Реабилитационные центры для детей с овз. Доклад на тему: “Роль и значение деятельности детских реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями”. Определение понятий «реабилитация» и «реабилитационный центр»
Доклад на тему: “Роль и значение деятельности детских реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями”.
Автор материала: Сыртланова Раушания Мияссаровна
Содержимое документа:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УРТАКУЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БУЗДЯКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Роль и значение деятельности детских реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. На примере детского реабилитационного центра c. Буздяк
Выполнила: Кудаярова Алина
Айдаровна ученица 11класса
Мияссаровна учитель обществознания
первой категории МОБУ СОШ с. Уртакуль
1.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях……………………………………………………………………7
1.1.1. Содержание понятия инвалидность и реабилитация инвалидов, виды реабилитации…………………………………………. ………………. 7
1.1.2. Технологии социальной реабилитации инвалидов, виды реабилитации………………………………………………………………………. 20
1.1.3. Трудности социально психологической реабилитации детей инвалидов………………………………………………………………………. 24
2.2. Деятельность реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями села Буздяк……………………………….28
2.2.1. Из истории развития реабилитационного центра……………….28
2.2.2. Деятельность Буздякского реабилитационного центра………..31
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. – 2-3% детской популяции.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.
В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от “нормального” детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно -иждивенческих жизненных ориентаций.
Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие
“человек с ограниченными возможностями”, которое стало все чаще использоваться в российском обществе.
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде “ребенок – общество – государство”. Суть этого изменения состоит в следующем:
– главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
– ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
– ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
– государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Актуальность: В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Изучение деятельности детских социально-реабилитационных центров позволит определить его роль и значение в социальном аспекте общества.
Целью данной работы является исследование роли и значения деятельности, детских социально-реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями; характеристика социальной реабилитации детей- инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
– рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационном центре с. Буздяк.
Для написания данной работы мы использовали следующие методы исследования данной проблемы:
– Чтение и анализ научной литературы и публицистических материалов.
– Анализ Интернет – источников.
– Составление схем и диаграмм.
– Экскурсия в реабилитационный центр.
– Фотографирование деятельности реабилитационного центра села Буздяк.
Предметом данного исследования является: социальная политика Российской Федерации.
В качестве объекта мы выделяем: деятельность детского социально-реабилитационного центра с. Буздяк.
Гипотеза: я считаю, что реабилитационные центры очень важны и нужны в современном обществе.
Структура работы: работа состоит из введения, заключения, двух разделов и приложения.
Доклад на тему: “Роль и значение деятельности детских реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями”.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УРТАКУЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БУЗДЯКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Роль и значение деятельности детских реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. На примере детского реабилитационного центра c. Буздяк
Выполнила: Кудаярова Алина
Айдаровна ученица 11класса
Мияссаровна учитель обществознания
первой категории МОБУ СОШ с. Уртакуль
1.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях……………………………………………………………………7
1.1.1. Содержание понятия инвалидность и реабилитация инвалидов, виды реабилитации…………………………………………. ………………. 7
1.1.2. Технологии социальной реабилитации инвалидов, виды реабилитации………………………………………………………………………. 20
1.1.3. Трудности социально психологической реабилитации детей инвалидов………………………………………………………………………. 24
2.2. Деятельность реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями села Буздяк……………………………….28
2.2.1. Из истории развития реабилитационного центра……………….28
2.2.2. Деятельность Буздякского реабилитационного центра………..31
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. – 2-3% детской популяции.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.
В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от “нормального” детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно -иждивенческих жизненных ориентаций.
Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие
“человек с ограниченными возможностями”, которое стало все чаще использоваться в российском обществе.
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде “ребенок – общество – государство”. Суть этого изменения состоит в следующем:
– главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
– ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
– ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
– государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Актуальность: В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Изучение деятельности детских социально-реабилитационных центров позволит определить его роль и значение в социальном аспекте общества.
Целью данной работы является исследование роли и значения деятельности, детских социально-реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями; характеристика социальной реабилитации детей- инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
– рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационном центре с. Буздяк.
Для написания данной работы мы использовали следующие методы исследования данной проблемы:
– Чтение и анализ научной литературы и публицистических материалов.
– Анализ Интернет – источников.
– Составление схем и диаграмм.
– Экскурсия в реабилитационный центр.
– Фотографирование деятельности реабилитационного центра села Буздяк.
Предметом данного исследования является: социальная политика Российской Федерации.
В качестве объекта мы выделяем: деятельность детского социально-реабилитационного центра с. Буздяк.
Гипотеза: я считаю, что реабилитационные центры очень важны и нужны в современном обществе.
Структура работы: работа состоит из введения, заключения, двух разделов и приложения.