Как проходили съемки фильма «Белый Бим Черное ухо. «Белый Бим Черное ухо» главные герои Такие разные люди
Как снимали фильм «Белый Бим Черное ухо» (10 фото + 1 видео)
Над этим фильмом плакало не одно поколение зрителей, а книгу, по которой он был поставлен, до сих пор рекомендуют школьникам в числе обязательных к прочтению. За кадром осталось много интересных моментов – еще один фильм можно было бы снять о судьбе
Повесть «Белый Бим Черное ухо» стала самым известным произведением писателя Гавриила Троепольского. Впервые ее напечатали в 1971 г. в журнале «Наш современник», а через 3 года ее взялся экранизировать известный режиссер Станислав Ростоцкий. В главной роли он видел исключительно Вячеслава Тихонова, однако на тот момент он был занят в съемках другого проекта, и режиссеру пришлось ждать, пока он освободится. Тихонов сразу же согласился сыграть эту роль – ему уже тогда порядком надоел образ разведчика Штирлица, с которым все его ассоциировали. Но на протяжении трех лет постоянно возникали какие-то препятствия, которые мешали Ростоцкому приступить к съемкам. Целый год ушел на то, чтобы выбить у начальства деньги на дорогую иностранную пленку – иначе бы пришлось снимать под ослепительным и жарким светом софитов. И если актеры привыкли к таким условиям, собаку нельзя было обречь на такие мучения.
Больше всего проблем возникло с поиском «актера» на главную роль – нужно было не только подобрать собаку той же породы (шотландского сеттера), но и найти среди них ту, которая смогла бы справиться со всеми задачами на съемочной площадке. В итоге в фильме снялись две собаки – главным героем стал английский сеттер Стив, или Степка, а его «дублером» был Денди, который снялся всего в одной сцене – там, где лапа Бима застряла в железнодорожной стрелке.
В состав съемочной группы входил профессиональный дрессировщик, кинолог Виктор Сомов. Он очень высоко оценил работу Степки, о котором все говорили, будто он сам прочитал сценарий и всегда знал, что нужно делать в той или иной сцене. Вячеслав Тихонов рассказывал: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».
Учитывая то, что главным героем был четвероногий актер, многие сцены снимали без репетиций или же репетировали без Степки, а сцену снимали вместе с ним. А для того, чтобы собака показывала нужные «эмоции», с ней иногда поступали достаточно жестоко. Когда ее хозяина по сценарию забирала «скорая», пес должен был смотреть ему вслед с тоской и любовью, но «сыграть» это абсолютно невозможно. И после того, как Тихонов много дней подряд гулял со Степкой, и тот к нему уже привык, им несколько дней не разрешали видеться. Потом сцену отрепетировали без собаки, а в момент съемок Степку выпустили на съемочную площадку. И он вел себя так, будто действительно прощался с любимым хозяином.
Кинолог Виктор Сомов рассказывал: «Дело в том, что собаки не могут играть или что-то изображать. Они всегда правдивы в своих чувствах и поступках. Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил своего хозяина – артиста Вячеслава Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте… Затем на короткое время их разлучили, и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как второго дубля получить было невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране».
Зрители настолько поверили этой истории, что многих актеров долгое время отождествляли с их героями. Больше всего не повезло актрисе Валентине Владимировой, сыгравшей безымянную героиню (ее называли в фильме просто «теткой»). По сценарию она была злой соседкой хозяина Бима, которая буквально довела его до гибели. Актриса сетовала: «После этого фильма со мной даже соседи перестали здороваться… Никто не думал, что фильм станет кассовым. И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки». Однажды, когда герои фильма встречались со школьниками, ученики даже отказались с ней общаться.
Фильм действительно пользовался невероятным успехом у зрителей. В год выхода его признали лучшим фильмом года, согласно опросу читателей журнала «Советский экран», а в 1978 г. номинировали на «Оскар». Говорят, когда американцы смотрели картину, в сцене на железнодорожных путях они аплодировали стоя. Фильм получил главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах, а позже режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и актер Вячеслав Тихонов были удостоены Ленинской премии. А спустя еще 20 лет, в 1998 г. в родном городе писателя Троепольского – Воронеже – бел установлен памятник легендарному Биму.
