Формы психического отражения. Общее представление о психике. Психическое отражение Формы психического отражения
Понятие о психике и психическом отражении.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Центральная категория в этом определении – это активное отображение или отражение реальности.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отображение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное, избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует и зависит от субъективных особенностей. Можно определить психику как “субъективный образ объективного мира” – это наше представление или картина мира, соответственно которой мы чувствуем, принимаем решения и действуем.
Фундаментальное свойство психики – субъективность – определило интроспекцию как основной метод её исследования с древних времен до появления первых научно-исследовательских центров в конце 19 века. Интроспекция – это организованное по специальным правилам самонаблюдение.
В отечественной психологии, в основном, принят рационалистический способ познания, основанный на логике и опыте, который связывает психику с деятельностью головного мозга, развитие которого обусловлено эволюцией живой природы. Однако психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его – во внешнем пространстве и мире.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.) формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Следовательно, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих, как это показано на рис.3.
Рис.3. Структура психического отображения субъектом внешнего и внутреннего мира.
Функции психики.
Определение и понятие психики, проанализированное выше, дает представление о функциях психики или отвечает на вопрос – зачем субъекту психика.
Ещё В.Джемс, основоположник функционального подхода в психологии (предтечи бихевиоризма – науки о поведении) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и поэтому его отражает. Соответственно, к функциям психики можно отнести: 1) отражение, 2) адаптацию, необходимую для выживания и взаимодействия с окружающей средой – биологической, физической, социальной. Из определения психики видно, что она выполняет также 3) регулятивную функцию, то есть направляет и регулирует активность субъекта и управляет поведением. Для того, чтобы регулировать поведение адекватно условиям внешней и внутренней среды, то есть адаптивно, необходимо в этой среде ориентироваться. Следовательно, логично выделить и 4) ориентационную функцию психики.
Названные выше психические функции 5) обеспечивают целостность организма, что необходимо не только для выживания, но и для сохранения физического и психического здоровья субъекта.
Современные отечественные психологи расширяют перечень традиционно рассматриваемых функций психики. Так, В.Аллахвердов в своих работах уделяет большое внимание 6) когнитивной или познавательной функции психики и рассматривает психику как идеальную познающую систему. Один из известных российских методологов Б.Ломов, исходя из системного подхода, выделяет 7) коммуникативную функцию психики, так как психика субъекта возникает и развивается во взаимодействии с другими, то есть она включена компонентом в другие системы (индивид внутри группы и т.д.).
Я.Пономарев обратил внимание на то, что поведение человека бывает неадаптивным, (например, творческое поведение – где человек при реализации своих идей иногда поступает вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения). Соответственно, им была добавлена 8) функция творческой активности, которая ведёт человека к созданию новой реальности, выходящей за рамки уже существующего.
Думается, что это неполный перечень функций психики, то есть того, зачем и для чего она нужна индивиду, личности и субъекту деятельности. Психологическая наука ждёт новых открытий на пути исследования психических явлений.
ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
Индивид –единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.Индивидом от рождения является любая индивидуальная особь животных или человека.
Субъект–индивид как носитель активности. Субъектом активности может быть и животное, и человек (см. Активность). В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).
Человек – живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.
Активность – всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром, т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности. У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности, у человека – в форме деятельности.
Поведение –свойственное живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, система отличающаяся целенаправленным характером последовательных действий, благодаря которым организм осуществляет практический контакт с природой. Попытки научного объяснения П. в разное время опирались на механистический детерминизм (по аналогии с взаимодействием физических тел) и на биологический детерминизм (Ч. Дарвин, И.П. Павлов). Бихевиоризм ограничил П. совокупностью лишь внешне наблюдаемых двигательных реакций в ответ на внешние стимулы, и тем самым противопоставил П., доступное внешнему наблюдению, сознанию, т.к. по мнению бихевиористов, интроспективные методы познания являются недостоверными и необъективными. Такая позиция бихевиоризма привела к тому, что целостная активность живых существ была разъединена на внешнюю (двигательную) и внутреннюю (психическую), которые соответственно стали изучаться и различными методами. Поэтому в современной психологии под поведением довольно часто понимают ту активность живых существ (включающую также и моменты неподвижности), которую можно наблюдать извне, а для обозначения целостной активности живых существ в единстве ее внешних и внутренних компонентов используются термины «деятельность» (у человека) и «жизнедеятельность» (А.Н.Леонтьев).
Отражение– философская категория, обозначающая всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объекта (отражающего) воспроизводить в собственных характеристиках и в с соответствии со своей природой свойства другого объекта (отражаемого). Отражение возникает только в результате взаимодействия между объектами. Характер отражения зависит от уровня организации материи, поэтому оно качественно различается в неорганической и органической природе. На уровне организма отражение может выступать в форме раздражимости (как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям стимула) и чувствительности (как способности иметь ощущения – первичные психические образы среды, возникающие в процессе адекватной экологическому своеобразию данного организма и его потребностям активности и служащие целям регуляции этой активности).
