Вот тебе под ушки белые подушки. Маршак
Усатый-полосатый (Стихотворение)
Жила-была девочка. Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет,
Сорока еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее. Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
– Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, – что такое?
Хвостик – на подушке,
На простынке – ушки.
Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:
Под спинку
Перинку.
На перинку
Простынку.
Под ушки
Подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять, – что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла,
И мочалку
Раздобыла,
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котенок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
– Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все “мяу” да “мяу”! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: – Мало!
Вот какой глупый котенок!
Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы и попали котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет – и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша.
Коротка кошачья лапа
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: – Кто это у вас?
А девочка говорит: – Это моя дочка.
Люди спрашивают: – Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: – Она давно не мылась.
Люди спрашивают: – Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: – Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, – все и увидели, что это котенок усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.
Скачать
“Усатый-полосатый” С. Маршака – история стихотворения и одно из ранних изданий
Книжку “Усатый-полосатый” я в детстве очень любила – наверное, из самых “детских” стихов Маршака это было мое любимое стихотворение. Кстати, мои дети тоже просили почитать “Усатого-полосатого” чаще других стихов. Мне, уже взрослой, продолжало, как и в детстве, нравиться сочетание поэзии и прозы, нравилась игра, в которую автор вовлекает читателя – да и детям моим смешны были те строчки, где девочка учит котенка говорить – ведь они то умные и большие, в отличие от глупого котенка, умеют сказать и “электричество”, и “лошадь”, и другие сложные слова.
История создания этого стихотворения тоже начинается с того, что маленький Яша Маршак, третий сын Самуила Яковлевича, очень любил папин рассказ про котенка, просил рассказывать снова и снова:
“Помню, мой маленький сын просил меня почитать вслух книжку, когда ему еще двух лет не было. Я стал ему читать, но ни одна из стихотворных книжек не остановила его внимания. Тогда я начал рассказывать сказку. Приступил я к ней в прозе, а потом незаметно перешел на стихи. Вступление, непосредственно обращенное к моему маленькому слушателю, сразу же заинтересовало его. Так возникла книжка “Усатый-полосатый” (из письма С.Я. Маршака В.Д. Разовой)
“”Когда брат стал понимать много слов, отец начал рассказывать ему сказки: про курочку и яичко, про котенка. В этих сказках проза перемежалась стихами, тут же сочиненными. Одну из них брат любил больше всего:
“Жила-была девочка. А как ее звали? Кто звал, тот и знал, а ты не знаешь. А был у нее. Кто у нее был? Серый, усатый, весь полосатый! Котенок у нее был, вот кто!”
Брат просил ее рассказывать снова и снова. И в конце концов выработался “канонический текст” этой сказки, который отец записал. Получилась книжка “Усатый-полосатый”, первое издание которой вышло в 1930 году, с замечательными рисунками В.В. Лебедева. На обороте обложки была воспроизведена синей, напоминающей чернила, краской надпись отца:
“Посвящаю маленькому Якову. С. Маршак”.
Судьба этого стихотворения в печати не была гладкой – против него ополчилась прямо в 1930 году в письме “Открытое письмо М. Горькому” (ответ на статью Горького “Человек, уши которого заткнуты ватой”) большая группа писаталей (С. Федорченко, А. Барто и мн.др.). О произведениях Маршака, в том числе об “Усатом-полосатом” писали, что “они чужды, дики и нелепы для нашей детской литературы” (из статьи В. Разовой “Горький и Маршак”).
А в статье “Еж” Б. Шатилова (журнал “Октябрь, 1929, № 12) написано так:
“. детская литература все больше вырождается в мертвую литературщину.
Писатели, и в особенности группа ленинградских писателей (Маршак, Чуковский и их сподвижники), провозгласили примат формы над содержанием. “Хорошие писатели” – эти ловкие контрабандисты, эзопы наших дней – под хорошей формой протаскивают гнилое содержание. В этом убедится каждый разумный человек, если внимательно просмотрит “самый лучший” детский журнал “Еж”. Маршак и Чуковский по прежнемы пребывают за гранью наших дней и чирикают на “вечные темы”.
Шатилов цитирует Маршака “Усатый-полосатый” и возглашает:
“Проснитесь, гр. Маршак! Кошачьего уюта уже нет. ваши стихи не только для взрослых, но и для детей беспомощны и плохи.” (конец цитаты из комментария к письму Л.К. Чуковской А.И. Пантелееву от 31.1.1930, цитировала по книге “Л. Пантелеев – Л. Чуковская. Переписка” (М.: Новое Литературное Обозрение, 2011, с. 19.)
Да и через много лет, когда “Усатый-полосатый” уже переиздавался в который раз в разных издательствах, все равно его критиковали – в письме 1949 года С.Я. Маршак пишет жене, что в статье П. Березова “Большие запросы маленьких читателей” (“Октябрь”, 1949, № 7) автор ругает “Усатого-полосатого”.
