Оценка тяжести состояния пациента и прогнозирование исхода. Первый экзамен: оценка по шкале Апгар Оценка состояния по шкале
Шкала Апгар для новорожденных
Шкала Апгар – это универсальная система быстрой оценки состояния новорожденного. Это самая первая проверка состояния здоровья ребенка, которую проводят в первые минуты его жизни: первая оценка по шкале Апгар определяется через 1 минуту после рождения, вторая – через 5 минут. Таким образом, оценка состоит из двух чисел (баллов), которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорожденного.
Система оценки по шкале Апгар позволяет врачу определить, нужна ли новорожденному специализированная медицинская помощь, реанимация, повышенное внимание или здоровью и жизни ребенка ничего не угрожает. Мамочке, по сути, эта оценка ничего не дает, ведь шкала Апгар предназначена для врачей. Но ведь каждая мама хочет знать все о состоянии здоровья своего ребенка и самостоятельно разобраться в том, что означают эти непонятные цифры. В данной статье поговорим о расшифровке шкалы Апгар – что это такое и что означает каждый конкретный результат, рассмотрим все примеры.
Данная шкала была введена в педиатрическую практику в далеком 1952 году. Разработчиком новой системы определения состояния новорожденных стала американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар, предложившая несколько критериев и систему баллов, которые выставляются врачом-неонатологом при осмотре ребенка. Система состоит из 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов. Сумма баллов от всех 5 критериев определяет состояние новорожденного в текущий момент и находится в диапазоне от 0 до 10 баллов.
Показатели шкалы Апгар
Система включает в себя 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов на первой и пятой минуте жизни ребенка. Чем больше баллов в сумме – тем лучше. Наилучший суммарный показатель – 9 и 10 баллов.
Для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар используются следующие показатели:
- Оценка работы сердца (пульс) – подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 6 секунд, затем умножают на 10 и получают пульс за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту. Оценка 2 балла ставится за результат более 100 ударов в минуту. Оценка 1 балл – менее 100 ударов в минуту (также оценивается необходимость проведения искусственной вентиляции легких). При отсутствии сердцебиения или единичных сердечных сокращениях – оценка 0.
- Оценка дыхания – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту. Громкий, пронзительный крик ребенка сразу после появления на свет – это 2 балла, замедленное дыхание и негромкий крик или стон после рождения – 1, отсутствие крика и дыхания – 0 баллов и экстренная медицинская помощь. При нерегулярном дыхании об оценке 9/9 или 9/10 говорить не приходится.
- Оценка мышечного тонуса – обычно дети после рождения активно размахивает ручками и ножками, получив свободу после тесной позы в мамином животике. Ребенок активно двигается – это 2 балла, слабые движения ручками и ножками – 1 балл, отсутствие движений – 0. В большинстве случаев за показатель мышечного тонуса новорожденные получают 2 балла.
- Оценка рефлексов – уже при рождении у ребенка возникают безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), но самые главные – это крик и вдох. Если малыш громко кричит, вырывается, чихает или даже кашляет – это 2 балла, плохо двигается и слабо реагирует на внешние раздражители – 1 балл, при отсутствии рефлексов – 0.
- Цвет кожного покрова – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.
Таблица шкалы Апгар
Результат оценки всех критериев суммируется и получается итоговый результат. Для упрощения результат оценки состояния новорожденного можно представить в виде таблицы.
Шкала Апгар для новорожденных
Шкала Апгар для новорожденных – это система для первой оценки здоровья новорожденного ребенка. Проводят такую оценку врачи в первые минуты жизни. Первая оценка по шкале Апгар выставляется на первой минуте после рождения. Вторая оценка выставляется через 5 минут. В итоге, оценка по шкале Апгар состоит из двух чисел, которые выставляет врач при осмотре новорожденного.