К сожалению, судьба Степки сложилась трагически. Его хозяин часто отдавал своего пса «в аренду» на киностудию, а сам исчезал. За полтора года съемок в фильме «Белый Бим Черное ухо» он ни разу не навестил своего питомца. Собака так тосковала по своему хозяину, что едва не сорвала съемки. Но после их завершения эта история повторялась еще не раз. Говорят, в результате сердце пса не выдержало, и он умер, не выдержав очередной разлуки.
В 1998 году в Воронеже, родном городе Троепольского, перед входом в местный Театр Кукол Биму был установлен памятник.
Источник: www.youtube.com
Что случилось с собакой из к/ф “Белый Бим – черное ухо” после съемок фильма
“Белый Бим – Чёрное ухо” очень трогательный советский фильм. Навряд-ли при просмотре этой картины, вы не пустите слезу. В этой статье, мы бы хотели вам рассказать, о том, что случилось с собакой после съемок фильма.
Настоящее имя собаки, которая показана нам в фильме – Стив , но на съемочной площадке его называли русским именем – Степа.
Чтобы не было путаницы в этой статье, и мы будем называть его – Степкой.
Режиссер фильма – Станислав Ростоцкий, долгое время не мог найти подходящую собаку для картины. Собака должна была быть точно такой же, как это и описывалось в книге Гавриилы Троепольского – “ шотландский сеттер, с уникальным окрасом ”, при этом собака должна была быть натренированной, для того чтобы, все действия она выполняла строго по сценарию. Конечно, такую ценность для съемочной площадки было невозможно найти, поэтому “ шотландского сеттера ” заменили на “ английского сеттера ”. Чтобы вы понимали разницу в породах, показываем вам фото для сравнения:
Объявился человек, который предложил сдавать своего пса в аренду. Степка очень подходил для главной роли, поэтому Станислав Ростоцкий не задумываясь, согласился его взять. Как только хозяин Степки вышел из киностудии, пес лег и тоскливо смотрел в пол – не выполняя никаких команд съемочной группы. Хозяин собаки больше никогда не возвращался на студию, поэтому Степа стал лучшим другом для всей съемочной команды.
Вячеслав Тихонов, который сыграл главную роль в фильме, начал проводить со Степкой очень много времени. Они часто гуляли вместе и даже ездили на охоту – так они сблизились, и Степа начал относиться к актеру как к своему хозяину, забыв про предательство своего прошлого хозяина. Степка умел выполнять многие команды, но даже при этом, каждый день с собакой работал дрессировщик. Станислав Ростоцкий говорил, что Степа вел себя как настоящий актер, как будто он наизусть знает весь сценарий. Однако, далеко не все кадры были сняты по щелчку пальцев. Помните сцену, где Ивана Ивановича увозят в больницу? Для того, чтобы Степа по-настоящему показал свою тоску, его разлучили с Вячеславом Тихоновым на несколько дней. Актер пришел на съемочную площадку и Степа начал на него радостно прыгать, сразу после этого началась съемка сцены, где хозяина Бима увозят и Степа сыграл свои эмоции по-настоящему, считая, что опять расстается с хозяином.
После съемок фильма, хозяин Степы так и не объявился. Съемочная группа начала решать, что они будут делать с собакой, и актер Вячеслав Тихонов решил взять её к себе домой. Актер прожил со Степой не очень долго, ему пришлось по каким-то своим причинам избавляться от лучшего друга. В первую очередь, Вячеслав Тихонов обратился к дрессировщику, который тренировал Степу каждый съемочный день и дрессировщик с радостью согласился забрать собаку себе. Степа начал мало есть, постоянно смотрел в окно, тоскуя по своему второму хозяину и уже через неделю после переезда в новый дом – ушел из жизни. Ветеринары посчитали, что причиной послужил стресс собаки, и плюсом ко всему сыграла старость пса. Если подумать, Степка не играл роль в фильме “ Белый Бим – Черное ухо ” , в кадре он был самим собой, и ему снова приходилось испытывать то, что он, когда то уже переживал. Берегите наших пушистых друзей – у них тоже есть чувства.
Вы поможете развитию нашего канала, поддержав нас лайком к статье. Спасибо за внимание.
