130 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клетки живого организма начальная школа. Путешествие в мир клеток

Презентация “Путешествие в мир клеток”.
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Используется на уроке окружающего мира по теме “Путешествие в мир клеток”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Путешествие в мир клеток» УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс Файзуллина О.В.

Роберт Гук микроскоп

Все живые организмы состоят из клеток. В организме человека их огромное количество. Изучают клетки с помощью микроскопов.

Цели урока: 1. Узнать строение и функции животной клетки. 2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки. 3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду.

Игра «Доскажи словечко» Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в ввиду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью ___________________ аппарата, что у человека здоровое________________ , которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие _______________- газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает____________________пищи , а мочевые органы и органы пищеварения совместно ________________ из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого организма.

Строение клетки человека Ядро Цитоплазма Микротрубочки Лизосомы ЭДС Оболочка- мембрана Микрофиламенты Митахондрии

Клетки любого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют ткань этого органа.

Основные функции клеток: 1. Обеспечивают организм кислородом 2. Защищают от микробов 3. Помогают двигаться 4. Образуют влажный защитный слой ВЫВОД: все живые клетки дышат, питаются, растут, размножаются и погибают.

От деления клеток зависит Рост человека Заживление порезов и ран, поврежденных мышц, срастание сломанных костей

ВЫВОД : Клетка — живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу. Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями. …Так клетка, кажется, мала, Но в микроскоп взгляните: Ведь это целая страна…

Домашнее задание 1 группа Стр. 12-13,учебник, Т.с.4-5 2 группа Подготовить сообщение об открытии клетки 3 группа Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

Подумай и найди правильный ответ 1.Человек относится к миру неживой природы 2. Человек относится к миру живой природы. 3. Организм человека состоит из клеток. 4. Клетки в организме человека не выполняют никакой работы. 5 . Клетки в организме человека выполняют различную работу. 6. Ткань – это клетки, соединенные между собой межклеточным веществом.

СПАСИБО ЗА УРОК!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация составлена к уроку окружающего мира в 4 классе. Соответствует УМК “Перспективная начальная школа”. Может быть использована при изучении нового материала.

Все живые клетки организма состоят из клетокВ организме человека их огромное количество.

Урок построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. В основу урока положен адаптированный для начальной школы “кейс-метод”.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.Цель урока:пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного обор.

Презентация “Как составить магический квадрат 16 клеток&quot.

Технологическая карта урока окружающий мир. “Как устроен организм человека. Путешествие в мир клеток. 4 класс. ПНШ. План, конспект урока.

Презентация по окружающему миру на тему «Путешествие в мир клеток» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир УМК ПНШ Тема урока : «Путешествие в мир клеток» 4 класс. Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г. Льгова Курской обл. Ревенко М. В.

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук.

«Кожица лука» под микроскопом Впервые клетку увидели еще в XVII веке, когда изобрели микроскоп. Мы тоже можем посмотреть на клетки.

КЛЕТКА – живой кирпичик организма.

1. Узнать строение и функции животной клетки. 2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки. 3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду. Цель урока

Любая клетка покрыта снаружи оболочкой/ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества. Строение клетки

Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. Эта жидкость переносит питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. Строение клетки

Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни. Строение клетки

Попробуем сравнить клетку с вишенкой Ягоду покрывает кожица так же, как мембрана покрывает клетку. Под кожицей вишни находится гелеобразная жидкость так же, как под оболочкой клетки – цитоплазма. Внутри вишенки – косточка, а у клетки – ядро.

Есть клетки, которые можно увидеть невооруженным глазом: если разломить дольку апельсина, можно увидеть его продолговатые клетки Икринка лягушки или рыбы – это тоже клетка, из которой впоследствии разовьется лягушка или рыба Виды клеток человека

Читать еще:  Невралгия: локализация разная, принцип один – боль терпеть нельзя! Основные принципы лечения патологии. Невриты и невралгии Группы лекарств при лечении невралгии и невритах

Куриное яйцо – это крупная клетка с запасом питательных веществ, из которой через определенное время разовьется цыпленок Все клетки человеческого тела очень малы, поэтому мы не видим и не ощущаем их. Они меньше 10-й доли миллиметра. Виды клеток человека

Метахондрии – расположены в цитоплазме клеток. Форма их различна. Они могут быть овальными, палочковидными, нитевидными. Участвуют в обмене кислорода, называют «энергетические станции» клетки. Метахондрии

Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки. Представляет собой систему трубочек и полостей. Здесь вырабатываются питательные вещества. Эндоплазматическая сеть