Оценка по шкале Апгар позволяет врачу определить – нужна ли специальная медицинская помощь новорожденному. Но кроме врача, маме также важно знать все о состоянии здоровья своего ребенка. В этой статье мы расскажем, как расшифровать шкалу Апгар, что обозначают баллы шкалы для новорожденных.
Система оценки состояния новорожденного представляет собой таблицу, в которую внесены пять основных критериев состояния здоровья с оцениванием каждого от 0 до 2 баллов. Сумма баллов по шкале Апгар может колебаться от 0 до 10 баллов. Давайте рассмотрим основные критерии шкалы Апгар.
Критерии шкалы Апгар
Основные критерии состояния и функционирования организма ребенка, по которым выставляются баллы:
- Работа сердца (ЧСС) – подсчитывают частоту сердечных сокращений за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту.
- Дыхание – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту, сопровождая пронзительным криком. При нерегулярном и замедленном дыхании, высокие баллы (9,10 баллов) не ставят.
- Мышечный тонус – оценивается по интенсивности двигательной активности новорожденного. Чем активнее новорожденный сучит ножками и ручками, тем больше балл по шкале Апгар.
- Рефлексы новорожденного – оценивается наличие безусловных рефлексов у новорожденного (сосательный, глотательный, хватательный и др.). Но главные рефлексы — это крик и вдох. Если ребенок громко кричит, чихает откашливается – это хорошо! Если ребенок присасывается к маминой груди и пальчики на ручках крепко сжаты в кулачки – это также очень хорошо! Есть и другие безусловные рефлексы, которые оценивает врач (подробнее читайте ЗДЕСЬ)
- Цвет кожи – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.
Шкала Апгар: таблица
Оценивается каждый критерий, баллы суммируются.
Баллы по шкале Апгар
Шкалу оценки первичного состояния новорожденных разработала американка, врач-анестезиолог Вирджиния Апгар. Шкала Апгар была введена в практику еще в 1952 году. С тех пор все новорожденные имеют свою личную оценку при рождении.
Естественно, чем больше баллов по шкале Апгар в сумме получил новорожденный, тем лучше. Наилучший суммарный показатель – 9 и 10 баллов. Как расшифровать баллы по шкале Апгар?
Расшифровка баллов по шкале Апгар
Как мы уже писали, оценка состояния ребенка по шкале Апгар проводится два раза: на первой и пятой минуте после рождения. Чаще всего вторая оценка бывает на 1-2 балла выше первой оценки. Это происходит потому, что ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям.
0 баллов по шкале Апгар
Если ребенку поставили 0 баллов, то ребенок родился мертвым.
1 балл, 2 балла по шкале Апгар
При оценке 1-2 балла, состояние ребенка расценивается как крайне тяжелое. Есть угроза жизни новорожденного.
3 балла по шкале Апгар
Состояние ребенка, оцененное через 5 минут в три балла – это критическое состояние. Малышу требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
4 балла по шкале Апгар
Если ребенку поставили при рождении оценку 4 балла , то состояние ребенка расценивается как тяжелое. За новорожденным необходим постоянный контроль со стороны врачей.
5 баллов по Апгар
Пять баллов – это показатель ниже среднего. За состоянием ребенка требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней. Медицинская помощь оказывается по ситуации осмотров.
6 баллов по Апгар
При показателях 6 и 7 баллов врачи проводят дополнительные контрольные осмотры каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений. В таком состоянии ребенку может понадобится помощь ребенку в любой момент (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).
7 баллов по Апгар
На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10.
8 баллов по шкале Апгар
Если ребенку поставили 8 баллов даже на 5-ой минуте — это считается предельной нормой и ребенка передают матери.
9 баллов по шкале Апгар
Девять баллов при рождении — очень хороший показатель. Вам не о чем беспокоиться, так как самочувствие ребенка отличное!
10 баллов по шкале Апгар
Показатель 10 баллов по Апгар на 1-ой минуте встречается крайне редко. Десять баллов по Апгар на пятой минуте говорят, что здоровье у ребенка идеальное!