Раздражимость —(англ. irritability) — Элеменатрная допсихическая форма отражения, свойственная всем живым системам. Выражается в способности живых систем (организмов) реагировать на биологически значимые внешние воздействия определенными функциональными и структурными изменениями. Проявляется по-разному, в зависимости от сложности живой системы. Охватывает широкий круг явлений (диффузные реакции протоплазмы у простейших живых существ, фототропизмы, хемотропизмы, механотропизмы, сложные, высокоспециализированных реакций организма человека). Эти изменения в живой системе и составляют суть допсихического отражения – раздражимости (синоним – возбудимость).
Комментарии. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности,т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение.
Леонтьев выделил основные стадии развития психики (чувствительности) в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского,показал общественно-историческую специфику развития психики человека (переход к сознанию).
Чувствительность(англ. sensitivity) – способность к элементарной форме психического отражения — ощущению.Именно с чувствительности, согласно гипотезе А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца,начинается развитие психики в филогенезе.В отличие от раздражимости в понятии «Чувствительность» используется критерий сигнальности: чувствительность — отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Чувствительность позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения чувствительности. требуются специальные органы (рецепторы),которые реагируют на биологически незначимые воздействия.
Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активномотражении субъектом окружающего мира. На основе возникающей в ходе такого отражения субъективнойкартины мира осуществляется саморегуляция поведения. Психика свойственна живым существам, обладающим чувствительностью (в отличие от раздражимости, А.Н.Леонтьев). Высшим животным (некоторым из млекопитающих) свойственны предпосылки идеальной формы психического отражения. Но только у человека психика может выступать в своей высшей форме – в форме сознания.
Сенсорная психика– простейшая из форм психического отражения (элементарная чувствительность), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении отдельных свойств объективной действительности. Для животных, обладающих сенсорной психикой, характерны инстинктивные формы поведения – жестко запрограммированные реакции на отдельные свойства окружающей среды. Сенсорная психика аналогична психическому процессу ощущения у человека. Однако у человека ощущения имеют культурно-историческую специфику, обладают свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции).
Перцептивная психика — вторая по сложности форма психического отражения (чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, т.е. в форме образов. Эта стадия развития психики позволяет осуществлять субъекту предметное восприятие. Для животных, способных отражать в форме образов характерны навыки, т.е. формы поведения, которые приобретаются в индивидуальном опыте в ходе упражнения (в отличие от инстинктов). Перцептивная психика аналогична психическому процессу восприятия у человека. Однако у человека восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции).
Интеллект (практический) –свойственная высшим млекопитающим форма психического отражения(чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в их связях и отношениях (отражение межпредметных связей) Для живых существ, обладающих этой формой психики, характерны сложные формы поведения, обеспечивающие большие возможности приспособления и переноса навыков на новые условия. Эта форма психики аналогична психическому процессу мышления у человека. Однако у человека восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции).
Сознание– высшая, свойственная только человеку форма психического отражения и саморегуляции. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте, которые предвосхищают и регулируют деятельность человека. Сознание позволяет человеку отражать объекты и явления действительности в их объективных и устойчивых свойствах, а также свое субъективное отношение к ним («я» и «не-я»). По своему происхождению сознание социально и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение опосредовано языком и произвольно. Структуру сознания составляют: чувственная ткань сознания, система значений и система личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). Сознание обеспечивает возможность объективного познания и произвольного преобразования окружающей действительности благодаря тому, что оно составляет внутренний план человеческой деятельности.
Психическое отражение. Особенности психического отражения
Сегодня вряд ли можно отрицать, что вместе с законами материального мира существует и так называемый тонкий план. Ментальный уровень тесно связан с энергетической структурой человека, именно поэтому у нас имеются индивидуальные чувства, мысли, желания, настроения. Вся эмоциональная сфера личности подчинена законам психики и полностью зависит от ее слаженной работы.
Человек со здоровой душевной организацией чувствует себя счастливым и быстро восстанавливает внутреннее равновесие. Он стремится к самореализации, у него достаточно сил для новых свершений и задумок. Тот, у кого недостает энергии на деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, подчас имеет слабую психику, и его часто посещает чувство уязвимости, незащищенности перед жизнью, которая то и дело подбрасывает ему новые испытания. Уверенность в себе во многом зависит от психических процессов и эмоциональной сферы.
Психика – удивительная и загадочная система, позволяющая ему взаимодействовать с окружающей реальностью. Внутренний мир человека представляет собой чрезвычайно тонкую нематериальную субстанцию, которую нельзя измерить законами вещественного мира. Каждый человек уникален, каждый мыслит и чувствует индивидуально. Данная статья рассматривает процессы психического отражения и их связь с внутренним миром личности. Материал будет полезен всем читателям для формирования общих представлений о психике человека.
Определение
Психическое отражение – это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.
Особенности процесса
Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.
Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.
Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.
Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.
Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.
Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.
Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.
Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.