На сайте С. Маршака есть 7 разных изданий этой книжки. Надеюсь, что со временем будет больше, что удастся разыскать и первую публикацию стихотворения (тогда оно называлась “Про котенка”) в журнале “Еж” за 1929 год, и найдутся первые издания книги с илл. В. Лебедева.
А в этом посте я хочу привести текст самого раннего издания “Усатого”, которое есть в нашей коллекции, с илл. Б. Крюкова, Детиздат, УССР, 1935 г, и показать пару иллюстраций. Он значительно отличается от знакомого нам позднего варианта (его Маршак не менял с 1955 года, если я правильно помню). Отличается текст и от более поздних изданий – 1937, 1948, Маршак менял строчки, добавлял целые строфы и абзацы. Эти книжки покажу в одном из следующих постов.
Жила-была девочка. А как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
А сколько ей было лет?
Сколько лет,
Столько лет, –
Сорока еще нет,
А всего четыре года.
И был у нее. Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто же это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
Вот тебе под спинку –
Мягкую перинку.
Сверху на перинку –
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки –
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад – что такое?
Хвостик на подушке,
На перинке – ушки.
Разве так спят? Перевернула котенка, уложила, как надо.
Под спинку –
Перинку.
На перинку –
Простынку.
Под ушки –
Подушки.
А сама пошла ужинать.
Приходит – что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки не видать,
А усатый
Полосатый
Перебрался под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла кусочек мыла
И мочалку раздобыла,
И водицы из котла
В чайной чашке принесла.
Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить.
Котик, скажи: ба-буш-ка.
А он говорит: мяу.
– Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу.
– Скажи: у-чи-тель-ница.
А он говорит: мяу.
– Скажи: э-лек-три-чест-во.
А он говорит: мяу.
Все мяу да мяу.
Вот какой глупый котенок!
Стали котенка кормить.
Дали ему в чашке
Толоконной кашки.
А он не хочет.
Дали ему в миске
Луку и редиски.
А он не хочет.
Дали блюдце с молоком –
Вытер блюдце языком.
Вот какой глупый котенок!
Пошла девочка гулять. Приходит домой – нет котенка. Поискала под столом – нет его, под стулом – нет его, под кроватью – нет его, в комоде – нет его, на печке – нет его. Где же котенок?
Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
и попались котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку,
карандаш поймал как мышку.
И давай его катать, –
Из-под шкафа под кровать.
От стены до табурета.
От комода до буфета,
От буфета до дверей –
Все быстрей и все быстрей.
Забежал по делу к папе
Человек в очках и в шляпе.
Шел по комнате, спеша,
Не видал карандаша.
Поскользнулся
По дороге,
Растянулся
На пороге –
Упал.
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в Летний сад.
Люди спрашивают: – Кто это у вас?
А девочка говорит: – Это моя дочка.
Люди спрашивают: – Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: – Она давно не мылась.
Люди спрашивают: – Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
А девочка говорит: – Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, – все и увидели, что это котенок.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом.
А девочка тоже выросла и учится в школе первой ступени.
Полностью книгу можно посмотреть на сайте С. Маршака – “Усатый-полосатый”, Детиздат, УССР, 1935.
Самуил Маршак — Усатый-полосатый
Жила-была девочка. Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, —
СорокА еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее… Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
— Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, — что такое?
Хвостик — на подушке,
На простынке — ушки.
Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:
Под спинку —
Перинку.
На перинку —
Простынку.
Под ушки —
Подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять, — что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла,
И мочалку
Раздобыла,
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котенок мыться —
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить:
— Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
— Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
— Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки —
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски —
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: — Мало!
Вот какой глупый котенок!
Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у
папы и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал,
как мышку,
И давай его катать —
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет — и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша…
Коротка кошачья лапа —
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: — Кто это у вас?
А девочка говорит: — Это моя дочка.
Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: — Она давно не мылась.
Люди спрашивают: — Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: — Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок —
усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто
первой школы.
Усатый-полосатый — Самуил Маршак
Жила-была девочка.
Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет,
Сорока еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее…
Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
— Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, — что такое?
Хвостик — на подушке,
На простынке — ушки.
Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:
Под спинку
Перинку.
На перинку
Простынку.
Под ушки
Подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять, — что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла,
И мочалку
Раздобыла,
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котенок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить:
— Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
— Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
— Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: — Мало!
Вот какой глупый котенок!
Не было в доме мышей,
а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
И попали котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку,
карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет — и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша…
Коротка кошачья лапа
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: — Кто это у вас?
А девочка говорит: — Это моя дочка.
Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: — Она давно не мылась.
Люди спрашивают: — Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: — Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.