Клетка основа строения и роста живых организмов. Конспект урока на тему “клетка – основа строения и роста живых организмов”
КЛЕТКА – ОСНОВА СТРОЕНИЯ И РОСТА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова. Учитель начальных классов МАОУ «СОШ 25» Сыктывкар Турышева. – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВероника Стрепетилова
Похожие презентации
Презентация 1 класса по предмету “Обществознание и Окружающий мир” на тему: “КЛЕТКА – ОСНОВА СТРОЕНИЯ И РОСТА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова. Учитель начальных классов МАОУ «СОШ 25» Сыктывкар Турышева.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 КЛЕТКА – ОСНОВА СТРОЕНИЯ И РОСТА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова. Учитель начальных классов МАОУ «СОШ 25» Сыктывкар Турышева Т.Л.
2 Эпиграф урока Ты сам, несомненно, признаешь, что существуют тела, которых мы видеть не можем… М.В. Ломоносов
3 История открытия клетки Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал 125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.
4 Микроскоп Антони Ван Левенгук – голландский нату- ралист в 17 веке изобрел микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов. Петр 1 привез в Россию микроскоп
6 Любой организм – растение, животное, человек, состоит из клеток
8 Виды клеток Нервная клетка Мышечная клетка Эпителиальная клетка Костная клетка
10 Главные части клетки Главные части клетки ОболочкаЦитоплазмаЯдро
11 Сравнивая разные клетки, ученые обнаружили, что некоторые из них можно увидеть невооруженным глазом.
12 В XIX веке ученые доказали, что клетка является основой всякого живого организма.
18 Человек развивается из одной клетки
19 Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе, и выполняющие одинаковую работу, образуют ткань У человека 4 вида ткани : мышечная, нервная, соединительная и эпителиальная.
20 Клетка – это маленький живой организм Она дышит, питается, растет, размножается и умирает
21 Выводы Все живое имеет клеточное строение. Главными частями клетки являются: оболочка, цитоплазма и ядро. Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Клетки отличаются по размерам, форме и выполняемым функциям. Половые клетки дают начало новому организму. Микроскоп – прибор для изучения объектов маленького размера.
Конспект урока «Клетка – основа строения и роста живых организмов» по биологии
План урока по теме: «Клетка – основа строения и роста живых организмов».
Формировать понимание взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов.
Формировать представление о строении клетки как основы строения и роста живых организмов.
Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
Содействовать формированию представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы.
Вызвать интерес детей в познании самого себя.
ПР: Рассматривание клетки под микроскопом. Изображение клетки.
Деятельность учителя: Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
2.Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
– Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
– Являясь частью природы, человек создает для себя условия, в которых бы он чувствовал себя комфортно. Верно?
– С какой целью человек продолжает что–то изобретать?
– Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
– Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
– Наше тело: голова, туловище, конечности.
– А теперь, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
– Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
– Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
– То, с помощью чего человек дышит (легкие)
– Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
– Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови (печень).
– Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
– Эти органы пережевывают пищу (зубы).
– Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека (мозг)
– И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое. Какое слово получилось? организм .
Помогите дать определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
3. Определение темы урока:
– А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?
– Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником с.19. Тема – вопросы и текст самостоятельно прочитываются.
-Какие еще органы не назвали? Игра «Эрудит»
Учащиеся отвечают на вопросы.
Итак, дополните предложение на доске:
_____________ – основа строения и роста живых организмов .
-Сформулируйте тему урока.
4. Практическая работа. (Работа в группе)
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
Препарат закреплен на предметном стекле.
Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий .
Схематично изобразить клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
6.Работа с учебником .
Ваша задача сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике, объяснить, для чего на вашем столе долька апельсина и яйцо.
– Самостоятельное чтение двух абзацев. (класс делится на группы , читает текст, выбирает самое главное) «К ответу готов!»
Беседа после знакомства с текстом.
– Клетка сложная система, которую можно рассмотреть под электронным микроскопом. О том, что может рассказать электронный микроскоп, узнаем, познакомившись с материалом статьи.
Обсуждение прочитанного и формулирование вывода:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
с.22- найдите в тексте, какие виды клеток бывают. Что общего в их строении?
С.22-23 – найдите в тексте , как жизнь клетки связана с образом жизни человека. Определите причину и следствие.
-Организм насекомых состоит не из клеток.
-Икринка – это клетка.
– Что произвело наибольшее впечатление?
– Что хотели бы узнать?
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится ( На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину. Такой выбор обусловлен удачной наглядностью.)
