17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности ээг у детей норма и нарушения. Возрастные особенности ээг как показатель готовности к школьному обучению. Как получить верные результаты

Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению

Кристина Курочкина
Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению

Весь период дошкольного детства требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а старший дошкольный возраст, когда ребенок находится на пороге школьного обучения – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок претерпевает массу изменений, провозглашающих его переход от одной ступени развития к другой. В современных условиях инклюзивного образования, когда в учебных учреждениях учатся разные дети, готовность к школе имеет первостепенное значение. Преподавательский состав должен знать и понимать индивидуальные особенности ребенка и лишь на их основе строить учебный план. Во многом выявить эти особенности и установить готовность к школе нам может помочь электроэнцефалографическое обследование ребенка.

Целью нашего исследования является изучение возрастных особенностей электроэнцефалограммы как показателя готовности к школьному обучению.

Психологическая готовность к школьному обучению является итогом всего предшествующего развития ребенка в период дошкольного детства. Она формируется постепенно и во многом зависит от тех условий, в которых происходит развитие ребенка.

Психологическая готовность к обучению в школе имеет многокомпонентную структуру,которая включает: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, а также физиологическую готовность или, по-другому зрелость.

Нас в данном вопросе больше будет интересовать физиологическая зрелость организма, потому что именно ее нам может показать ЭЭГ.

ЭЭГ представляет собой сложный колебательный электрический процесс и является результатом электрической суммации и фильтрации элементарных процессов, протекающих в нейронах головного мозга [2]. ЭЭГ всегда оставалась и продолжает оставаться сложным для расшифровки показателем мозговой активности [3]. В ней различают амплитуду (размах) колебаний в микровольтах и частоту колебаний в герцах. В соответствии с этим в электроэнцефалограмме различают четыре типа волн (ритмов): альфа, бета, тета и дельта. Эти четыре типа мозговых колебаний являются общими для всех людей, независимо от возраста, пола, национальности и культурной принадлежности.

Электроэнцефалограмма ребенка дошкольного возраста в значительной степени отличается от ЭЭГ взрослого человека. В процессе индивидуального развития электрическая активность различных областей коры претерпевает ряд существенных изменений, обусловленных гетерохронностью созревания коры и подкорковых образований и различной степенью участия этих структур мозга в формировании ЭЭГ.

Отличительной чертой ЭЭГ здоровых детей дошкольного возраста является наличие во всех отделах полушарий медленных форм электрической активности (дельта- и тета-волн, которые расцениваются на ЭЭГ взрослого человека как патологическая активность а также у детей отмечается слабая выраженность регулярных ритмических колебаний, которые занимают основное место на ЭЭГ взрослого человека.

Исследование данной проблемы показало, что наиболее общей тенденцией развития электрической активности мозга с возрастом является уменьшение, вплоть до полного исчезновения, неритмических медленных колебаний, доминирующих на ЭЭГ детей дошкольного возраста, и замена этой формы активности регулярно выраженным альфа-ритмом, являющимся основной формой активности ЭЭГ взрослого здорового человека [2].

ЭЭГ, как уже упоминалось выше, показывает физиологическую зрелость организма человека, а именно электрофизиологические показатели отражают процесс созревания НЦС и обычно совпадают с данными, указывающими на психологическую готовность ребенка к обучению. В основном это рассматривают в соответствии с процессом латерализации функций. В настоящее время известно, что отклонения от нормальной латерализации, проявляющиеся в несовпадении доминантности по руке, ноге и глазу и также отмечаемые на ЭЭГ, приводят к различным трудностям в обучении ребенка.

Так, электроэнцефалографическое обследование детей с завершенной и недозавершенной латерализацией показало, что у правшей с правым ведущим глазом и полных левшей ЭЭГ соответствует возрастной норме. У детей же с незавершенной латерализацией и нормальным психическим развитием ЭЭГ имела не зрелый характер и не соответствовала возрастной норме. У этих детей в лобно-центральных областях наблюдалось преобладание тета-ритма [1].