10/10 баллов — на практике не встречается.
Таблица оценки новорожденных
Результаты по шкале Апгар
По данным таблицы можно сделать вывод:если ребенку на первой минуте рождения поставили по шкале Апгар 7, 8, 9, 10 баллов, а на на пятой минуте – 8, 9, 10 баллов, то это хорошо. При показателях 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10 баллов волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.
Результаты по шкале Апгар в 5/7, 6/7 и 7/7 баллов не являются показателем наличия у ребенка патологии. Такие баллы также не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Эти баллы говорят о наличие определенных проблем. Каких именно – об этом Вам расскажет врач. Кроме того баллы от 5 до 7 баллов требуют повышенного внимания к ребенку. Скорее всего, понадобится дополнительное обследование вашего ребенка.
Но, у недоношенных детей оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.
При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.
При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия. Чаще всего новорожденному требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 баллов по шкале Апгар.
Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства мамы и врачей. Но средняя оценка по шкале Апгар от 5 до 7 баллов не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра.
Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале. Однако не нужно тратить нервы, лучше займитесь уходом за своим малышом!
В будущем, эта оценка при правильном уходе на состояние здоровья ребенка никак не повлияет!
Оценка тяжести состояния пациента и прогнозирование исхода
Медицинский эксперт статьи
W. A. Knauss и соавт. (1981) разработали и внедрили систему классификации, основанную на оценке физиологических параметров APACHE (Acute Physiology and Chronic Health Evaluation), применимую к взрослым и старшим детям, которая предусматривает использование рутинных параметров в отделении интенсивной терапии и предназначена для оценки всех важнейших физиологических систем. Отличительной особенностью данной шкалы было то, что оценки, которые используют специфические параметры дисфункции органных систем, ограничены заболеваниями этих систем, в то время как оценка систем, которые могли бы иметь дать более обширную информацию о состоянии пациента, требует широкого инвазивного мониторинга.
Изначально шкала APACHE содержала 34 параметра, и результаты, получаемые в первые 24 ч, использовались для определения физиологического статуса в остром периоде. Параметры оценивались от 0 до 4 баллов, оценка состояния здоровья определялась от А (полное здоровье) до D (острая полиорганная недостаточность). Вероятный исход не определялся. В 1985 г., после пересмотра (APACHE II), в шкале осталось 12 основных параметров, определяющих основные процессы жизнедеятельности (Knaus W. A. et al., 1985). Кроме того, оказалось, что рад показателей, таких как концентрации глюкозы и альбумина в плазме, центральное венозное давление или диурез, мало значимы в оценке тяжести по шкале и больше отражают процесс лечения. Показатель шкалы Глазго был оценен от 0 до 12, а креатинин, сменивший мочевину, – от 0 до 8 баллов.
Прямое определение кислорода в артериальной крови стали осуществлять только при Fi02 менее 0,5. Остальные девять параметров не изменили своей оценки. Отдельно оценивается общее состояние здоровья. Причем больные без операции или с операцией по экстренным показаниям значительно реже оставались в живых по сравнению с плановыми больными. Суммарная оценка возраста и общего состояния здоровья не может превышать 71 балла, у лиц с оценкой до 30-34 баллов вероятность летального исхода значительно выше, чем у пациентов с большей оценкой.
В целом риск развития летального исхода варьировал при различных заболеваниях. Так, смертность у лиц с синдромом малого выброса выше, чем у пациентов с сепсисом, при одинаковой оценке по шкале. Оказалось возможным ввести коэффициенты, учитывающие эти изменения. В случае относительно благоприятного исхода коэффициент имеет большую отрицательную величину, а при неблагоприятном прогнозе этот коэффициент положителен. В случае патологии отдельного органа также имеет место определенный коэффициент.
