностями строения глаза вы уже знакомились на уроках биологии. Давайте повторим его. Рассмотрим строение глаза на схеме и найдем элементы на модели.

а). Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Диаметр у взрослого – 24мм. Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой

б) Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей.

в) За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет.

г) В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте.

д) За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик.

е) Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере.

ж) За хрусталиком расположено стекловидное тело.

з) Задняя часть склеры – глазное дно – покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва, состоит из светочувствительных элементов: палочек(130 млн) и колбочек (7 млн). Палочки – свет, колбочки – цвет. Сетчатка воспринимает свет, преобразует его в нервные импульсы.

Подпишите части глаза на рисунке

Т.о., оптическая система глаза состоит:

Роговица – прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза.

Водянистая влага – питает хрусталик.

Хрусталик – прозрачное тело похожее на собирающую линзу, окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. Не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

Стекловидное тело – прозрачное бесцветное студенистое тело (презентация слайд «Строение глаза»).

Функция оптической системы глаза – преломление световых лучей.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (коллекция ЕОР, Глаз как оптическая система, слайд 3, https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_8.swf ).

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные (перевернутые) изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым.

Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер. Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы.

Но почему тогда мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Это особенность человеческого мозга. Он обладает способностью переворачивать это изображение и увеличивать до реальных размеров. В доказательство этого европейскими учеными был проведён ряд опытов над человеком и приматами. Человеку надевали очки с линзами, которые переворачивали изображение, тем самым глаз смотрел на перевернутое изображение, в результате на сетчатке возникало прямое изображение предметов. У таких людей в течении некоторого промежутка времени возникали головная боль, головокружение и приступы морской болезни, но они видели все предметы прямыми. Как показали данные эксперимента, мозг не переворачивает картинку. Если такие очки надевали животным, то они начинали вести себя не адекватно, что позволяет судить о том, что они видели мир перевернутым. Их мозг не способен переворачивать изображение еще раз. Итак, мы «смотрим глазом, а видим мозгом».

Практическое задание (ученики определяют предел аккомодации своих глаз с помощью карандаша).

Расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения – расстояние наилучшего видения. Оно равно 25см у глаза со 100% зрением. Об этом надо помнить, когда читаете книгу или пишите в тетради.

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией (латинское слово – приспособление). Пронаблюдать аккомодацию хрусталика можно, если быстро перевести взгляд с предмета, расположенного близко, на предмет расположенный далеко (предлагается ученикам пронаблюдать явление).

Существует предел аккомодации – расстояние, на котором чёткого изображения предмета не получить. Предмет удалён от глаза на 12см.

Отклонения зрения (дефекты)

В процессе старения организма в глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы.

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока.

При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое.

При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

Для исправления дефектов зрения с древних времён и по наши дни применяют очки. Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые также можно было использовать для исправления недостатков зрения. В древнем Риме в витринах харчевен выставляли стеклянные шары, наполненные водой. Было замечено, что предметы, помещенные в воду внутрь таких шаров выглядят больше, чем на самом деле. Хозяева пытались привлечь посетителей необычайно большими плодами и фруктами. Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, надевал очки. Известный итальянский ученый Леонардо да Винчи первым сделал попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область. Прошло немало времени, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки.

Читать еще:  Ставки налога за владение собаками. Постановления правительства Ставка налога на собаку в фрунзенском

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны.

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вогнутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз – положительная.

Ответьте на следующие вопросы:

Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

Зрение – это процесс. Как у всякого прибора (глаз) и процесса (зрение), у них должны быть положительные и отрицательные стороны; и конечно же то, что нам просто непонятно и кажется интересным. У вас 3 минуты на поиск положительных и отрицательных сторон явления – зрение и прибора – глаз. Не забудьте посмотреть на этот процесс с точки зрения «Интересно». Необходимо написать хотя бы по 3 пункта в каждую графу.

Работа в паре: обсуждение и заполнение таблицы.

Презентация по физике на тему “Глаз” (8 класс)

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

“Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов”. Г. Гельмгольц, физик и естествоиспытатель.