Помимо выявления латерализации корковых функций, ЭЭГ обследование позволяет выявить общие и локальные изменения электроактивности мозга, которые имеют большое значение для диагностики различных заболеваний и решения вопроса о готовности ребенка к обучению.

Таким образом, электроэнцефалографическое обследование имеет важное значение как в выявлении особенностей развития детей, так и в определении их готовности к школьному обучению, постановке клинического диагноза, определения школьного и социального прогноза.

Список использованной литературы

1. Вятлева О. А., Пучинская Л. М., Сунгурова Т. А. Электроэнцефалографические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6—7 лет. — В кн. : Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. —М: Прометей, 1991. — С. 18-30

2. Зенков Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии) 4-е изд. — М. : МИА, 2011. —368 с.

3.Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М. : ИНФРА-М, 1997. – 349 с

Цикл коррекционно-развивающих занятий для оптимизации психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в.

Характеристика психологической готовности к школьному обучению Характеристика психологической готовности к школьному обучению Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый.

Конспект диагностического обследования-готовности к школьному обучению Цель: обследование уровня готовности к школьному обучению. Материал: листы с методиками: «Домик» – методика Н. И. Гуткина;.

Статья «Развитие навыков ориентировки, как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения» Развитие навыков ориентировки в микропространстве как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.

Возрастные особенности детей 2–3 лет Материал подготовлен в вид презентации. Будет интересен, как педагогам, так родителям. Слайд 1 Познавательная сфера Им присуще наглядно-действенное.

Возрастные особенности детей 2–3 лет Каждый ребенок уникален и развивается по своему, выбирая свой, собственный путь и темп развития. Но есть нечто общее, позволяющее дать.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.

Возрастные особенности детей 5–6 лет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Я хочу немного познакомить вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Вашему ребенку исполнилось.

Возрастные особенности детей 7 лет Возрастные особенности детей семи лет Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и.

Расшифровка ЭЭГ в детском возрасте: норма и патология

Существует не так много диагностических методов, способных оценить состояние головного мозга и помочь в диагностике неврологической или психиатрической патологии. Основными из них являются магнитно-резонансная томография и электроэнцефалограмма. В статье пойдет речь о ЭЭГ головного мозга: что это такое, расшифровка у детей.

Энцефалограммой называют метод исследования электрической активности головного мозга. Это исследование позволяет определить активность различных участков головного мозга, наличие патологических паттернов (разрядов), которые указывают на функциональную патологию. Безобидность диагностики позволяет широко использовать ее в детском возрасте. По результатам исследования определяется эпилептиформная активность, показания для проведения МРТ и направления курса дальнейшего лечения.

Эпилептиформная активность на ЭЭГ у ребенка – что это значит? Под термином эпилептиформная активность понимают электрические колебания, регистрирующиеся на ЭЭГ в виде острых волн и пиков, отличающихся от общей активности более чем на 50%. Наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ может свидетельствовать о наличии эпилепсии.

Расшифровкой ЭЭГ головного мозга у детей занимаются врачи функциональной диагностики, так как результаты объемные и оценить их бывает довольно сложно даже для специалиста.

Показания к проведению процедуры у деток

Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:

  • Задержка развития речи: дифференциальный диагноз между дизартрией (нарушение в речевом аппарате) и патологией речевых центров головного мозга.
  • Разные виды эпилепсии, начиная с генерализованной, заканчивая миоклониями в отдельных группах мышц.
Читать еще:  Кошки с черепаховым окрасом. Эксклюзивные черепаховые кошки: в чём секрет их окраски. Вариации черепаховых окрасов у кошек

  • Тики: для исключения центрального генеза заболевания и нарушений в электрической активности головного мозга.
  • Аутизм и синдром гиперактивности малыша, также хорошо виден при расшифровке результатов ЭЭГ у детей.
  • Энурез или ночное недержание мочи.
  • Расстройства сна, в том числе и сомнамбулизм (лунатизм – снохождение малыша): необходимо проведение ЭЭГ во время ночного сна.
  • Травмы головного мозга (сотрясения, ушибы и так далее) – для предупреждения осложнений и выявления очагов аномальной электрической активности.
  • При подозрении на онкопатологию головного мозга ребенка, очаг будет показывать патологические сигналы, при этом он может быть еще не визуализирован на МРТ.
  • Частые головные боли, которым не найдено объяснение.
  • Когнитивные нарушения: агрессивность, плохая память, успеваемость в школе, дефицит внимания, чрезмерная рассеянность чада и так далее.