Одним из главных ограничений шкалы APACHE И является то, что прогноз риска смертности основан на результатах лечения пациентов в ОРИТ, полученных за период с 1979 по 1982 г. Кроме того, изначально шкала не была предназначена для прогнозирования смерти для отдельного пациента и имела уровень погрешности приблизительно 15% при прогнозировании госпитальной смертности. Тем не менее некоторые исследователи применяли шкалу APACHE II для определения прогноза у каждого конкретного пациента.
Шкала APACHE II состоит из трех блоков:
- оценка острых физиологических изменений (acute physiology score-APS);
- оценка возраста;
- оценка хронических заболеваний.
Данные по блоку «Оценка острых физиологических изменений» собираются в течение первых 24 ч поступления пациента в ОРИТ. В таблицу вносится наиболее худший вариант оценки, полученный в течение этого временного промежутка.
[1], [2], [3]
Шкала оценки острых физиологических расстройств и хронических нарушений состояния
Acute Physiology and Chronic Health Evaluation II (APACHE II) (Knaus W. A., Draper E.A. et al., 1985)
Оценка острых физиологических изменений – Acute Physiology Score, APS
Ректальная температура, С
Среднее артериальное давление, мм рт. ст.
Оксигенация (А-а002или Ра02)
А-аD02 > 500 и РFiO2 > 0,5
А-аD0, 350-499 и Fi02 > 0,5
А-аD02 200-349 и Fi02 > 0,5
А-аD02 > 200 и Fi02 > 0,5
Ра02 > 70 и Fi02 > 0,5
Ра02 61-70 и Fi02 > 0,5
Ра02 55-60 и Fi02 > 0,5
Ра02 > 55 и Fi02 > 0,5
pH артериальной крови
Натрий сыворотки, ммоль/л
Калий сыворотки, ммоль/л
Креатинин, мг/100 мл
(мм3 х 1000 клеток)
Оценка по Глазго
3-15 баллов по Глазго
Примечание: оценка для креатинина сыворотки дублируется, если у пациента имеется острая почечная недостаточность (ОПН). Среднее артериальное давление = ((АД сист.) + (2 (АД диаст.))/3.
Если недоступны никакие данные газового анализа крови, то может использоваться бикарбонат сыворотки (авторы рекомендуют использовать этот показатель вместо артериального pH).
Оценка возраста пациента
Оценка сопутствующих хронических заболеваний
В анамнезе тяжелая органная недостаточность ИЛИ иммунодефицитное состояние
В анамнезе нет тяжелой органной недостаточности И иммунодефицитного состояния
Больные после экстренных операций
В анамнезе тяжелая органная недостаточность ИЛИ иммунодефицитное состояние
В анамнезе нет тяжелой органной недостаточности И иммунодефицитного состояния
Больные после плановых операций
В анамнезе тяжелая органная недостаточность ИЛИ иммунодефицитное состояние
В анамнезе нет тяжелой органной недостаточности и иммунодефицитного состояния
- Недостаточность органа (или системы) или иммунодефицитное состояние предшествовали текущей госпитализации.
- Иммунодефицитное состояние определяется, если: (1) пациент получал терапию, снижающую защитные силы (иммунодепрессивная
- терапия, химиотерапия, лучевая терапия, длительное получение стероидов или недолгое получение высоких доз стероидов), или (2) имеет болезни, подавляющие иммунную функцию, такие как злокачественная лимфома, лейкемия или СПИД.
- Печеночная недостаточность если: имеется цирроз печени, подтвержденный биопсией, портальная гипертензия, эпизоды кровотечений из верхних отделов пищеварительного тракта на фоне портальной гипертензии, предшествующие эпизоды печеночной недостаточности, комы или энцефалопатии.
- Сердечно-сосудистая недостаточность – IV класс по Нью-Йоркской классификации.
- Дыхательная недостаточность: если имеются ограничение дыхания из-за хронических рестриктивных, обструктивных или сосудистых заболеваний, документированная хроническая гипоксия, гиперкапния, вторичная полицитемия, тяжелая легочная гипертензия, зависимость от респиратора.
