Основы дрессировки. Теоретические основы дрессировки. Общая начальная дрессировка
Дрессировка щенка в домашних условиях
Сидеть
Возьмите в руку лакомство и поднесите кулак к мордочке питомца, чтобы он почуял запах. Медленно поднимайте руку вверх, чтобы собака потянулась за вкусняшкой, задирая нос. В этот момент интуитивно собаки чаще всего садятся.
Озвучьте команду. Если пес сядет сам, дайте лакомство. Если нет, повторите команду и легонько надавите рукой на крестец. После нескольких таких повторений животные понимают, чего от них хотят.
Второй этап. После того как собака начала садиться, получить заветное угощение ей становится просто невтерпеж.
– Пес может сесть на секунду-две, а затем подорваться и начать вилять хвостом, прыгать и требовать лакомство. В этот момент нельзя ему ничего давать. Нужно снова посадить собаку, подождать секунд пять и лишь после этого хвалить за выполненное упражнение, – советуют кинологи.
Когда собака перестанет вскакивать до момента получения лакомства, переходите к третьему этапу. Вместе с озвучиванием команды показывайте ее жестом (см. рисунок). Считается, что команда выучена, когда собака начинает выполнять ее на расстоянии 2 – 3 метров.
Лежать
Если ваш любимец научился команде «сидеть», считайте, что и «лежать» уже почти выучил. Даем команду «сидеть», дожидаемся, когда четвероногий ее выполнит, после чего показываем ему в руке лакомство, которое постепенно отводим в сторону на уровне пола. В этот момент, когда животное начинает тянуться за вкусняшкой, даем команду «лежать» и надавливаем немного собаке на холку не давая подскочить на лапы. Пес будет тянуться за рукой с угощением и вытянется в правильную позицию.
Второй этап – разучиваем эту команду с помощью жеста (см. рисунок). Жест добавляйте к голосовой команде, когда питомец начнет ложиться самостоятельно, без вашей руки на холке. Затем постепенно увеличивайте расстояние, с которого пес выполняет команду.
Стоять
Ко мне
Тут понадобится помощник. Нужно, чтобы вашего щенка кто-то держал на руках или на поводке, пока вы будете отходить от него на небольшое расстояние.
Остановитесь, похлопайте себя рукой по бедру и скажите: «Ко мне». В этот момент собаку должны отпустить, чтобы она побежала к вам. Если не бежит, сядьте на корточки, начните звать и покажите в руках вкусняшку. Когда щенок подойдет, угостите лакомством и погладьте его.
Если собака несколько раз проигнорировала вашу команду, сделайте паузу и займитесь чем-то другим, возьмите на поводок или покидайте палку. Иначе животное решит, что вас можно не слушаться.
Рядом
Место
Обучение состоит из нескольких этапов. Дрессировку нужно начинать, когда ваш маленький друг будет знать команды «лежать» и «ко мне».
Выберете место, постелите там коврик, плед или поставьте специальный лежак, затем положите рядом игрушку или косточку и приступайте к тренировкам.
Шаг первый. Подведите песика к его месту и скажите: «Лежать». После этого отойдите на небольшое расстояние и позовите питомца к себе. Когда собака выполнит команду, дайте поощрение и похвалите.
Шаг второй. Повторите упражнение, но теперь показывайте в сторону лежака рукой и говорите: «Место». Щенка можно слегка подтолкнуть в эту сторону, повторяя команду. Если собака уляжется, снова скажите: «Место». Если не захочет, дайте команду «лежать», дождитесь ее выполнения и повторите команду «место». Отблагодарите вкусняшкой, после чего снова отойдите на несколько шагов и позовите питомца к себе.
Шаг третий. Оставьте на подстилке лакомство или лучше спрячьте его в игрушку, чтобы собаке было интереснее его искать. Озвучьте команду «место». Когда пес подойдет, чтобы съесть угощение, скажите: «Лежать», похвалите за выполнение команды и, пока он будет лежать на коврике не меньше 5 секунд, повторите команду «место» и снова угостите вкусняшкой.
Через несколько дней обучения увеличьте дистанцию, с которой собака подходит к своему месту, до нескольких метров.