Как проходили съемки фильма «Белый Бим Черное ухо»
29 ноября 1905 года родился советский писатель Гавриил Николаевич Троепольский. Пожалуй, самым известным его произведением стала повесть «Белый Бим Черное ухо», которая сейчас входит в число обязательных к изучению книг по литературе. Повесть была напечатана в 1971 году в журнале «Наш современник», а в 1977 году вышел фильм «Белый Бим Черное ухо» режиссера Станислава Ростоцкого. Мы расскажем, как проходили съемки этой картины.
Главный герой фильма – это одинокий пенсионер-фронтовик, увлеченный охотой писатель и журналист Иван Иванович. Однажды у своего приятеля он покупает щенка шотландского сеттера, которого называет Бим. Владелец хотел сначала усыпить щенка, потому что он родился не таким, как должны быть собаки его породы. Бим был не иссиня-черным с рыжими подпалинами, как положено, а белым с черными ушами. Собака имела прекрасный нюх и легко поддавалась дрессировке, она была прекрасным охотником и другом. Со своим хозяином Бим жил счастливо до тех пор, пока Ивана Ивановича не стал беспокоить оставшийся в его груди осколок немецкого снаряда. Как-то раз Ивану Ивановичу стало совсем плохо, и врачи скорой помощи увезли его в больницу. Оставшись один, Бим отправился на поиски хозяина. На своем пути ему предстояло встретить самых разных людей – хороших и плохих, сочувствующих ему и тех, кто возненавидел его с первого взгляда, желавших помочь и видевших в нем только источник разных бед и потому стремившихся уничтожить его.
Съемки фильма проходили в Калуге . Режиссер Станислав Ростоцкий в главной роли Ивана Ивановича, хозяина Бима видел только актера Вячеслава Тихонова . Но он был занят в другой картине «Семнадцать мгновений весны». Поэтому пришлось ждать пока Тихонов освободиться. Ростоцкому в общей сложности на протяжении трех лет что-то мешало приступить к съемкам. Услышав про роль, Вячеслав Тихонов сразу же согласился. К тому времени ему уже порядком надоел образ штандартенфюрера Отто Штирлица .
Роль Бима сыграли сразу две собаки. В книге собака описана как шотландский сеттер, родившийся «с браком», неправильным окрасом – вместо иссиня – черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Для фильма такую собаку предложили заменить шотландскими сеттерами, подходящего окраса. Первую собаку звали Степка. Вторую – Денди. Денди был дублером и снялся всего в одной сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и отчаянно смотрит на огни мчащегося на него поезда. А вот про Степку режиссер говорил, что «…он настолько умен, что, кажется, читает сценарий». В состав съемочной группы вошел эксперт-кинолог республиканской категории, дрессировщик охотничьих собак Виктор Сомов.
А вот как отзывался о работе с собаками Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».
В работе со Степкой было сразу несколько сложных эпизодов, многие их которых снимали сразу без репетиций. К примеру, когда у Ивана Ивановича случается сердечный приступ и его забирают из квартиры врачи скорой помощи. Было необходимо, чтобы Бим в этой сцене проявил истинную любовь к главному герою. Но привязать, влюбить насильно в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Вот поэтому Тихонову приходилось много гулять с Бимом. Затем на короткое время их разлучили, и Бима на прогулку не брали. И, когда наступил момент съемки этого эпизода, а снимать нужно было с одного дубля, то вот тут-то и выпустили Бима. Сцену репетировали без собаки, и когда все было готово, ее впустили.
Очень интересно о работе в фильме «Белый Бим Черное ухо» говорит актриса Валентина Владимирова , у героини которой в фильме даже нет имени, ее называют просто «теткой». Она сыграла соседку Ивана Ивановича, которая буквально довела Бима до гибели. «После этого фильма со мной даже соседи перестали здороваться», – вспоминает актриса. Валентине Владимировой приходило много писем со всего Советского Союза, в которых люди спрашивали, почему женщина так сильно ненавидит собак. «Никто не думал, что фильм станет кассовым, – рассказывала актриса. – И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки». Был случай, когда актриса пришла в школу на урок, то ученики наотрез отказались с ней встречаться.
В год выхода картины ее посмотрели более 23 миллионов зрителей. Фильм «Белый Бим Черное ухо» был назван лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».