- Почечная недостаточность: если пациент находится на хроническом диализе.
- Оценка по APACH ЕII = (баллы по шкале острых физиологических изменений) + (баллы за возраст) + (баллы за хронические заболевания).
- Высокие оценки по шкале APACHE II связаны с высоким риском летальности в ОРИТ.
- Шкала не рекомендуется к использованию у пациентов с ожогами и после аортокоронарного шунтирования.
Недостатки шкалы APACHE II:
- Невозможность использования до 18 лет.
- Общее состояние здоровья должно оцениваться только у тяжелых больных, иначе добавление этого показателя ведет к переоценке.
- Отсутствует оценка до поступления в отделение интенсивной терапии, (появилась в шкале APACHE III).
- В случае смерти в первые 8 ч после поступления оценка данных не имеет смысла.
- У седатированных, интубированных больных оценка по шкале Глазго должна быть равна 15 (норма), в случае наличия неврологической патологии в анамнезе эта оценка может быть снижена.
- При частом повторном использовании шкала дает несколько более высокую оценку.
- Ряд диагностических категорий пропущена (преэклампсия, ожоги и другие состояния), коэффициент поврежденного органа не всегда дает точную картину состояния.
- При меньшем диагностическом коэффициенте оценка шкалы более значительна.
[4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]
В дальнейшем шкала была трансформирована в шкалу APACHE III
APACHE III была разработана в 1991 г. для расширения и совершенствования прогностических оценок APACHE II. База данных для создания шкалы была собрана за период с 1988 по 1990 г. и включила данные о 17 440 пациентах отделений реанимации и интенсивной терапии. В исследование вошли 42 отделения в 40 различных клиниках. В шкалу для улучшения оценки прогноза были добавлены мочевина, диурез, глюкоза, альбумин, билирубин. Добавлены параметры взаимодействия между различными переменными (креатинин сыворотки и диурез, pH и рС02). В шкале APACHE III большее внимание уделено состоянию иммунитета (Knaus W. A. et al., 1991).
Разработка APACHE III преследовала такие цели:
- Повторно оценить выборку и значимость отклонений, используя объективные статистические модели.
- Обновить и увеличить размер и репрезентативность рассматриваемых данных.
- Оценить отношение между результатами по шкале и временем нахождения пациента в отделении интенсивной терапии.
- Разграничить использования прогностических оценок для групп пациентов от прогноза летального исхода в каждом конкретном случае.
Система APACHE III имеет три основных преимущества. Первое – это то, что она может быть использована для оценки тяжести заболевания и пациентов группы риска в рамках одной диагностической категории (группы) или независимо выбранной группы пациентов. Это обусловлено тем, что нарастание значений по шкале коррелирует с возрастающим риском госпитальной смертности. Второе – шкала APACHE III используется для сравнения исходов у пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии при том, что диагностические и отборочные критерии схожи с использованными при разработке системы APACHE III. Третье – APACHE III может быть использования для прогнозирования результатов лечения.
APACHE III позволяет прогнозировать госпитальную смерт-ность для групп пациентов отделений реанимации путем соотношения характеристик пациентов в первый день пребывания в ОРИТ с 17 440 пациентами, первоначально вошедшими в базу (в период между 1988 и 1990 гг.) и 37 000 пациентов, поступивших в отделения реанимации на территории США, которые вошли в обновленную базу данных (1993 и 1996 гг.).
Шкала оценки острых физиологических расстройств и хронических нарушений состояния III
Acute Physiology and Chronic Health Evaluation III (APACHE III) (Knaus W. A. et al., 1991)
Оценка по шкале APACHE III состоит из оценок нескольких составляющих – возраста, хронических заболеваний, физиологического, кислотно-щелочного и неврологического состояния. Кроме того, дополнительно также учитываются оценки, отражающие состояние пациента на момент поступления в ОРИТ и категорию основного заболевания.