Теоретические основы дрессировки
Теоретические основы дрессировки
Все методы дрессировки по различным программам основаны на общих принципах, описанных академиком И. П. Павловым. Приучая собаку к определенному поведению в заданной обстановке, дрессировщик вырабатывает у нее условный рефлекс. Острый ум собак позволяет им реагировать на сложные сигналы человека, использовать прежний опыт и приспосабливать свое поведение к новым условиям, однако не стоит забывать, что высшая нервная деятельность животных отличается от человеческой. К примеру, собаки не способны мыслить отвлеченно. Они постигают только то, что могут понюхать, увидеть, услышать, попробовать на вкус. Это делает необходимым обучение собаководов-любителей работе с их питомцами.
Обычно обучение разделяется на 3 части: изучение теории, техника дрессуры и практическая работа на площадках.
Функции нервной системы собаки крайне сложны. Она не только управляет работой внутренних органов, но и помогает животному реагировать на окружающую среду, используя в качестве ориентиров раздражители: запахи, звуки, зрительные образы и так далее.
В естественных условиях собака реагирует не на какие-то отдельные раздражители, а на их совокупность. Каждый раздражитель воздействует на определенные чувствительные окончания нервных клеток – рецепторы. Принятый рецептором сигнал поступает по нерву в анализирующий его отдел головного мозга, где и происходит окончательная обработка информации. Благодаря анализу животные реагируют не на все раздражители, воздействующие на их организм, а только на самые важные из них. Реакция на несущественные в данный момент раздражители тормозится.
Наибольшее количество рецепторов собрано в коже и органах чувств собаки. При дрессировке роль этих органов крайне велика, необходимо знать, как пес воспринимает мир. Так, например, далеко не все собаководы знают, что их питомцы не различают цветов. Действительно, собака видит мир в черно-белой гамме. Вместе с тем, зрение позволяет ей уловить особенности движения, походки человека, его мимику, жесты.
Известно, что собака видит идущего человека лишь на расстоянии 500–700 м, что ограничивает использование зрительных воздействий при дрессировке.
Намного лучше развит у собак слух. Собаки воспринимают звуковые волны до 40 тыс. колебаний в секунду. Они четко различают слабые шорохи, тихо произнесенные команды, незначительные шумы. Звук, который собака способна расслышать с расстояния 24 м, человек воспринимает лишь на расстоянии 6 м. Наилучшее развитие получило у собак обоняние. Его сила превышает самый острый человеческий нюх в 11,5 тыс. раз. Это значит, что им доступны около полумиллиона дополнительных запахов, которые не способны воспринять люди.
Все эти особенности используются опытными дрессировщиками при развитии у собак рефлексов на определенные условия.
Павлов разделил все рефлексы на простые и сложные. К первым относятся врожденные реакции, подразумевающие ответ на один раздражитель, например, сосательный рефлекс, который проявляется как у новорожденных животных, так и у человеческих младенцев, если коснуться их губ, сужение зрачков на ярком свету, отдергивание конечности при болевом воздействии. Сложные рефлексы, также называемые инстинктами, являются ответом организма на группу раздражителей. Все инстинкты можно условно подразделить на те, которые служат самосохранению, и инстинкты, направленные на продолжение и сохранение рода. К первым относятся оборонительный, пищевой, инстинкт чистоплотности и т. п. Вторая группа включает в себя инстинкты размножения и заботы о потомстве.
У собак лучше всего развито обоняние
Формирование сложных условных рефлексов в ответ на определенные раздражители в виде ситуации, команды, жеста и называется дрессировкой.
Кроме сложных и простых, Павлов разделял рефлексы на условные и безусловные. Все прежде описанные реакции можно отнести к безусловным, врожденным рефлексам, передаваемым из поколения в поколение.
Условные рефлексы, в отличие от них, возникают в процессе жизни и воспитания молодого животного. В естественных условиях их развитием собака обязана родителям, однако со времен одомашнивания большую часть воспитательной работы взял на себя человек.
Прежде чем приступать к дрессировке, хозяину следует тщательно изучить психические особенности питомца
Перед тем, как начать дрессировать собаку, следует выявить ее психические особенности.