Лизосомы – это маленькие пузырьки. С их помощью осуществляется внутриклеточное пищеварение. Основная их роль вывод из клеток, отработанных продуктов питания Лизосомы

Микрофиламенты – это очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Они помогают клетке двигаться Микрофиламенты

1. Обеспечивают организм кислородом 2. Защищают от микробов 3. Помогают двигаться 4. Образуют влажный защитный слой Вывод: все живые клетки дышат, питаются, растут, размножаются и погибают. Без питания, кислорода и работы клетка гибнет. Поэтому человеку необходимо регулярно питаться, дышать свежим воздухом и двигаться, чтобы клетки правильно работали и размножались. Основные функции клеток

Клетки человеческого организма различны по форме, поскольку выполняют различные функции Строение клетки человека Костная клетка человека

Мышечные клетки человека Мышечные клетки длинные и тонкие, похожи на нити

Нервная клетка похожа на осьминога – толстое тело со щупальцами, одни из них короткие и сильно разветвленные, другие длинные с отростками до 1,5 метров. Это необходимо для быстрой и точной передачи информации по телу. Нервная клетка человека

Клетки кожи напоминают удлиненные кирпичики или кубики Клетки кожи человека

Мышечные и нервные клетки живут и работают на протяжении всей жизни человека. Клетки кожного эпителия – только 1–2 недели, а клетки внутреннего эпителия – всего 1–2 дня. Сменяя отмершие клетки, постоянно появляются новые. Клетки образуются путем деления: одна клетка подрастает и делится на две, затем каждая из них разделится еще на две и так постоянно Срок жизни клеток

1. Кто является первооткрывателем клеток? А. М. Ломоносов Б. Дж. Бруно В. Р. Гук 2.Как называется прибор для наблюдения за живыми клетками? А. Бинокль Б. Микроскоп В. Телескоп 3. Какие организмы состоят из клеток? А. Только растения Б. Только животные В. Все живые организмы 4.Установите соответствие: 1 Ядро А . Небольшое тельце, расположенное во внутренней части клетки 2 Цитоплазма Б. Внешняя оболочка клетки 3 Оболочка В .Полужидкая масса, составляющая большую часть клетки 5. Что является причиной роста любого организма? А. Питание клетки Б. Дыхание клетки В. Деление клетки /способствует росту человека, его костей, заживлению ран, порезов, поврежденных мышц, срастанию поломанных костей./ 6. Сколько видов клеток находится в организме человека? А. 100 Б. 200 В. 300 Тест

1. Стр. 12-13,учебник Т.с.4-5 2. Подготовить сообщение об открытии клетки 3.Сочините сказку о приключениях органоидов клетки. Задание на дом

Урок окончен, всем СПАСИБО!

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Ревенко Марина Васильевна
  • Написать
  • 2238
  • 15.04.2018

Номер материала: ДБ-1454056

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

  • 15.04.2018
  • 181
  • 15.04.2018
  • 232
  • 15.04.2018
  • 241
  • 15.04.2018
  • 216
  • 15.04.2018
  • 427
  • 15.04.2018
  • 778
  • 15.04.2018
  • 161
  • 15.04.2018
  • 170

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Путешествие в мир клетки

Любое живое существо состоит из клеток – мельчайших живых частиц. На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир клетки, узнаем о строении клеток, их видах, размножении и многом другом.

Клетка

Дом сложен из кирпичей, а в любом живом существе (в человеке, животном или растении) такие кирпичики называются клетками. Клеток в организме человека множество: если сложить все клетки в ряд, эта цепочка сможет обвить Землю вокруг экватора 100 раз.

Впервые клетку увидели еще в XVII веке, когда изобрели микроскоп. Мы тоже можем посмотреть на клетки, например луковой кожицы (рис. 1).

Рис. 1. Препарат «кожица лука» под микроскопом (Источник)

Строение клетки

В строении клетки можно выделить три основные части (рис. 2):

1. оболочка (мембрана);

Рс. 2. Строение клеткии

Попробуем сравнить клетку с вишенкой (рис. 3).

Рис. 3. Вишня в разрезе (Источник)

Ягоду покрывает кожица так же, как мембрана покрывает клетку. Под кожицей вишни находится гелеобразная жидкость так же, как под оболочкой клетки – цитоплазма. Внутри вишенки – косточка, а у клетки – ядро.