Как проводится процедура?

На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются датчики электрической активности (принцип кардиографа). Всего таких датчиков насчитывают 12, устанавливаются симметрично с двух сторон головы.

Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:

  • Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
  • Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
  • Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
  • Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью диагностики скрытой эпилепсии. Методика заключается в лишении человека сна на срок от двадцати четырех до сорока восьми часов. В случае необходимости такой диагностики подготовка проводится под контролем врача.
  • Не кормить чадо продуктами-энергетиками за сутки до исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
  • Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.
  • Покормить ребенка, так как снижение в крови сахара может дать искаженную электрическую картину головного мозга.

Норма и нарушения в расшифровке ЭЭГ головного мозга у детей, которые увидит врач функциональной диагностики, может потребовать углубленного исследования.

В таких случаях проводят ночное или суточное мониторирование ЭЭГ. Тогда «шапочка» одевается ребенку на голову, на пояс крепится аппарат, иногда исследование сочетается с мониторингом ЭКГ. Ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозайка, куклы, машинки и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.

Как расшифровывается и что можно увидеть?

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются на следующие или через несколько суток. Так как анализируются электрические показатели со всех 12 отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.

На руки родителям выдают заключение, в котором отображается отрезок энцефалограммы и выводы по данным, полученным в результате исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.

Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей. Даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка. Разное время суток и даже насыщение мозга глюкозой может повлиять на результат.

Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:

  • Альфа-ритм. Это состояние абсолютного покоя, при котором ребенок лежит с закрытыми глазами и ничего не делает. При формировании очага аномальной электрической активности именно в нем произойдет нарушение в одно из отведений. При генерализованной эпилепсии патологическая активность может начинаться в одной области и распространяться на остальные;
  • Бета-ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют о напряженной работе мозга малыша. Патологические результаты на ЭЭГ при расшифровке у детей могут свидетельствовать о когнитивных нарушениях, депрессивных или неврозных состояниях, сотрясении головного мозга или воспалении.
  • Тета-ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны низкой амплитуды, основная подача такого сигнала идет из гиппокампа, свидетельствует о несовершенстве социальной адаптации. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, возможном слабоумии, психозах.

Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического электрически-активного очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией (аневризма может сдавливать структуры мозга и вызывать биоэлектрические потенциалы) и так далее.

Регистрация паттернов является важной частью исследования. Они могут быть как эпилептическими, что свидетельствует о наличие очага, так и эпилептиформными. Эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как варианты нормы при единичном обнаружении.

При множественном появлении разрядов на пленке ЭЭГ необходимо оценивать клинику, проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится на основании различных тестирований. Такие разряды могут свидетельствовать о когнитивном дисбалансе, проявляющемся нарушениями в поведении ребенка.

Стоит ли доверять исследованию?

Энцефалограмма функциональный метод, поэтому зачастую результаты во многом зависят от стояния ребенка на момент обследования. Если врач, например, видит, что результаты расшифровки ЭЭГ головного мозга у ребенка старше 8 лет дезорганичны, присутствуют в большом количестве тета-волны, не стоит сразу выставлять диагнозы. Возможно, малыш просто негативно отнесся к процедуре, ведь дети довольно эмоциональны.

Конечно, при обнаружении серьезных отклонений, с формированием пиков аномальной активности, свидетельствующих о наличии эпилептического очага, требуется дообследование. Электрический метод лишь укажет на приблизительную локализацию очага (доля головного мозга).Наиболее точно определить локализацию процесса и возможную причину (сосудистую, неопластическую, атрофия вследствие внутриутробного кислородного голодания мозга и так далее) можно только при расширенном обследовании.

Как часто необходимо повторять исследование?

Если диагностика не показала весомых изменений в мозговой электрической активности, то повторную пленку при отсутствии новой симптоматики можно не снимать.

При выявлении очагов энцефалограмма станет основным объективным диагностическим критерием эффективности назначенной терапии.

Повторение исследование должно быть минимум каждый год. Оценка динамики позволит скорректировать терапию для предупреждения возобновления приступов (увеличение или уменьшение доз противоэпилептических препаратов).

Даже после снятия диагноза эпилепсия, необходимо повторять энцефалограмму еще в течение 3-5 лет для предупреждения рецидива. После оперативного вмешательства также рекомендовано ежегодное исследование в течение нескольких лет. Это позволит избежать множество осложнений.

Спектр ЭЭГ – характеристик у детей с трудностями в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айтжанова Р.К.

Электроэнцефалография широко используется в детской неврологии как для выявления нарушений функции, так и для оценки зрелости мозга, степени готовности к обучению, при анализе трудностей школьного обучения. Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении изучены такими авторами, как В.Н. Кирой, П.Н. Ермаков, Е.И. Белова, Т.Г. Самойлина. По данным авторов, для детей 7–8,5 лет с трудностями в обучении характерна более значительная выраженность медленных частот на электроэцефалограмме покоя и незрелая форма активации [1]. Отличительной особенностью детей 8,5–10 лет с трудностями в обучении является значительная выраженность медленных частот на фоновой ЭЭГ в передних (в частности, левой лобной) областях коры. Полученные результаты рассматриваются как отражение отставания от возрастной нормы функционального созревания структур мозга. По данным Л.И. Переслени и Л.А. Рожкова (1996) имеется зависимость между снижением познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи и недостаточным формированием альфа-активности коры головного мозга. О незрелости корково-подкорковых связей свидетельствует также тот факт, что у всех детей с недостатками функции памяти и внимания отмечается большая, по сравнению с нормой, мощность тета-ритмов в затылочных и в центральных областях коры [2,3].

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Айтжанова Р.К.

Текст научной работы на тему «Спектр ЭЭГ – характеристик у детей с трудностями в обучении»

Спектр ЭЭГ – характеристик у детей с трудностями в обучении

Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация (РПМПК), Алматы, Казахстан

Читать еще:  Лечение методами традиционной китайской медицины. Традиционная китайская медицина – история, методы лечения, традиции

Электроэнцефалография широко используется в детской неврологии как для выявления нарушений функции, так и для оценки зрелости мозга, степени готовности к обучению, при анализе трудностей школьного обучения.

Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении изучены такими авторами, как В.Н. Кирой, П.Н. Ермаков, Е.И. Белова, Т.Г. Самойлина. По данным авторов, для детей 7-8,5 лет с трудностями в обучении характерна более значительная выраженность медленных частот на электроэцефалограм-ме покоя и незрелая форма активации [1]. Отличительной особенностью детей 8,5-10 лет с трудностями в обучении является значительная выраженность медленных частот на фоновой ЭЭГ в передних (в частности, левой лобной) областях коры. Полученные результаты рассматриваются как отражение отставания от возрастной нормы функционального созревания структур мозга. По данным Л.И. Переслени и Л.А. Рожкова (1996) имеется зависимость между снижением познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи и недостаточным формированием альфа-активности коры головного мозга. О незрелости корково-подкорковых связей свидетельствует также тот факт, что у всех детей с недостатками функции памяти и внимания отмечается большая, по сравнению с нормой, мощность тета-ритмов в затылочных и в центральных областях коры [2,3].

– изучить изменения ЭЭГ у детей с трудностями в обучении.

Материалы и методы

За период с 2003-2007гг всего было обследовано 72 ребёнка, обратившихся в РПМПК с жалобами на трудности в обучении, обучающихся в 1-9 классах общеобразовательной школы. Из общего количества осмотренных детей мальчики составили 58%, девочки 42%. Большую часть детей в исследуемой группе составили учащиеся первого класса начальной школы – 32(46%) детей. Контрольную группу составили 30 детей 1-9 классов общеобразовательной школы с достаточным усвоением школьной программы.