Известно, что у собак существуют 4 основных типа сложных инстинктивных реакций: половая, оборонительная, пищевая и ориентировочная. В зависимости от врожденных данных и воспитания щенка эти реакции проявляются в разной степени. Перед тем как выбрать, по какому курсу тренировать животное и какими методами пользоваться, специалисты проводят тест на преобладающую реакцию.
Исследование проводит дрессировщик (хозяин) под руководством инструктора и с помощью 2 незнакомых собаке помощников.
Для проведения этого теста молодую собаку помещают в незнакомые для нее условия. На полигоне обязательно должны быть укрытия. В качестве времени тестирования рекомендуется выбрать раннее утро до кормления или через 4 ч после него.
Первым этапом испытания становится реакция собаки на уход хозяина.
Животное привязывают на полигоне и оставляют в одиночестве. Через некоторое время один из помощников создает шум, а спустя несколько минут спокойно проходит в 5 м от собаки и прячется в укрытие. Как только первый помощник скрылся, второй появляется из укрытия с прутом в руке и идет к животному, активно нападает на него, а затем скрывается. На последнем этапе дрессировщик ставит перед своим питомцем кормушку с пищей и снова скрывается в укрытии. Второй помощник повторяет нападение, пытаясь отнять у собаки кормушку.
Все это время инструктор наблюдает за поведением животного и делает заключение о преобладающей у него реакции. Наиболее часто встречаются собаки со следующими преобладающими реакциями:
• пищевая. У собаки с преобладанием этой реакции наблюдается жадность в поедании корма, отсутствие в этот момент реакции на помощника. К спокойно проходящему мимо нее человеку такая собака ласкается, а на нападающего огрызается;
• ориентировочная. Собака активно исследует площадку, принюхивается, прислушивается, тянется к помощнику, чтобы обнюхать его. При нападении не огрызается, к спокойно подходящему человеку ласкается и обследует его одежду на запахи. Пищу ест не сразу;
Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, то при попытках отнять пищу она полностью переключает внимание на помощника, нападая на него с лаем, к миске возвращается не сразу.
• активно-оборонительная. Собаки этого типа быстро реагируют на смену обстановки. При появлении незнакомого человека ориентировочная реакция у нее быстро сменяется оборонительной: животное лает, нападает на человека. Реакция на травлю еще ярче;
• пассивно-оборонительная. Собака с преобладанием этой реакции в новой обстановке начинает трусливо оглядываться, убегает от помощников, ест урывками или не ест вообще;
• активно-оборонительная в комплексе с пищевой. Животное активно набрасывается на постороннего и при первой возможности одновременно поедает пищу. В ситуациях, когда кормушка отсутствует, ведет себя как чисто активно-оборонительный тип.
Как и у людей, у собак проявляются 4 типа темперамента: холерик (возбудимый), сангвиник (подвижный), флегматик (инертный) и меланхолик (слабый).
Собака-холерик отличается подвижностью, неуравновешенностью, возбудимостью. У собак этого типа с трудом вырабатывается выдержка в различных положениях, но при хорошем контроле это крайне работоспособные животные.
Сангвиники, в отличие от холериков, более уравновешенны и отлично поддаются дрессировке.
Флегматичные собаки отличаются большой уравновешенностью и малой подвижностью. Они крайне медленно вырабатывают условно-рефлекторную реакцию, но запоминают выученные навыки надолго. Излишне флегматичных собак не рекомендуется дрессировать вообще.
У собак-меланхоликов условные рефлексы вырабатываются с трудом и сохраняются недолго. Нервные процессы у них слабые. Это крайне неуравновешенные собаки, малопригодные к дрессировке.
Чаще всего эти типы высшей нервной деятельности проявляются у собак в смешанном виде. Определить темперамент собаки можно только в процессе дрессировки. Это определение осложняется тем, что внешняя реакция животного не всегда совпадает с его типом нервной деятельности. В связи с этим дрессировщики предпочитают в работе с собаками ориентироваться на внешнее поведение своих питомцев, проводя наблюдения в различной обстановке и в разное время.
Типы поведения собак: а – умеренно-возбудимый; б – малоподвижный, спокойный;
Типы поведения собак (продолжение): в – возбудимый; г – пассивно-трусливый
При неправильной дрессуре без учета темперамента, типа поведения и преобладающей реакции у собак могут возникнуть неврозы. Чаще всего нарушение условно-рефлекторной деятельности наблюдается в форме постепенно или быстро нарастающей вялости, угнетенного состояния, боязни дрессировщика или повышенной возбудимости, суетливости, хаотичности движений, нечеткого исполнения команд.