В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Когда американца смотрели ленту, то в сцене на железнодорожных путях, где как раз снялся дублер Степки – Денди, они аплодировали стоя.
Позже картина взяла призы на Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 1980 году создатели ленты – режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов – были удостоены Ленинской премии.
В 1998 году в Воронеже , родном городе Троепольского, перед входом в местный Театр Кукол Биму был установлен памятник.
Читайте также
Евгения Добровольская назвала новую “Чайку” на сцене МХТ им.Чехова студенческим спектаклем, в котором много недоделок
Народная артистка РФ раскритиковала постановку литовского режиссера Оскараса Коршуноваса
Настоящая жесть о деревянном человечке
Наш корреспондент – о страшном фильме “Пиноккио”, на который лучше не водить детей
Дарья Мороз и Паулина Андреева вышли на подиум в чеховской пьесе
В МХТ им. Чехова в Москве прошла премьера спектакля «Чайка» в постановке режиссера Оскараса Коршуноваса
Мария Миронова вручила 100 тысяч рублей уникальному актеру, побывавшему в немецком плену и в шести концлагерях
Благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист» наградил лауреатов премии «Признание»
Евгений Миронов назвал себя наглым во время вручения премии Чарли Чаплина
Худрук Театра Наций стал первым российским лауреатом престижной международной награды
Умер художник, нарисовавший хоббита в виде Евгения Леонова
Михаил Беломлинский делал героями детских книг своих любимых актеров
Харви Вайнштейна приговорили к 23 годам тюрьмы за сексуальное насилие
Известного продюсера обвиняют в сексуальном насилии около 30 голливудских актрис
Мадс Миккелсен уж отморозил пальчик
В Анадыре открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Григория Горина друзья в шутку называли «везунком»
80 лет со дня рождения писателя-сатирика, потрясающего драматурга, автора сценария к фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» и многим другим
На сцену Метрополитен-оперы поднялись сразу три россиянина
Оперой «Летучий голландец» дирижировал Валерий Гергиев
А все-таки “Магомаев” или “Синявская”?
Наш обозреватель Сергей Селедкин – о премьере нового сериала
Владимир Спиваков подарил Дому музыки коллекцию картин и открыл новый зал
Первыми площадку опробовали «Виртуозы Москвы»
Михаил Булгаков: Есть один приличный вид смерти – от огнестрельного оружия
80 лет назад скончался самый выдающийся писатель советской эры
«Парней жалко!»: актриса Лукерья Ильяшенко в Самаре рассказала о новой роли любовницы, реальности, диетах и котах
Самарская актриса исполнила одну из основных ролей в новом фильме «Очень женские истории» и в преддверии премьеры поделилась, какое отражение в нем нашла ее собственная жизнь
Главный приз кинофестиваля «Дух огня» достался «Преступному человеку»
В Ханты-Мансийске закрылся Международный фестиваль кинематографических дебютов
Возрастная категория сайта 18+
“Белый Бим черное ухо”. Реальная история одного пса.
Английскому сеттеру Стиву (по-простому Степе), сыгравшему Бима, в жизни выпало больше страданий, чем любви и славы. Во время съемок фильма хозяин в очередной раз сдал пса в аренду киностудии и ни разу за полтора года съемок его не навестил. По большому счету Степе повезло, что хотя бы в это время он был окружен вниманием и заботой. Актеры и работники площадки баловали отчаянно тоскующего без хозяина сеттера и подкармливали всякими вкусностями, а Вячеслав Тихонов настолько вошел в роль, что смог стать псу настоящим другом — гулял с ним, разговаривал, даже брал с собой на охоту.
Степа справлялся со всеми трюками, но когда дело дошло до съемки самых душещипательных сцен… По сценарию в одном из эпизодов хозяина Бима — писателя Иванова — увозит скорая помощь, а поникший Бим провожает его преданными глазами. Хотя пес на собственной шкуре испытал, что такое тосковать по хозяину, показать это перед камерой он не мог — собака не умеет притворяться, играть чувства. Степу и Тихонова, много времени проводивших вместе, пришлось разлучить на время: только соскучившись по актеру, пес смог сыграть требуемое — сняли с одного дубля!