Из 12 детей (17%) с задержкой психического развития у 3 (4%) детей исследование не выявило признаков патологической картины. У этих детей на ЭЭГ на фоне хорошо выраженной основной активности отмечались частые встроенные замедленные волны повышенной амплитуды, но при этом значимой межполушарной асимметрии, гиперсинхронной активности не было выявлено. Среди этих детей в 2 (3%) случаях задержка психического развития носила конституциональный характер, то есть дети, у которых в основном наблюдалась эмоционально-волевая незрелость. В 9 (12%) случаях электроэнцефалография выявляла нарушения. Это проявлялось в дезорганизации или гиперсинхронизации альфа-ритма с увеличением амплитуды альфа-волн и смещением фокуса альфа-активности из затылочных отделов в теменные, увеличением доли медленных колебаний; тенденции к

появлению пароксизмальных высокоамплитудных тета, дельта-волн, особенно при нагрузке гипервентиляцией. У 3 (4%) пациентов регистрировались веретенообразные вспышки бета-волн в лобных отделах. В 2 (3%) случаях наблюдались патологические очаговые корковые нарушения в теменных отделах коры.

У 3 детей (4%) с лёгкой умственной отсталостью (6-8 лет) отсутствовала альфа-активность, выявлены диффузные медленные волны с преобладанием в центрально-теменной области, преобладание гиперсинхронного тета-рит-ма в сочетании с генерализованными дельта-волнами.

Из 7 детей (9%) с патохарактерологическим развитием у одного 9-летнего ребенка ЭЭГ исследование не выявило патологической картины. У 6 детей (8%) 10-15 лет выявлены нарушения, которые проявлялись в снижении амплитуды и индекса альфа-активности со смещением фокуса активности из затылочных в теменные отделы, отмечалось увеличение индекса тета-активности с преобладанием в центральных отделах, имела место высокоамплитудная билатерально-синхронная тета-активность частотой 5-7 Гц с преимущественным преобладанием в лобных областях коры.

Из 3 детей (4%) с симптоматической эпилепсией патологические изменения выявлены в двух случаях. На фоне нерегулярной альфа-активности увеличен индекс замедленных колебаний тета-диапазона и острые волны (у 1 ребёнка справа над задневисочным отделом, а у другого ребёнка с обеих сторон над затылочными отделами). В 4 (5%) случаях у детей 6-8 лет со стёртой формой дизартрии в основной активности снижен индекс альфа-волн и повышен индекс медленных колебаний с распространением на центральные и лобные отделы. У 1 ребёнка 14 лет нарушений не выявлено.

Из 46 пациентов с церебрастеническим синдромом только в 12 (26%) случаях ЭЭГ исследование не выявило отклонений. ЭЭГ у остальных 34(74%) детей выявила следующие нарушения: слабо выраженный альфа-ритм, группы тета-волн над задневисочными отделами, нечастые встроенные замедленные и заостренные волны без чёткой локализации, иногда билатерально. Более выраженными изменения у этих детей становились на фоне нагрузки гипервентиляцией. При этом отмечалось выраженное замедление основной активности с появлением генерализованных вспышек высокоамплитудных тета и дельта-волн с акцентом над лобными отделами.

При ЭЭГ исследовании у 4 детей (5%) с тиками выявлены повышение синхронизации или слабая выраженность альфа-ритма, быстрое угасание или ослабление реакции активации, большое количество полиморфных медленных волн, пароксизмальные вспышки медленноволновой активности.

У 6 детей (8%) с заиканием отмечалось снижение индекса альфа-волн, увеличение доли медленных колебаний. У всех детей выявлен мю-ритм.

В контрольной группе ЭЭГ исследование не выявляло отклонений со стороны основной активности. Колебания параметров находились в пределах допустимой возрастной нормы.

Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей

1. Данные исследования свидетельствуют о функциональных нарушениях в сравнении с данными ЭЭГ детей в контрольной группе.

2. У обследованных детей с трудностями в обучении ЭЭГ исследование не выявляет специфических закономерностей в зависимости от нозологии.

3. ЭЭГ является одним из вспомогательных методов исследования при обследовании с трудностями в обучении.

1. Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями обучения / В. Н. Кирой, П. Н. Ермаков, Е. И. Белова, Т. Г. Самойлина // Физиология человека : журнал РАН. – 2002. – Том 28,N 2 . – С. 20-30. – ISSN 0131-1646.

2. Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями обучения //Дефектология. – 1996.- N 5.

3. Переслени Л.И., Рожкова Л.А., Мастюкова Е.М., Фотекова Т.М. Клинико-физиологический и психолого-педагогический анализ структуры дефекта при разных формах речевой патологии в аспекте дифференциальной диагностики //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1996. – N 2.

Частота и структура неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении

Айтжанова Р.К., Куанова Л.Б. Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, Алматы, Казахстан

В условиях интенсификации школьного обучения в последние годы особого внимания со стороны педагогов, родителей и врачей требуют дети, не справляющиеся с программой общеобразовательной школы

Цель исследования – определить частоту и структуру неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении.

Материалы и методы За период с 2002-2007гг всего было обследовано 72 ребёнка, обратившихся с жалобами на трудности в обучении, обучающихся в 1-9 классах общеобразовательной школы. Из общего количества осмотренных детей мальчики составили 58%, девочки 42%.

Изучение неврологического статуса проводилось по традиционно применяющимся схемам неврологического обследования и охватывало все отделы нервной системы [1,2]. Выявленная неврологическая семиотика регистрировалась по Международной Классификации Болезней 10 пересмотра (МКБ-10) [3].

Основными методами обследования явились: беседа с родителями и другими людьми, участвующими в воспитании и обучении ребёнка, изучение документации (выписка из родильного дома, форма 112 и т.д), наблюдение за ребёнком в ходе обследования, а также клинический осмотр [1,2].

В ходе неврологического обследования у 26 детей выявлены нарушения со стороны черепно-мозговых нервов, что составило 36%. Наиболее распространенными оказались симптомы поражения глазодвигательных, лицевого, языког-лоточного и подъязычного нервов (преходящий страбизм, установочный горизонтальный нистагм, слабость конвергенции, лёгкая асимметрия лица, смазанность речи, лёгкая гиперсаливация). Измененная двигательная активность отмечена у 61 ребенка, что составило 85%. При этом у 49 детей отмечалась повышенная двигательная активность, что составило 68%. У остальных 12 детей отмечалось снижение двигательной активности, что составило 17%. Нередко наблюдалось сочетание этих форм двигательных проявлений, когда при ограничении общей подвижности отмечалась избыточность движений в конечностях. У 19 детей (27%) при исследовании мышечного тонуса выявлена легкая и умеренная общая гипотония. При исследовании рефлекторной сферы у 22 детей (30%) выявлена гиперрефлексия. У 42 детей выявлены координаторные нарушения в виде неловкости общей и мелкой моторики, что составило 58%.

У всех детей с повышенной двигательной активностью были трудности при выполнении автоматизированных движений, в мелкой моторике. Дети испытывали трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу-пронация и супинация и др.). У 25 детей (50%) наблюдались нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

Читать еще:  Усиливается ли васкуляризация в воспаленной щитовидной железе. Что такое васкуляризация щитовидной железы, и чем она опасна? Исследование на гормоны

В результате комплексного обследования 72 детей с трудностями в обучении выявлены синдромы и заболевания, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Частота встречаемости неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении

Нозология Шифр по МКБ-10 Частота %

Синдром моторной алалии F80.1 5 7

Стертая форма дизартрии R47.1 5 7

Дислалия F 80.0 20 28

Гипертензионный синдром G 93.2 12 17

Гипертензионно-гидроцефальный синдром G 93 10 14

Симптоматическая эпилепсия G 40 3 4

Парез отводящего нерва Н49.2 2 3

Церебрастенич. синдром F 06 46 64

Синдром гиперакт. с дефицитом внимания F90 12 17

Задержка психического развития церебрально -органического генеза F83 10 14

Энурез F98.0 11 15

Заикание F98.5 6 8

Дисграфия R47.0 4 5

Нейросенсорная тугоухость 1-2 ст. Н 90.3 2 3

Пяти детям с трудностями в обучении был выставлен

Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей?