На основании оценки тяжести состояния рассчитывается риск вероятности смертельного исхода в больнице.
Оценка состояния пациента до поступления в ОРИТ
Оценка состояния до поступления в ОРИТ для пациентов терапевтического профиля
Первичное место госпитализации до поступления в ОРИТ
Что такое оценка по шкале Апгар?
Первую в жизни оценку ребенок получает отнюдь не в школе и даже не в детском саду – в момент рождения внимательные врачи выставляют ему соответствующее количество баллов по шкале Апгар, которые демонстрируют, насколько здоров и развит младенец. Полученные цифры крайне важны в первую очередь для медицинского персонала: именно по ним врачи ориентируются, нужно ли оказывать новорожденному первую помощь, требуется ли вспомогательная терапия либо реанимационные мероприятия, или же кроха полностью здоров и готов отправиться прямиком на ручки к новоиспеченной маме. Однако и родителям не повредит информация о том, как расшифровать загадочный показатель оценки по шкале Апгар и в каких случаях следует волноваться.
Что представляет собой показатель жизнеспособности новорожденного?
Первая оценка новорожденного, названная в честь Вирджинии Апгар, которая и предложила применять указанную шкалу на практике, была разработана и введена в медицинскую практику еще в 1952 году. С помощью этой характеристики врачи могли адекватно оценить динамику общего состояния младенца в первые минуты его жизни: в частности, сразу после рождения и спустя 5 минут. Впрочем, для недоношенных и маловесных детей показатель по шкале Апгар измерялся трижды: в момент появления на свет, спустя 5 минут и 2 часа после рождения.
Полученные суммарным путем цифры позволяют не только охарактеризовать жизнеспособность младенца, но и объективно оценить динамику его состояния, необходимость реанимационных мероприятий и последующей медицинской помощи. Впрочем, за последние десятилетия эта характеристика настолько прижилась в акушерстве и педиатрии, что сегодня без нее не обходится ни одна медицинская карта новорожденного: оценка по шкале Апгар, выставленная акушерами, подсказывает неврологу и педиатру ребенка, нуждается ли маленький пациент в повышенном внимании и более тщательном обследовании.
Шкала Апгар включает 5 жизненно важных характеристик:
- A, или appearance – характеризует оттенок кожи новорожденного,
- P, или pulse – свидетельствует о частоте и ритме сердечных сокращений,
- G, или grimace – демонстрирует состоятельность врожденных рефлексов,
- A, или activity – говорит о состоянии мышечного тонуса грудничка,
- R, или respiration – показывает степень развития дыхательной системы.
Каждый из этих показателей оценивается по шкале от 0 до 2, где 0 означает полное отсутствие или недоразвитие рассматриваемой характеристики, а 2 свидетельствует о полноценности функции согласно возрасту. Сложив каждый из полученных показателей, акушеры выставляют новорожденному оценку по шкале Апгар – соответственно, от 0 до 10. Оценка выставляется дважды, обе цифры разделяются знаком «/»: первая говорит о показателях на момент рождения, вторая – спустя 5 минут после родов.
Идеально, если полученные цифры варьируют в диапазоне от 7 до 10. Впрочем, получить «десятку» крайне сложно – в большинстве случаев врачи перестраховываются, стараясь осмотреть новорожденного максимально объективно и при малейшем подозрении «перебдеть». Показатели от 5 до 6 говорят о легких отклонениях на момент рождения, требующих оказания первой помощи. Оценка по шкале Апгар 3-4 свидетельствует о нарушениях средней тяжести, при которых проводится немедленная терапия. А цифры 0-2 требуют проведения неотложных реанимационных мероприятий.
Составляющие оценки по Апгар
Шкала, позволяющая акушерке быстро оценить состояние новорожденного, выглядит следующим образом:
Критерии для оценки по шкале Апгар