Съемки закончились, Степа уехал домой. Ходили слухи, что он так и переходил из рук в руки, отдаваемый в аренду режиссерам и охотникам, и однажды умер, не вынеся больше разлук. Полюбившийся тысячам телезрителей, пес так и не смог завоевать любовь своего хозяина.
Как я ненавидела эту бабу, которая вызвала отлов животных. И сейчас ненавижу.
а я так и не досмотрела. Фильм хороший, но не могу я его еще раз посмотреть.
Я вторую серию не могу смотреть..
Смотрел этот фильм в детстве, рыдал в конце просто. Потом книжку прочитал, тоже тяжело но не так как фильм. Все таки это гениально, если заставляет плакать по такому, по сути банальному, сюжету.
В Википедии пишут, что он очень быстро умер.
Поскольку окрас Бима не соответствует окрасу его породы, в фильме в его роли снялся английский сеттер Стив (он же Стёпа) и его дублёр Денди. Напряженный ритм съемок подорвал здоровье Стива, и через несколько месяцев он скончался от сердечной недостаточности. С собаками работал кинолог В. Сомов.
и опять эти чертовы ниндзя со своим чертовым луком.
Есть ли где-то в интернетах этот фильм с английскими субтитрами или с переводом? Поделитесь, ссылочкой чтобы показать зарубежным товарищам
ОЧЕНЬ ФИЛЬМ ТРОГАТЕЛЬНЫЙ!!
посмотрела тоже в детстве. висит сейчас в закладках. не могу. просто не могу. но автору за этот пост спасибо, не знала, что там и правда пес был брошенный своим хозяином.
Боюсь смотреть этот фильм. Реально боюсь.
крутейший фильм – смотрел в глубоком детстве . и там (на афише слева) есть поезд ЭР-200 . а вот почему он там убей не помню.. напомните братья пикабутяне.
да это я помню . а что это эр-200 на него ехал?
Алиса и семечки
На три вещи можно смотреть бесконечно, как горит огонь, как течёт вода и как Алиса делает омномном.
П. С. Товарищи, видео не моё, а честно скомуниздино и использовано для блага общества. Пожалуйста, не пугайте меня подписками, у меня очень слабая нервная система. Я не выдержу такой ответственности.
Нинзя с луком вернулись
Когда фонд кино рыдает
Советую посмотреть фильм “Того”
Многие слышали про Балто, но какой процент людей знает о Того? Сибирском хаски, участвовавшим в гонке милосердия 1925 года, устроенной ради спасения жителей города Ном от дифтерии на Аляске. На момент гонки собаке было 12 лет.
Создатели фильма, решившие хотя бы немного исправить досадное положении малоизвестности пса, создали фильм на основе его биографии. Получилась красивая картина, наполненная кадрами живописных мест, приятными саундтреками, а также весёлыми и грустными моментами, где сквозной нитью проходит мысль о важности дружбы и доброго отношения к другим. В общем, в лучших традициях семейного кино.
Главные роли исполнили Уильям Дефо и Джулианна Николсон. Дефо сыграл каюру Леонарда Сеппалу, владельца Того и собачьей упряжки, преодолевшей в кратчайшие сроки наибольшее расстояние до противодифтерийной сыворотки. Джулианна же сыграла его жену, Констанцию, повлиявшую на их дружбу с Того.
Фильм вышел 20 декабря 2019 на Disney+, жанры: исторический, драма, приключения.
Если Вы хотите посмотреть добрый и уютный фильм, вот чтобы “как в детстве”, настоятельно рекомендую Вам “Того”.
Один Хот-Дог, будьте добры
Эмма Стоун в образе Круэллы Де Виль
Кадр из фильма мышинной студии “Стервелла”(2020).
Семейный вечер
Видео взято из сети.
Это лучшая сцена превращения в оборотня, что я видел
Хороший мальчик помогает снимать кино
Как защитить собаку от безответственных хозяев?
Здравствуйте, пикабушники. Нужен совет.
Неделю назад мы подобрали пса, шотландского сеттера (не чистопородного, с белым пятном), который бегал в нашем дворе. Пёс выглядел неухоженным, с жуткими колтунами на ухе. Жители нашего и соседних домов уже давно замечали его на улице. Даже были объявления в “собачьей” группе вконтакте, что на такой-то улице бегает бездомный шотландский сеттер.