Центральный орган нервной системы отвечает за совокупность работы всего организма. Изменения в мозговых структурах у ребенка сигнализируют головными болями и снижением работоспособности организма. Выявить патологии возможно при помощи ЭЭГ головного мозга, что показывает у детей различные сбои в работе ЦНС и активность корковых архитектонических полей.

Суть метода

Электроэнцефалография – регистрация электрической активности мозга. В педиатрии зарекомендовал себя как безвредный и безопасный метод диагностики. Что такое ЭЭГ головного мозга у детей — это возможность зафиксировать на бумажный носитель даже незначительные импульсы активности в корковых структурах.

Данный метод сканирует энергию в мозговых структурах в миллисекундах и дает точную информацию за небольшой отрезок времени. Аппарат ЭЭГ фиксирует импульсы через электроды расположенные на голове у пациента и выдает данные путем записи на бумажный носитель, либо отображает информацию на компьютере.

Показания к проведению

Электроэнцефалограмма — высокоэффективный и безболезненный метод диагностики патологий головного мозга у детей с расстройствами центрального органа нервной системы или вызванные вследствие травм.

Процедура ЭЭГ назначается невропатологом на основе жалоб и по медицинским показаниям при патологиях мозговых структур:

  • Обмороки;
  • Головные боли;
  • Неустойчивое АД;
  • Травмы головы в анамнезе;
  • Нарушение сна;
  • Беспричинный плач;
  • Ночной энурез;
  • Заикание;
  • Вспышки агрессии;
  • Когнитивные нарушения (снижение памяти, концентрации внимания);
  • Судорожный синдром (без гипертермии);
  • Воспалительные поражения оболочек мозга (менингит);
  • Гидроцефалия у новорожденных;
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • ЗПР (задержка психического развития);
  • Оценка динамики после инструментальных вмешательств;
  • Эпилептические приступы;
  • ДЦП.

Диагностика методом ЭЭГ в педиатрической практике не имеет возрастных ограничений, что позволяет оценить воздействие анестезии при сложных операциях на мозге и показывает степень зрелости нейронов у ребенка. Процедура противопоказана при наличии открытых ран на черепе или наложенных швах.

Подготовка ребенка

ЭЭГ детям, не достигшим годовалого возраста, проводят при условии полного покоя (сна), когда ребенок полностью расслаблен, для получения достоверного результата исследования. Детям старшего возраста результаты фиксируются в состоянии бодрствования.

Для снижения активности ребенка, возможно назначение седативных препаратов по показаниям врача.

Подготовка к диагностике:

  1. Очищение головы от кожного жира (провести накануне исследования гигиену головы с моющим средством);
  2. Новорожденных и грудных детей за полчаса до процедуры покормить;
  3. Снять металлические изделия (сережки, цепочка);
  4. Прием противосудорожных препаратов должен быть приостановлен за три дня до ЭЭГ мозга;
  5. Исключить в день проведения диагностики продукты и напитки, возбуждающие ЦНС (шоколад, чай, энергетические напитки с кофеином).

ЭЭГ головного мозга не проводится при острых вирусных заболеваниях или присутствии кашля, который искажает результаты.

Дети старше трех лет, должны быть подготовлены дома психологически (родители объясняют суть процедуры).

Начало процедуры

Исследование методом ЭЭГ у детей проводится в несколько приемов. Сама процедура делается в затемненной комнате со звукоизоляцией. Дети грудного возраста укладываются на стол для пеленания, либо находятся на руках у родителей. Более старшие пациенты – на кушетке, в положении сидя или полулежа.

Для считывания мозговой активности, голова смазывается гелем – проводником и одевается сетчатый шлем, с размещенными на нем электродами. Электроэнцефалограф получает сигналы через трубки – проводники, соединенные с электродами на шлеме. Прибор заземляют и устанавливают клипсы на мочки ушей блокирующие проведение тока.

Длительность процедуры составляет около 30 минут, в течение которых запрещено поворачивать или наклонять голову.