Кроме неправильного обращения с собакой во время дрессировки и нежелания дрессировщика учитывать ее психические особенности, причиной невроза может стать нечеткий график работы, слишком сильные внешние раздражители, отвлекающие собаку от выполнения упражнений, перенапряжение, монотонность занятий, поспешный переход от простых к сложным упражнениям, применение подряд двух противоречивых команд, например, «Фас!» и «Фу!».
Опасность развития неврозов заключается в том, что они протекают хронически, нарушения в высшей нервной деятельности проявляются стойко. Собаки неадекватно реагируют на внешние раздражители и неспособны к дрессировке.
Для того чтобы устранить возникший у животного невроз, следует временно прекратить занятия, дать собаке отдохнуть несколько дней, а в более тяжелых случаях даже недель или месяцев. Также, по совету ветеринара, возможно применение препаратов брома, кофеина и других медикаментов. После выздоровления собака втягивается в работу постепенно, дрессировщику необходимо следить за тем, чтобы вызвавшие у собаки заболевание раздражители не воздействовали на него во время дрессуры. Лучше всего помогает смена обстановки: переход на другой рабочий полигон, введение в отработку навыков новых помощников.
Начинающим собаководам рекомендуется обратиться за консультацией к опытному инструктору, чтобы исключить негативные моменты в поведении самого дрессировщика.
Для предупреждения неврозов следует учитывать особенности восприятия собаками раздражителей и факторов внешней среды. Некоторые из них, неучтенные дрессировщиком, могут сильно повлиять на работоспособность собаки. Так, например, жаркая или холодная погода снижает работоспособность животного, особенно при работе по следу.
Наиболее благоприятна для работы с собакой температура от 25 до –15 °С. При слишком холодной погоде собаку рекомендуется укрывать попоной, при жаркой давать ей больше отдыхать и пить. Приучать животное работать в условиях, отличающихся от тех, в которых оно выросло, следует лишь при полном усвоении навыка.
Еще одним немаловажным фактором внешней среды является ветер. Восприятие звуков снижается при попутном ветре и повышается при встречном. При работе по следу наиболее благоприятны встречное и попутное движение воздуха, ветер же сбоку сбивает собаку со следа.
Еще одна тонкость, которую следует учитывать – влажность почвы. При работе собаки с запахами влажные почва и воздух способствуют их сохранению, сухость же, наоборот, ослабляет запах следа. Снег почти не влияет на остроту запахов для животного, в отличие от сильно ослабляющего их дождя.
Следует помнить, что во время снегопада и дождя результативность работы животного снижается, собака хуже выполняет команды, дольше ищет след и работает менее активно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Основы дрессировки. Теоретические основы дрессировки. Общая начальная дрессировка
Теоретические основания дрессировки
Дрессировкой обычно называют деятельность человека по формированию у животных каких либо форм поведения, необходимых для управления ими в хозяйственных или иных целях. Содержим ли мы собаку в большом городе, имеем ли козу и лошадь или готовим со своими животными номер для выступления в цирке, во всех этих случаях нам необходимо научить животных понимать наши требования и выполнять необходимые нам действия в нужное для нас время и в определенном месте.
В процессе дрессировки животное осваивает новое поведение. Но научиться чему-нибудь, то есть приобрести опыт и изменить свое поведение, любое животное может и без человека. И только участие человека в процессе научения дает право назвать этот процесс дрессировкой. Человек, как дрессировщик, определяет цель, формулирует задачи и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное.
Научение у животных — приобретение и накопление в течение их жизни определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями подчиняется определенным биологическим законам, знание о которых составляет теоретические основания дрессировки.
Теория дрессировки основывается на данных таких наук как зоопсихология, генетика и эволюция поведения, этология, физиология высшей нервной деятельности и нейрофизиология. Предметом теории дрессировки является поведение и научение животных: закономерности поведения и его формирования, формы и условиях научения, психофизиологические свойства нервной системы, закономерности условно-рефлекторной деятельности и механизмы образования условных рефлексов, процессы становления навыков и особенности памяти. Теория дрессировки реализуется через свои методы.