Мы, конечно, стали искать хозяев, разместили объявления в интернете, собирались ещё распечатать и расклеить на улице. Нам неожиданно прислали ссылку на объявление, опубликованное пару месяцев назад – хозяева отдавали “в добрые руки” пса, по фотографиям очень похожего, из-за того что у них “нет времени с ним заниматься”. Пёс радостно откликнулся на указанную кличку. В общем, методом дедукции мы предположили, что хозяева не нашли “добрых рук” для собаки и просто отпустили зверя на улицу.
Пса, тем временем, отмыли (очень помогла соседка, специалист по груммингу и дрессировке), кормили хорошим кормом, трижды в день выводили гулять. Привязались к нему, настроились на то, чтобы оставить у себя.И тут начинается интересное. Написала женщина, представилась подругой хозяина, сообщила, что он готов в любой момент забрать собаку. Дала номер телефона парня. “Хозяину” – 18 лет, он живёт с родителями, весной уйдёт в армию. Живут они на нашей улице, через дорогу. Как получилось, что пёс был на улице? Его отпускали на самовыгул. Каждый день. На несколько часов.Я надеюсь, не надо объяснять, что такое самовыгул и чем он опасен.
Говорили уже с парнем, он ничего плохого не видит в том, чтобы выпускать собаку на улицу. С его родителями поговорить пока не получилось, но, думаю, они того же мнения.
Что насчёт того объявления? Оказывается, давно передумали отдавать. Собаку просят вернуть, и, видимо, придётся это сделать. Но, блин, жалко пёсика. Они же так и будут его выпускать. Есть статистика, что 80% собак на самоввгуле рано или поздно погибают или теряются.
Можно ли что-нибудь сделать? Насколько я знаю, административная ответственность за самовыгул не предусмотрена. Был бы это ребёнок – родителей бы лишили родительских прав, а как защитить животное от безответственности хозяев – непонятно.
«Четыре танкиста и собака»
Когда тебе десять лет, жизнь просто замечательна, особенно если на дворе каникулы. После просмотра «Трёх мушкетёров» мы делали шпаги и шили плащи из отживших своё занавесок. После «Спрута» играли в комиссара Каттани, отважно сражаясь против мафии. А после сериала «Четыре танкиста и собака» во дворе было не протолкнуться от танковых экипажей. Тех, у кого была собака, приглашали играть в первую очередь — каждому экипажу нужен свой Шарик. И казалось, что так здорово будет всегда.
Чаще всего за любым хорошим фильмом стоит замечательная книга. «Четыре танкиста и собака» не исключение.
Сначала была одноимённая повесть Януша Пшимановского, впервые опубликованная в 1964 году. Она короче сериала, и в ней командир танка — русский танкист Василий Семен (в официальном русском переводе — Василий Семёнов). Его прообразом, вероятнее всего, стал участник боёв за Студзянки Виктор Васильевич Тюфяков — про него Пшимановский писал в одном из своих военных репортажей. В фильме вместо него первым командиром танка стал Ольгерд Ярош, бывший метеоролог.
Повести хватило лишь на первый сезон, премьера которого состоялась 9 мая 1966 года. После его грандиозного успеха в Польше автору пришлось вновь сесть за пишущую машинку и написать сценарий дальнейших приключений танка «Рыжий» и его экипажа. Всего в сериале три сезона (восемь, семь и шесть серий соответственно). Второй сезон увидел свет в 1969 году, третий — в 1970.
По штату в Т-34-85 было пять человек экипажа — командир танка, механик-водитель, стрелок-пулемётчик (на нём же были функции радиста), наводчик и заряжающий. Впрочем, часто встречались экипажи из четырёх человек — без стрелка-пулемётчика. Курсовой пулемёт в лобовом листе оказался не особо эффективным, а рация всё равно размещалась в башне, где её мог обслуживать командир или заряжающий.
Практически то же самое происходит и в сериале. Изначально экипаж танка Войска Польского насчитывает пять человек. В конце первого сезона командир Ольгерд Ярош погибает, и экипаж продолжает действовать вчетвером. Командиром становится Янек, до этого занимавший место стрелка‑радиста.