Формы психического отражения
Традиционно принято выделять несколько направлений:
1. Сенсорная форма. На данном этапе происходит отражение отдельных раздражителей, связанных с органами чувств.
2. Перцептивная форма. Отображается в бессознательном стремлении личности полностью отражать систему раздражителей в целом.
3. Интеллектуальная форма. Выражается в возникновении отражения связей между предметами.
Уровни психического отражения
В современной психологической науке выделяют несколько значимых ступеней данного процесса. Все они являются необходимыми, ни одно нельзя отвергнуть или отбросить.
Сенсорно-перцептивный уровень
Первый уровень тесно связан с чувствами человека, он является основным, на котором позднее начинают строится другие. Этот этап характеризуется постоянством и трансформацией, то есть он постепенно претерпевает изменения.
Уровень представлений
Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.
Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.
Вербально-логический уровень
Данный уровень характеризуется наличием речемыслительного процесса. Известно, что способность человека говорить тесно связана с мышлением, а также с остальными познавательными процессами. Необходимо признать, что отражение на уровне понятий способствует развитию рационального познания. Здесь формируются уже не просто представления о каких-то явлениях или объектах, а возникают целые системы, позволяющие выстраивать предметные связи и отношения. В процессе понятийного мышления язык выступает основной знаковой системой, которая активно используется для установления и поддержания контакта между людьми.
Высшая форма психического отражения – это, безусловно, сознание человека. Именно от степени его развития, а также мотивации зависит то, сможет ли личность самостоятельно двигаться по жизни, предпринимать активные шаги по достижению своих желаний, целенаправленно действовать.
Лекция №1.2. Общие представления о психике.
Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, – его душу, сложный и уникальный внутренний мир. Достаточно трудно установить объективный характер явлений, изучаемых психологией, так как, например, изучается не физический объект, а его образ; не событие, которое принято считать «реальным», а его восприятие субъектом или воспоминание о нем. Такие феномены называют психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.).
По причине существования множества направлений и течений в психологии в настоящее время отсутствует единое определение психики как предмета психологического исследования. Существуют философские, биологические, физиологические трактовки психики.
В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик.
Согласно принятой в отечественной психологии концепции А.Н. Леонтьева, объективным критерием появления зачатков психики у живых организмов служит наличие у них способности реагировать на биологически нейтральные воздействия.
Структура психических явлений.
Каждый из нас постигает мир, опираясь на информацию, которую обеспечивают нам пять классических органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Правда, существует немало претендентов на роль шестого (седьмого, восьмого и далее) чувства; основной из них — КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ощущения (ощущения движения и положения собственного тела, а также мышечных усилий). Образ мира, возникающий у человека на основе наших ощущений, кажется естественным, понятным и единственно возможным. И почти такой же — единственно возможной, устоявшейся и монументальной — может показаться психология восприятия — классический объект интересов научной психологии в течение уже более ста лет, с самого ее рождения.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что основными формами проявления психики являются:
1. Психические процессы (функции) – акты психической деятельности, имеющие свой объект отражения и свою регулирующую функцию. Это – ощущения, восприятия, представление, память, мышление, воображение и др., которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, проткать более или менее долго.
2. Психические состояния – текущее своеобразие психической деятельности, обусловленное содержанием деятельности и его личностной значимостью. Они протекают длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на психическое состояние обращали внимание только патопсихологии
3. Психические свойства – наиболее устойчивые характеристики психической организации человека, сохраняющиеся на протяжении длительных периодов или всей жизни, хотя способны видоизменяться в результате биологического развития человека в течение всей жизни. Иногда это происходит в результате заболевания, но чаще под влияние социальных условий, прежде всего воспитания и самовоспитания.
Схема структуры психических явлений.
Психология познания.
Познание – это высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. Это интегральное свойство психики и целостный процесс, в организации которого выделяют следующие уровни: чувственное познание; мышление; теоретическое и эмпирическое познание.
Познание осуществляется в ходе индивидуальной и совместной деятельности людей, в процессе их социального взаимодействия и общения. Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Благодаря памяти обеспечивается организация и хранение информации, полученной с помощью таких психических процессов как ощущение и восприятие С помощью внимания процессы психического отражения становятся предметны, избирательны и направлены.
Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий – возможно благодаря процессам воображения.
Наряду с сенсорной и перцептивной информацией, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях окружающей действительности. Данные знания не могут быть получены посредством органов чувств, путем исключительно чувственного познания – все это открывается человеку благодаря особому когнитивному процессу – мышлению.
Речь – одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность. Речь связана со всеми психическими процессами. Речью обладает только человек, т.к. только с ее помощью можно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту. Человек, воспринимая и познавая мир, не может оставаться отстраненным наблюдателем – даже в простейших познавательных актах присутствует элемент эмоциональной оценки происходящего. Способность человека активно организовывать и направлять собственную психическую деятельность, осуществлять выбор одного из равновозможных вариантов поведения (решения) осуществляется благодаря психическому процессу – воле.