Урок физики в 8 классе по теме «Световые явления» Учитель Савченко Виктор Николаевич. МБОУ «Корчинская» СОШ 2014. Глаз и зрение

Проверь себя Тест «Линзы» Ответы: 1-линзы 2-D 3-F 4-термометр 5-собирающими 6- линза 7-фокус 8-диоптриях 9-собирающей 10-собирающая линза 5 б 0-1 ошибка 4 б 2-3 ошибки 3 б 4-5 ошибок 2 б более 5 ошибок

Цель урока Повторить и обобщить знания по теме «Линзы». Изучить строение и функции глаза, рассмотреть работу глаза как оптической системы, изучить оптические иллюзии; объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов; ставить вопросы и находить ответы; формировать умение работать коллективно.

Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз. Как мы видим? Как устроен глаз?

Глаз как оптическая система ,43 Свет

Как мы видим Наш глаз переворачивает изображение

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами. При бинокулярном зрении получается единое стереоскопическое изображение и рельефное видение мира. Бинокулярное зрение даёт возможность определять взаимное расположение предметов в пространстве, зрительно судить об их удалённости.

На рис. изображено поле зрения человека: каждый глаз видит по горизонтальному направлению в пределах угла в 120°, и оба угла перекрывают друг друга.

Зрительные иллюзии – ложные, искаженные образы действительности, возникающие в процессе зрительного восприятия. – ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа.

Прямые, на самом деле, параллельны

На рисунках не спирали, а концентрические окружности Зрительные иллюзии

Изображение предмета в глазе: а) нормальный глаз; б) близорукий глаз; в) дальнозоркий глаз

Зарядка для глаз Потереть ладонями друг о друга, закрыть ими глаза, расслабиться. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз. Делай круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

Простые правила Гигиена зрения читать, писать в хорошо освещенном помещении; нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз; очень вредно смотреть на слишком яркий свет; чаще бывать на свежем воздухе; оберегать глаза от ударов, от мусора; в пищу употребляй витамин А; исключить курение, алкоголь, наркотики, они поражают зрительный нерв, что приводит к потере зрения.

Зрение в животном мире

Тест: Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой? а) хрусталик; б) роговица. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета? а) на сетчатке; б) на роговице. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далёком расстоянии: а) адаптация; б) аккомодация зрения; в) иллюзия. При близорукости применяют очки: а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами. При дальнозоркости применяют очки: а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

5-ть прав. ответов – «5» 4-е прав. ответа – «4» 3-и прав. ответа – «3» 2 прав. ответа – «2» Проверка Синий кружок – вы хорошо усвоили материал урока, справились с заключительным тестом, вам было интересно на уроке. Зелёный кружок – вы в целом хорошо усвоили тему урока, но тест выполнили не совсем удачно, что-то вам было интересно на уроке, а что-то нет. Красный кружок – вы плохо усвоили тему урока, многое осталось вам не понятно, не удачно выполнили тест, было не интересно на уроке. Правильные ответы: 1а, 2а, 3б, 4а, 5б.

Домашнее задание: § 70, с.215 вопросы, с.215-217 дополнительное чтение. Да благословит вас Господь!

«Использование компьютера при изучении физики» https://www.uroki.net/docfiz/docfiz27.htm Перышкин А.В. «Физика 8» Из-во «Дрофа», М., 2013. «Преподавание физики» https://festival.1september.ru/subjects/2/?n=14 Источники

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Физика

Данная презентация имеет очень важное значение для школьников. Зрение – самое важное из органов чувств. Школьники в современном мире получают огромное количество информации, и большая часть её поступает через глаза. Поэтому важно донести до ученика, что глаза это величайший Божий дар, и что нужно весьма ценить этот бесценный дар. Данная разработка позволяет узнать строение глаз, их работу, какие основные растройства зрения, как нужно беречь зрение, какие основные правила гигиены глаз.

В природе у животных, так устроил Господь, зрение так же выполняет важные функции. И зрение у животных поражает своими возможностями. У животных есть свои рекордсмены. Берегите зрение! Вот что важно донести до школьников!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]