Особенности проведения исследования

Данный метод исследования считается высокоэффективной техникой для уточнения патологических процессов в мозге и позволяет точно поставить диагноз.

  1. Оценка периода бодрствования и сна;
  2. Динамика проводимой терапии;
  3. Локализация воспалительного очага;
  4. Выявление патологических изменений.

Фиксирование результатов ЭЭГ ребенка возможно как в состоянии покоя, так и с различными пробами:

  • Запись результатов в состоянии сна (фоновая кривая импульсов нейронов мозга);
  • Активизация мозговых структур при переходе из состояния покоя в режим деятельности (диагност в установленные промежутки времени говорит, когда необходимо открыть и закрыть глаза);
  • Применение пробы — гипервентиляции (пациент по команде диагноста глубоко вдыхает и выдыхает). Данная проба способна выявить новообразования и эпилептические скрытые признаки;
  • Диагностика с использованием фотостимуляции (перед ребенком включается лампа с заданным ритмом на включение и выключение, глаза во время пробы закрыты). Данная проба оценивает реакцию на раздражитель при нарушениях психического и речевого развития. Применяется так же при эпилепсии и судорожном синдроме.

Для подростков, возможны дополнительные пробы с применением психологических тестов во время ЭЭГ и добавление команд диагноста.

ЭЭГ мозга у детей, возможно, проводить, диагностируя импульсы в ночное время, или методом депревации ночного сна (ребенку длительное время не дают спать, с дальнейшей записью активности мозга во время покоя), но данная проба назначается крайне редко.

Анализ результатов

Расшифровка данных ЭЭГ мозга проводится невропатологом, с дальнейшим уточнением диагноза. Результаты оцениваются в общей совокупности полученных результатов (тип волн, примененный раздражитель, характер патологии, биоэлектрическая активность).

Так же, при расшифровке показателей, учитывается возрастные особенности ребенка при проводимом исследовании мозга.

Нормы ритмов ЭЭГ мозга:

  • Альфа – частота от 8 до 14 Гц. Превышение данного показателя диагностируется при сосудистых нарушениях и последствиях после различных травм черепа. Снижение ритма характерно для неврозов, при слабоумии активность ритма совсем не отображается;
  • Бета – амплитуда от 2 до 5 мкВ. Превышение нормативов интерпретируется как ушиб или легкая травма головного мозга, значительное увеличение показателей диагностируется при отставании в развитии. Снижение амплитуды характеризуется при течении воспалительного процесса в мозговых структурах;
  • Дельта – определяется в неактивной фазе (глубокий сон или в коматозных состояниях). Активность данной частоты в период бодрствования свидетельствует о наличии новообразования в структурах мозга;
  • Тета – амплитуда ритма в нормативных пределах — 45 мкВ. Фиксирование ритма свыше нормы в отдельном участке мозга, предполагает наличие серьезного нарушения в ЦНС.

Совокупность нарастания тета и дельта – ритма, являются признаками нарушения кровообращения. Для детей младше 8 лет, наличие данной волны, является вариантом нормы. У пациентов старшей возрастной группы, данный показатель характеризует слабоумие.

Биоэлектрическая активность (БЭА) головного мозга на электроэнцефалограмме в норме отображается как синхронный и ритмичный показатель. Сбой ритма относят к признаку эпилепсии.

Срединный сигнал (М-ЭХО) в норме допускает пульсацию в пределах 30 %, превышение пульсационного процента диагностируется при гидроцефалии мозга (скопление жидкости). Допускается смещение отделов мозга в пределах 1- 2 мм.

Присутствие острых пиков в результатах ЭЭГ, отличающихся от фонового ритма при покое, характеризуют эпилепсию или наличие эпиактивности в мозге (отсутствие симптоматики заболевания).

ЭЭГ головного мозга широко используется в педиатрии, позволяя провести мониторинг после прохождения медикаментозной терапии или хирургических вмешательств. Исследование позволяет оценить все участки мозга через открытый большой родничок у детей до 1 года. Данный метод является абсолютно безвредным и может назначаться неоднократно в диагностических целях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]