В СССР сериал в шутку называли «Три поляка, грузин и собака».
Экипаж танка был полностью польским, с одним лишь исключением: механик-водитель Григорий Сакаашвили (в повести — Саакашвили) — грузин (сыграл его поляк Влодзимеж Пресс). Впрочем, в сериале ему настолько надоедает рассказывать, где же находится Грузия, что он в шутку говорит, будто сам с Сандомира (небольшой польский городок), лишь бы не пускаться в объяснения.
Шестым по счёту и первым по важности в экипаже стал пёс Янека — немецкая овчарка Шарик. Собственно, из-за сериала в СССР пришла мода на немецких и восточно-европейских овчарок, умных и красивых собак. По сюжету Шарик один, а в реальности их было трое. Всех трёх псов подобрал подполковник Франчишек Шиделко, один из опытнейших польских кинологов, дрессировавший милицейских собак.
«Главный» Шарик, служивший под кличкой Триммер, особого рвения в службе не показывал, собакой был доброй. Зато он стал прекрасным актёром, чувствовавшим, что от него требуется сделать перед камерой. Шиделко понимал, что для съёмок нужна вовсе не служебная собака.
«Идеальным служебным псом по праву считался, например, Целер, — рассказывал Шиделко, — но этот пёс не годился в актёры — он бы сразу насмерть загрыз четырёх танкистов и атаковал танк „Рыжий“».
А вот Триммер оказался идеальным Шариком для сцен с людьми. Когда же требовались трюки, погони и перестрелки, Триммера заменял второй пёс. Он был не такой контактный, зато гораздо лучше работал в экшн-сценах. Третий пёс был в резерве — на всякий случай. В итоге ему так и не удалось посниматься. Бывает.
Стоит ли говорить, что Шарик стал настоящей звездой? Давать автографы он не мог (у него лапки), поэтому самым крутым сувениром стали открытки и фотографии пса с отпечатком лапы. Отпечаток делали при помощи самого Триммера и большой штемпельной подушки (история не сохранила точных сведений, но, возможно, на самом деле именно третий «Шарик» работал над изготовлением сувениров).
К слову, создатели фильма были близки к тому, чтобы Шарик в финале если и не захватил Гитлера, то хотя бы загрыз пару высших чинов Рейха. В сценарии третьего сезона даже была сцена, где пёс, выполняя задание, походя перегрызает немецкую телефонную линию. К счастью, разум в итоге возобладал.
В роли «Рыжего» снимались аж десять танков. Некоторым в башне выпиливали специальные отверстия, через которые снимали происходящее внутри, а другие Т-34-85 использовали для съёмок боевых действий. Сейчас известно как минимум три танка «Рыжий», работавших на съёмочной площадке. Один из них находится в музее военной техники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Танк на ходу и ежегодно участвует в параде военной техники на 9 мая.
В повести танкисты использовали сначала Т-34-76, а когда этот танк подбили, получили новый Т-34-85. В кино эпизод со сменой танка есть, но от начала и до конца снимали только Т-34-85 — ранние версии «тридцатьчетвёрки» было сложно найти.
Ещё хуже обстояли дела с немецкой техникой. В её роли выступали всё те же советские «тридцатьчетвёрки», прикрытые фанерными «масками» (а иногда и вовсе без них).
В одной из серий танк «Рыжий», абсолютно не стесняясь, атакует немецкий… ИС‑2.
Ещё больше ада внесла современная (на момент съёмок) техника, которая время от времени появлялась в кадре. То фашисты проедут на БРДМ-1, словно так и надо, то в кадре мелькнёт венгерский бронеавтомобиль FUG…
Великая сила киноискусства может преодолеть многое: и автоматы Калашникова вместо штурмовой винтовки StG.44, и даже советскую радиостанцию Р-126 шестидесятых годов, неизвестно как оказавшуюся у немцев. Всё это совершенно неважно, ведь фильм был замечательный — добрый, светлый и очень «настоящий».
Сейчас, спустя более полувека, «Четыре танкиста и собака» выглядят уже достаточно наивно. С другой стороны, жести на экранах хватает, а создать добрый и жизнеутверждающий сериал о Второй мировой больше ни у кого так и не получилось.