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Клетка – основа строения и роста живых организмов», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Биология Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
Урок окружающего мира в 4 классе по системе РО Л.В. Занкова “Клетка-основа строения и роста живых организмов”
Урок окружающего мира в 4 классе
УМК система Л.В. Занкова
Учитель Титова Светлана Анатольевна МБОУ «Степновская СОШ»
Тема урока . Клетка – основа строения и роста живых организмов.
Цель. Организовать работу учащихся с текстом для получения следующих результатов :
предметных: 1. называет составляющие клетки; 2. называет виды клеток и виды тканей; 3. устанавливает причинно – следственные связи; 4. рассказывает о жизнедеятельности клетки; 5. рассказывает о продолжительности жизни клеток;
-находит необходимую информацию для решения дидактической задачи с помощью учебника;
– осуществляет запись ( фиксацию ) информации в форме таблицы , схемы;
– распределяет функции, роли в совместной деятельности , учитывая интересы и возможности партнёров ;
-планирует действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществляет контроль по результату.
2. Проверка домашнего задания. Введение в тему урока.
– Какие задания вы выполняли дома?
Работа в группе.
– Покажите друг другу свои фотографии, свои записи.
– Какой можно сделать вывод?
– Почему вы подросли?
– Измеряли свой вес, рост и записывали в рабочую тетрадь. С помощью родителей записали рост и вес при рождении. Сравнили фотографии (я дошкольник, я в настоящее время).
Дети делятся впечатлениями в группах.
-Мы подросли, поменялась наша внешность, изменился вес….
Предположения детей: все живые организмы растут; кости стали больше; мы состоим из клеток, а они растут….
– Ребята, вы сделали много предположений по поводу того, почему человек растет. Но, истина всегда одна. Какую цель можно поставить на урок?
Дети формулируют цель:
– узнать причину роста человека.
4. Работа по теме урока.
1.Работа в группе ( рис. на стр. 20 «Строение клетки», клетка куриного яйца в блюдце и рис. «Клетка луковой шелухи» (увеличение под микроскопом).
– Сравните рисунки и куриное яйцо. По итогам наблюдений заполните схему «Строение клетки»
– Какие выводы можно сделать?
– Представьте свои схемы, расскажите, из каких частей состоит клетка.
2. Работа с текстом. Преобразование информации в схему, таблицу. Дети получают пакеты с заготовленными таблицами, схемами, готовыми словами и выражениями. Нужно, используя текст учебника, заполнить таблицы и достроить схему (стр. уч. 21-23).
Таблица для гр. № 1.
Схема для гр. № 2
Протяженность жизни клетки
Таблица для гр. № 3.
Причинно – следственные связи
Таблица для гр. № 4.
3. Представление результата работы групп.
Дети сравнивают куриное яйцо и рисунок, заполняют схему
ядро цитоплазма оболочка
ВЫВОД 1: куриное яйцо – это клетка.
ВЫВОД 2: клетки бывают невидимые глазом и такие, которые можно увидеть без микроскопа.
Дети рассказывают о строении клетки, демонстрируя схему.
При помощи текста дети заполняют таблицы и составляют схему.
Дети демонстрируют результаты: гр. № 1.
костная ткань, хрящевая
кости ног, кости рук
Протяженность жизни клетки
мышечная клетка клетки эпителия
нервная клетка (обновляются через 1-2 дня –
в кишечнике; обновляются
через 1-2 нед – клетки кожи
Таблица для гр. № 3.
Причинно – следственные связи
клетки много работают
клетки получают много питательных веществ, кислорода
клетки мало работают
клетки получают мало питательных веществ, кислорода
спортсмен постоянно занимается физической работой
увеличиваются и крепнут мышцы
человеку нужна посторонняя помощь, ходит с трудом
человек долго болеет, лежит в кровати
доказательство, условие, примеры, следствие
клетка- живой организм
дышит, питается, размножается, растет, умирает
нет кислорода, нет пищи
клетка растет и делится
есть дыхание, есть питание
одни вещества превращаются в другие
– Так почему же человек растет?
– Покажите процесс деления клетки при помощи схемы. В каждой группе имеется подсказка. Но, вы можете справиться с заданием без нее.
Схема «Процесс деления клетки»
– Организм человека состоит из клеток. Клетки – живые организмы. Они растут, делятся, их становится больше, и мы растем.