Читать еще:  Нервный тик глаза что попить. Нервный тик глаза — причины и способы лечения у детей и взрослых. Как лечить нервный тик глаза

Виды клеток человека

Есть клетки, которые можно увидеть невооруженным глазом: если разломить дольку апельсина, можно увидеть его продолговатые клетки (рис. 4); икринка лягушки или рыбы – это тоже клетка, из которой впоследствии разовьется лягушка или рыба (рис. 5), куриное яйцо – это крупная клетка с запасом питательных веществ, из которой через определенное время разовьется цыпленок (рис. 6).

Рис. 4. Клетки апельсина

Рис. 6. Куриное яйцо

Все клетки человеческого тела очень малы, поэтому мы не видим и не ощущаем их. Они меньше 10-й доли миллиметра.

Рассмотрим строение клетки человека. Клетки человеческого организма различны по форме, поскольку выполняют различные функции. Так выглядят костные клетки человека (рис. 7).

Рис. 7. Костная клетка человека (Источник)

Мышечные клетки длинные и тонкие, похожи на нити (рис. 8).

Рис. 8. Мышечные клетки человека (Источник)

Мышечные клетки могут сокращаться, а потом расслабляться. Физический труд, занятия спортом укрепляют мышцы человека.

Нервная клетка похожа на осьминога – толстое тело со щупальцами, одни из них короткие и сильно разветвленные, другие длинные с отростками до 1,5 метров (рис. 9).

Рис. 9. Нервная клетка человека (Источник)

Это необходимо для быстрой и точной передачи информации по телу.

Клетки кожи напоминают удлиненные кирпичики или кубики (рис. 10).

Рис. 10. Клетки кожи человека (Источник)

Стенки внутренних органов покрывают клетки эпителия (рис. 11).

Рис. 11. Клетки внутреннего эпителия (Источник)

Кости и хрящи состоят из соединительных клеток.

Ткани

Клетки, выполняющие одну и ту же функцию (работу) и собранные вместе, называются ткани.

В человеческом теле есть четыре вида ткани: мышечная, нервная, соединительная, эпителиальная.

Срок жизни клеток

Мышечные и нервные клетки живут и работают на протяжении всей жизни человека. Клетки кожного эпителия – только 1–2 недели, а клетки внутреннего эпителия – всего 1–2 дня. Сменяя отмершие клетки, постоянно появляются новые. Клетки образуются путем деления: одна клетка подрастает и делится на две, затем каждая из них разделится еще на две и так постоянно (рис. 12).

Рис. 12. Деление клетки (Источник)

Клетка – живой организм

Клетка – это живой организм, который питается, дышит, растет и умирает. Без питания, кислорода и работы клетка гибнет. Поэтому человеку необходимо регулярно питаться, дышать свежим воздухом и двигаться, чтобы клетки правильно работали и размножались.

На следующем уроке мы поговорим о коже – отдельной тактильной системе, узнаем много интересного об этом удивительном человеческом органе, рассмотрим строение кожи.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Клетки живых организмов».
  2. Зарисуйте строение клетки, сделайте подписи.
  3. * Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Путешествие в мир клетки».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Путешествие в растительную клетку

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • продолжить развитие умений учащихся по рисункам определять органоиды, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за учёных, внёсших вклад в развитие биологии.

Формировать УУД.

    Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения растительных клеток; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
  • Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
  • Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сравнения объектов живой природы; последовательно выполнять лабораторную работу, уметь правильно работать с микроскопом, готовить микропрепараты и изучать их под микроскопом, создавать модель растительной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия темы: клетка, цитоплазма, ядро, клеточная стенка, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, вакуоль, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Ресурсы: учебник Н.В Пасечник, презентация, инструктивные карточки на каждого учащегося, тесты для контроля знаний на каждого учащегося.

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Деятельность учащихся: Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Деятельность учителя: Проверить готовность к занятию.

II. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) (5 мин)

Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы какие органические вещества можно обнаружить в клетке, каким способом их можно обнаружить?

Деятельность учителя: Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Читать еще:  Повышенная эхогенность печени по УЗИ – что это значит? Диффузные изменения паренхимы почек Эхогенность паренхимы средняя

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Деятельность учителя: Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему).

Вопрос к классу:

  • А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Запись темы урока. Предположения по поводу изучаемой темы.

Деятельность учащихся: Отвечают на заданные вопросы.

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Деятельность учителя: Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Ребята мы сегодня с вами исследуем растительную клетку. Узнаем, из чего же состоит клетка Какое строение и какие функции выполняют органоиды клетки.

Давайте представим, что живой организм – это большой многоэтажный дом, где много квартир. А клетка – это квартира.

С чего же начинается квартира?

Первое это – стены, стена придает форму, она прочная.