Метод дрессировки можно определить как совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животных. Так как, оказывается, животные могут научаться чему-нибудь совершенно различными способами со своими особенностями и закономерностями, то их нельзя не учитывать в процессе обучения, иначе формирование поведения будет неэффективным, а то и невозможным — это и находит свое отражение в методе. То есть конкретный метод дрессировки должен отражать специфику определенной формы научения и заключаться в воспроизведении ее закономерностей и особенностей в условиях дрессировочного процесса.
В настоящее время различают следующие формы научения: негативное научение (привыкание), имитационное научение (подражание), латентное научение, импринтинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты и когнитивные формы научения, основанные на мыслительных возможностях животных. В нашей стране, в силу исторических особенностей, наиболее широко известен метод дрессировки основанный на закономерностях образования классических условных рефлексов, и все чаще появляется информация об оперантном (инструментальном) методе дрессировки, базирующемся на инструментальных условных рефлексах.
Практические основания дрессировки составляет техника дрессировки, то есть способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции. В дрессировке известны способы наталкивания, наведения, альтернативного поведения, пассивной флексии, отбора поведения, оборонительного поведения, подражания, агрессивного и игрового поведения.
Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае, занимается методика дрессировки, которая определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и так далее.
Принято различать общую, спортивную и прикладную дрессировку. Общая, включая в себя воспитательную дрессировку, служит для организации общежития человека и животных. Задачами спортивной дрессировки являются оценка возможностей и особенностей собаки, развитие ее задатков и освоение навыков имеющих определенное практическое значение. О прикладной дрессировке говорят в тех случаях, когда животных готовят для применения в хозяйственной, военной или других видах деятельности.
Обычно целью дрессировки является выработка у животных различных навыков. Навыком может быть любое действие, в том числе и невидимое (недоступное для непосредственного наблюдения), сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. То есть навык, это такое действие которые воспроизводится безотказно, быстро и однообразно независимо от внешнего влияния.
Мы привыкли называть навыком какое-либо привычное действие или движение, но принято различать навыки перцептивные, обеспечивающие узнавание объекта, интеллектуальные, автоматизирующие применение способа или приема решения задач и двигательные. В процессе дрессировки обязательно формируются практически все виды навыков, и даже тогда, когда вы отрабатываете у собаки казалось бы только двигательный навык. Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой и необходимы, например, для узнавания и различения команд. Вы вероятно замечали в поведении своего щенка, что в самом начале дрессировки он может путать выполнение приемов и садиться по команде «Лежать!», но со временем это проходит. Собака научается быстро и правильно распознавать сигнал-команду.
Навык несводим к условному рефлексу и его нельзя сравнивать с цепью или совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного.
На скорость формирования навыка влияют мотивация, или лежащая в ее основе потребность, способность к научению вообще, особенности подкрепления, режим тренировки, методика формирования и опыт животного по освоению других реакций и навыков.
Под методикой формирования навыка понимают способ отработки его в целом или же по частям, переход от одного уровня освоения к другому по показателям автоматизированности, скорости, устойчивости к различного вида торможению и тому подобному.
Основную роль в становлении навыка играет упражнение или тренировка, то есть повторное выполнение действия с целью его усвоения (овладением). При этом происходит лучшее уяснение задачи, закрепление действия и его автоматизация.
Существенным условием успешности упражнений является медленный темп действий на начальном этапе овладения ими. Преждевременное ускорение уменьшает возможность освоения правильности выполнения. Однако длительная задержка на медленном темпе, задерживает объединение отдельных действий в системы.
Так же важное значение для успешности упражнений имеет правильное распределение упражнений во времени. Если одни и теже упражнения продолжаются непрерывно в течение длительного отрезка времени, результаты их, вследствие утомления, не только не улучшаются, а наоборот, ухудшаются. Отдельные упражнения не должны быть слишком длительными. Один вид упражнений должен чередоваться с другими.
Большое влияние на эффективность упражнений оказывает длительность перерывов между ними. При одном и том же количестве времени, затраченном на упражнение, слишком длительные промежутки дают худшие результаты. Наиболее эффективно такое распределение упражнений: более частое повторение их в начале обучения и постепенное удлинение промежутков между ними по мере овладения навыком.
Дрессировка щенка в домашних условиях
Сидеть
Возьмите в руку лакомство и поднесите кулак к мордочке питомца, чтобы он почуял запах. Медленно поднимайте руку вверх, чтобы собака потянулась за вкусняшкой, задирая нос. В этот момент интуитивно собаки чаще всего садятся.
Озвучьте команду. Если пес сядет сам, дайте лакомство. Если нет, повторите команду и легонько надавите рукой на крестец. После нескольких таких повторений животные понимают, чего от них хотят.
Второй этап. После того как собака начала садиться, получить заветное угощение ей становится просто невтерпеж.
– Пес может сесть на секунду-две, а затем подорваться и начать вилять хвостом, прыгать и требовать лакомство. В этот момент нельзя ему ничего давать. Нужно снова посадить собаку, подождать секунд пять и лишь после этого хвалить за выполненное упражнение, – советуют кинологи.
Когда собака перестанет вскакивать до момента получения лакомства, переходите к третьему этапу. Вместе с озвучиванием команды показывайте ее жестом (см. рисунок). Считается, что команда выучена, когда собака начинает выполнять ее на расстоянии 2 – 3 метров.
Лежать
Если ваш любимец научился команде «сидеть», считайте, что и «лежать» уже почти выучил. Даем команду «сидеть», дожидаемся, когда четвероногий ее выполнит, после чего показываем ему в руке лакомство, которое постепенно отводим в сторону на уровне пола. В этот момент, когда животное начинает тянуться за вкусняшкой, даем команду «лежать» и надавливаем немного собаке на холку не давая подскочить на лапы. Пес будет тянуться за рукой с угощением и вытянется в правильную позицию.
Второй этап – разучиваем эту команду с помощью жеста (см. рисунок). Жест добавляйте к голосовой команде, когда питомец начнет ложиться самостоятельно, без вашей руки на холке. Затем постепенно увеличивайте расстояние, с которого пес выполняет команду.
Стоять
Ко мне
Тут понадобится помощник. Нужно, чтобы вашего щенка кто-то держал на руках или на поводке, пока вы будете отходить от него на небольшое расстояние.
Остановитесь, похлопайте себя рукой по бедру и скажите: «Ко мне». В этот момент собаку должны отпустить, чтобы она побежала к вам. Если не бежит, сядьте на корточки, начните звать и покажите в руках вкусняшку. Когда щенок подойдет, угостите лакомством и погладьте его.
Если собака несколько раз проигнорировала вашу команду, сделайте паузу и займитесь чем-то другим, возьмите на поводок или покидайте палку. Иначе животное решит, что вас можно не слушаться.
Рядом
Место
Обучение состоит из нескольких этапов. Дрессировку нужно начинать, когда ваш маленький друг будет знать команды «лежать» и «ко мне».
Выберете место, постелите там коврик, плед или поставьте специальный лежак, затем положите рядом игрушку или косточку и приступайте к тренировкам.
Шаг первый. Подведите песика к его месту и скажите: «Лежать». После этого отойдите на небольшое расстояние и позовите питомца к себе. Когда собака выполнит команду, дайте поощрение и похвалите.
Шаг второй. Повторите упражнение, но теперь показывайте в сторону лежака рукой и говорите: «Место». Щенка можно слегка подтолкнуть в эту сторону, повторяя команду. Если собака уляжется, снова скажите: «Место». Если не захочет, дайте команду «лежать», дождитесь ее выполнения и повторите команду «место». Отблагодарите вкусняшкой, после чего снова отойдите на несколько шагов и позовите питомца к себе.
Шаг третий. Оставьте на подстилке лакомство или лучше спрячьте его в игрушку, чтобы собаке было интереснее его искать. Озвучьте команду «место». Когда пес подойдет, чтобы съесть угощение, скажите: «Лежать», похвалите за выполнение команды и, пока он будет лежать на коврике не меньше 5 секунд, повторите команду «место» и снова угостите вкусняшкой.
Через несколько дней обучения увеличьте дистанцию, с которой собака подходит к своему месту, до нескольких метров.