– Дети демонстрируют схемы:
6. Домашнее задание
– № 9 стр. 5 (рабочая тетрадь)
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Титова Светлана Анатольевна
- Написать
- 525
- 12.08.2018
Номер материала: ДБ-036297
V Международный дистанционный конкурс «Старт»
Низкий оргвзнос 30р
Идёт приём заявок
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Наградные и подарки
- 12.08.2018
- 132
- 12.08.2018
- 292
- 10.08.2018
- 402
- 10.08.2018
- 125
- 10.08.2018
- 126
- 09.08.2018
- 2158
- 07.08.2018
- 91
- 07.08.2018
- 303
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Клетка – основа строения и роста живых организмов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок “Клетка – основа строения и роста живых организмов” в теме «Общее знакомство с организмом человека» направлен на создание среды для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов;содействует формированию представлению о том, что человек – неотъемлемая часть природы. Содержание урока познакомитдетей с основой строения и роста живых организмов – клеткой. Урок призван вызвать интерес детей в познании самого себя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов».
- Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
- Содействовать формированию представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы.
- Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
- Вызвать интерес детей в познании самого себя.
– раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты, картонные коробочки и плакат с детскими фотографиями.), плакат «Формы растительных клеток».
- Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
– Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
– Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
– Являясь частью природы, человек создает для себя условия, в которых бы он чувствовал себя комфортно. Верно?
– Строит дома, дороги. Провел свет. Сделал много изобретений: телефон, телевизор, самолет, компьютеры.
– С какой целью человек продолжает что–то изобретать?
– Для того, что бы облегчить свой труд.
– Конвейеры, компьютерные роботы, бытовую технику, сельскохозяйственные машины и т.п.
– Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
– Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
– Наше тело: голова, туловище, конечности.
Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».
Быть у каждого должна
Очень умной … голова
Я верчу ей как умею
Голова сидит на … шее
Животик, спинка, грудь
Их вместе … туловищем зовут.
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из чашечки напиться.
Бегут по дорожке быстрые ножки.
Я споткнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.
– А как эти знания у нас появились?
– Надо сказать огромное спасибо ученым, которые условиях добывали знания и нам передавали.
В истории науки есть такой пример: 365 лет назад английский студент медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Его заинтересовали внутренние органы человека, и он начал вскрывать трупы. Надо сказать, что в то время трогать умерших считалось преступлением. И человека, который на это решился, сжигали на костре как колдуна. И Гарвей, тайно прячась от свидетелей в подвале заброшенного дома, продолжал свои опыты. Вот так рискнул жизнью этот человек. Он сделал уникальные открытия, без которых бы наука и медицина не продвинулась вперед.
– Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
(Демонстрация иллюстраций, словесное пояснение)
– Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
– Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
– То, с помощью чего человек дышит (легкие)
– Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
– Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови (печень).
– Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
– Эти органы пережевывают пищу (зубы).
– Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека (мозг)
– И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое (читаем слово из выделенных букв) – организм .
Помогите дать определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
3. Определение темы урока:
– А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?
– Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником. С.19. Тема – вопросы и текст самостоятельно прочитываются. Итак, дополните предложение на доске:
_____________ – основа строения и роста живых организмов . Это является темой нашего урока.
Все живые организмы состоят из клеток.
Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.
4. Практическая работа. (Работа в группе)
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
- Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
- Препарат закреплен на предметном стекле.
- Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий .
- Рассмотреть клетку.
- Заполнить.
- Схематично изобразить клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
– Заслушаем представителей групп:
– Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.
А сейчас работа с учебником с 20. Ваша задача сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике, объяснить, для чего на вашем столе долька апельсина и яйцо.
– Самостоятельное чтение двух абзацев.
Беседа после знакомства с текстом:
-Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)
А вот ещё примеры форм растительных клеток:
– Разбейте яйцо и аккуратно выпустите содержимое на блюдце.
– Верно ли, что яйцо может послужить для демонстрации строения клетки?
– Каково строение клетки? (ядро, цитоплазма, оболочка)
– Составьте пары: ядро – желток; цитоплазма – белок; оболочка – скорлупа.
– Клетка сложная система, которую можно рассмотреть под электронным микроскопом. О том, что может рассказать электронный микроскоп, узнаем, познакомившись с материалом статьи на с.20-21.
Обсуждение прочитанного и формулирование вывода:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
– Что произвело наибольшее впечатление?
– Что хотели бы узнать?
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится ( На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину. Такой выбор обусловлен удачной наглядностью.)
6. Оценивание и домашнее задание:
Качественная оценка работы в группе.
Общая оценка работы класса: работали активно, дружно и каждый получает в подарок рисунок клетки, которую рассмотрели под более сложным прибором, чем наш микроскоп. Поместите рисунок в свою тетрадь и дополните его пояснениями. Вам поможет статья учебника на страницах 19 – 23;
По желанию, для тех, кому интересно, пользуясь информационным листом, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.