В клетке роль стены выполняет клеточная стенка из целлюлозы.

Придает клетке форму и размеры. Выполняет транспортную функцию и защитную.

И второе – это дверь.

Дверь не впускает чужих, а только своих.

В клетке роль двери играет плазматическая мембрана.

Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки от воздействия внешней среды.

Пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества.

Внутреннее убранство квартиры, обстановка, пространство все это в клетке создает цитоплазма.

Внутренняя среда клетки. Состоит из вязкого полужидкого вещества.

Связывает между собой органоиды.

Обеспечивает перемещение различных веществ.

Далее мы заходим в квартиру и попадаем в коридор, от которого идут дороги в разные части квартиры.

Коридор и дороги – это эндоплазматическая сеть.

ЭПС состоит из сети многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой.

Связывает все части клетки между собой.

Участвует в образовании и транспортировке питательных веществ.

Далее мы попадаем на кухню. А там стоит холодильник, где находятся все питательные вещества.

Холодильник – это аппарат Гольджи.

Представляет собой стопку уплощенных мембранных мешочков – полостей.

Накапливаются и сортируются различные вещества.

На кухне есть еще плита, где хозяйки готовят еду, питательные вещества. В клетке таким творцом являются рибосомы.

Мелкие округлые тельца.

Обеспечивают сборку белков.

Отправляемся дальше. Мы в ванне. Там находятся дезинфицирующие средства, которые борются с грязью и пылью в квартире.

Ванна – это лизосомы.

Лизосомы – это маленькие пузырьки.

Внутри клетки переваривают пищевые частицы.

Уничтожают отслужившие органоиды.

Это чистильщики клетки.

Когда мы заходим в квартиру после улицы, нам становится тепло и уютно благодаря батареям центрального отопления.

В клетке такую роли выполняют митохондрии.

Состоят из двух мембран. Внутренняя имеет выросты – кристы.

Митохондрии главные энергетические станции клеток.

В каждой квартире есть комнатные растения, листья имеют зеленый цвет. Комнатные растения выделяют кислород и образуют органические вещества.

Это происходит за счет пластид зеленого цвета –хлоропластов.

В хлоропластах образуются органические вещества при помощи энергии Солнца.

Фрукты и овощи на нашем столе содержат пластиды – хромопласты.

Пластиды, которые содержат красно-желтый пигмент.

Картофель, который мы употребляем, содержат бесцветные пластиды – лейкопласты.

В них накапливаются запасные питательные вещества – крахмал.

Есть еще жизненно необходимые вещи в квартире – это водоснабжение и канализация.

В клетке с этими вещами можно сравнить вакуоль.

Крупный пузырек, заполненный клеточным соком.

Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности.

В каждой квартире есть свой хозяин или глава семья, который отвечает за порядок в квартире.

Таким важным элементом в клетке является ядро.

Важнейшая часть клетки.

Ядро состоит из двух мембран, имеет поры и ядрышко.

Отвечает за наследственную информацию клетки.

Вот такое увлекательное путешествие мы с вами совершили. Я надеюсь вам понравилось.

А теперь ответьте на вопрос:

Из каких главных частей состоит клетка?

Ядро, оболочка и цитоплазма.

Отметим важные признаки характерные для растительной клетки:

1. Наличие клеточной стенки из целлюлозы.

2. Наличие пластид

3. Наличие крупной вакуоли.

Ответим на вопрос урока.

А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Выводы из урока:

1. Клетка – это сложная многофункциональная структура всех живых организмов.

2. Из клеток – состоят все растения и живые организмы.

3. Клетка – обладает всеми признаками живого организма (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, выделение, обмен веществ.)

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя заполняют инструктивную карточку.

Учащиеся рассматривают слайды презентации:“Строение растительной клетки”.

Зарисовывают в инструктивной карточке клетку и подписывают ее части.

V. Закрепление материала Контролирующее задание (7 мин).

Деятельность учителя:

  • Организует закрепление материала.
  • Проводит проверку полученных знаний.

Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания.

Затем меняются своими работами и оценивают друг друга.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин).

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение.

Учащиеся оценивают свое настроение.

VIII. Домашнее задание (2 мин).

Изучить параграф , ответить на вопросы в конце параграфа

По выбору:

  • Выполните модель растительной клетки;
  • Реши кроссворд.(Приложение 3)

Учебник В.В. Пасечник Биология. Изд.Просвещение. М:-2012г

Уроки биологии 5-6 классы. Под редакцией В.В.Пасечника. Москва “Просвещение” 2012г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: