Изложение описательного текста “лосиха и лосенок”. Изложение описательного текста “лосиха и лосенок” Изложение по русскому языку на тему лось
изложение по самостоятельно составленному плану
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Урок для 4 класса по программе “Школа России”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изложение по самостоятельно составленному плану. 4 класс 4 четверть
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Какое место рассказа особенно взволновало? Какая опасность грозила лосёнку? Смогла ли лосиха помочь детёнышу сама? Что произошло бы , не окажись ребята на берегу?
Назовите вид текста. ( описание , повествование, рассуждение, научный, художественный) К какому жанру он относится? ( басня, сказка, рассказ, повесть, роман, стихотворение) Назовите тему текста. Назовите основную мысль текста.
Озаглавьте текст. Спасатели. Как Вова спас лосёнка. Лосиха и лосёнок. Высокая стройная лосиха. Лосёнок. Вова и Миша. Случай в лесу. Берегите природу!
Составление плана. Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили.
Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул.
Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать.
Подбери синонимы Зашевелилась Напилась Бросилась Выскочила Задвигалась Утолила жажду Кинулась, метнулась, побежала , рванулась Выбежала, вышла
Словарная работа Прочитайте глаголы прошедшего времени единственного числа
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Словарная работа Прочитайте глаголы прошедшего времени множественного числа
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Найдите в тексте однокоренные глаголы
Вова и Миша сидели в кустах на берегу речки. Вдруг кусты зашевелились. Высокая стройная лосиха подошла к воде . Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из чащи выбежал маленький красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить . Мальчики заговорили. Лосиха тревожно вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матерью . Лосиха вышла на берег, отряхнулась . А лосёнок скрылся под водой. Он тонул. Вова быстро поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. Миша свистнул. На его свист прибежали ребята. Они с трудом освободили лосёнка , который попал в рыбацкие сети и запутался в них . Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать. (по В . Архангельскому)
Объясните мои пометки в тексте. В ова и М иша с и дели в ку с тах на б е р е гу ре чк и. Вдру г кусты з а ш е в е лились. Высок ая стройн ая л о сиха подошла к в о де . Она нап и лась и п о в е рнула гол о ву в стор о ну леса. Из ч а щи выб е жал маленький кр а сивый л о сёнок. Он вош ё л в воду и нач а л пить . Мальчики заг о в о рили. Лосиха тр е вожн о вскинула голову и бросилась в воду. Лосёнок поплыл за матер ь ю . Лосиха вышла на бере г , отр я хнулась . А лосёнок скрылся под в о дой. Он т о нул. Вова быстр о поплыл. Он подплыл к лосёнку и пр и п о днял его голову над водой. Миша свис т нул. На его свист приб е жали р е бята. Они с трудом осв о б о дили лосёнка , который п о пал в рыба ц кие сети и запутался в них . Сп а сённый лосёнок бросился в лес, где его жд а ла мат ь .
Пересказ текста. Самостоятельная запись текста.
Тема урока: «Изложение описательного текста». “Лосиха и лосёнок”Русский язык. 4 класс.
150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ
Тема урока: «Изложение описательного текста».Русский язык. 4 класс.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока:урок развития речи.
Тема урока: «Изложение описательного текста»
Цель: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.
Предметные : осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные : развитие смыслового чтения; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник.
I . Организационный момент. (Подготовка к продуктивной деятельности учащихся на уроке, создание положительного эмоционального настроя.) (Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие предметов для работы.)
Учитель: Всем, всем добрый день!Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться! Не мешай учиться!
II . Проверка домашнего задания. (Упр. 76 стр.36)
Учитель: Ребята, давайте по цепочке прочитаем текст домашнего задания, назовём окончания прилагательных и объясним их написание. После разбора упражнения несколько учеников прочитают нам составленные тексты.
III .Актуализация знаний.
Учитель: Запишите, пожалуйста, слова, вставив пропущенные буквы, поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. (Слайд 1.)
Учитель: В какую тематическую группу можно объединить слова?
Ученики: Эти слова можно объединить в группу «Животные».
Учитель: Опишите любое из животных, не называя его, так, чтобы мы смогли понять, о ком идёт речь.(Желающие ученики описывают животное, остальные отгадывают.)
IV .Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, подскажите, как иначе я могу назвать письменный пересказ текста.
Учитель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком текст, с которым мы сегодня на уроке будем работать. (Слайд 2.)
V .Работа по теме урока.
1.Знакомство с текстом, работа по содержанию.
Учитель: Действительно, текст, с которым мы будем работать о лосях. Давайте же для начала повторим, какие типы текстов нам известны?
Ученики: Повествование, описание, рассуждение.
Учитель: Прочитайте текст.(Упр.77 стр.36.) (Слайд 3.)
Учитель: К какому типу относится прочитанный вами текст?
Ученики: Прочитанный текст относится к типу описания.
Учитель: Ребята, а о чём или о ком этот текст? Определите его тему.
Ученики: В этом тексте говорится о рождении лосёнка.
Учитель: Прочитайте описание лосёнка, лосихи. Как вы думаете, для чего автор даёт сравнительное описание лосихи и лосёнка?(Ответы учеников.)
Учитель: Ребята, как, по-вашему мнению, можно озаглавить текст? Ученики:Рождение лосёнка. Лосёнок. Мать и сын. (Возможны другие варианты.)
2.Составление плана. Орфографическая подготовка.
Учитель: Скажите пожалуйста, сколько частей в тексте?
Ученики: В этом тексте три части.
Учитель: Прочитайте вступление,основную часть, заключение. Найдите слова с орфограммами, объясните их. (Слайд 4.)
Учитель: Ребята, о чём говорится в каждой из частей? Давайте определим главную мысль и запишемкраткий план. (Слайд 5.)
-Перескажите текст, опираясь на план и опорные слова, представленные на доске. (Слайд 6.)
3.Работа над изложением. (Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VI .Подведение итогов урока.
Учитель: Урок подошёл к концу. Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
Ученики: умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.
Учитель: Ребята, передайте тетради с последней парты на первую. Урок окончен. Спасибо.
Обучающее изложение. 4 класс
Изложение описательного текста
С каким текстом мы будем сегодня работать на уроке? Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить- Знай, что это . . . .
Лось это очень крупное, сильное и красивое животное. Высота тела лося составляет 235 сантиметров, длина – около 3-х метров. Этот гигант весит от 350 до 550 килограмм. Лосю характерны большие рога. Это является его настоящей гордостью и отличительной чертой. Вес одного рога составляет 25 килограмм. По форме рог напоминает ветку или лопату. Рога присутствуют только у самцов. Ноги у животного длинные и сильные. Лось также отлично умеет плавать.
Лось это в первую очередь аккуратное и умное животное. У него чудесно развито обоняние и слух. Лось хорошо умеет маскироваться в лесу. Это одинокое животное, которое способно за сутки пройти более 30 километров в поисках пищи. Во время миграции лоси объединяются в группы. Искать еду лось отравляется утром или вечером, однако он активен практически круглые сутки. В его рацион входит пища растительного происхождения: ветки, листья, водные растения.
Весной в густых зарослях лосиха приносит 1-2 телят, весом от 6 до 15 кг. Растут они быстро, на второй день уже крепко стоят на ногах, а на десятый вовсю следуют за матерью и питаются зеленью. Главные враги лося – волки. При их нападении лось обороняется ударом ногой вперед. Таким же приемом он способен даже отогнать медведя. Лось – ценное промысловое животное, от него получают вкусное и питательное мясо и ценные шкуры.
Работа по учебнику Откройте учебник на стр.36 упр.77 Прочитайте текст. Определите тему текста. Определите главную мысль. Придумайте название для текста. Прочитайте описание лосихи. Прочитайте описание лосёнка. Почему даётся сравнительное описание лосихи и лосёнка?
1. Рождение лосёнка. 1. Рождение лосёнка. 2. Описание лосихи и лосёнка. 3. Отдых у ручья. Изложение. Лосиха и лосёнок. План:
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В п _гожий летний день в ч_ще леса р_дился у л_сихи л_сёнок. Л_сиха была огромная , больше д_машней к_ровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Л_сёнок р_дился маленький, рыженький, совсем как д_машний т_лёнок. Но_ ки тоненькие-тоненькие – кажется на них и ст_ять нельзя: сейчас п_р_ломятся. Мать и сын л_жали у ручья в густых ольховых зарослях. о о а о о о о о о о е о ж о е е е
Синонимы Лосиха – мама, она. Лосёнок – сын, теленок, он.
Лексико – орфографическая подготовка Заросль – кустарник, растения, густо растущие на каком – либо месте. густой, труднопроходимый лес. Чаща –
Лексико – орфографическая подготовка Ольха – лиственное дерево или кустарник семейства березовых.
Изложение сравнительно-описательного текста
Урок № 107
Тема: Изложение сравнительно-описательного текста.
Тип: изучение нового материала.
• учить использовать разные виды чтения при работе с текстом;
• учить находить и анализировать сравнительное описание нескольких предметов в тексте;
• учить самостоятельно готовиться к данному виду изложения и записывать его.
• обосновывать и проверять написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;
• составлять текст из предложений;
• подбирать заголовок к тексту;
• определять тему и главную мысль текста;
• устно и письменно пересказывать содержание текста;
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• строить речевое монологическое высказывание;
• осуществлять деятельность в соответствии с планом;
• оценивать правильность написанного текста.
• проявлять уважительное отношение к природе;
• проявлять внимание к животным и заботиться о них.
Межпредметные связи: чтение (пересказ текста).
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Актуализация необходимых знаний
• Предлагает прочитать текст, определить его тип, объяснить, с какой целью составляется такой тип текста.
Слон оказался гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец.
• Слушают или читают текст. Определяют, что это текст-описание. Объясняют, когда и с какой целью используется описание. Называют его характерные особенности.
Мотивация познавательной деятельности
• Предлагает прочитать тему урока, определить, что уже знают по теме, чему следует учиться ещё. Помогает сформулировать учебную задачу.
• Читают тему. Определяют недостаточность знаний по данной теме. Рассуждают о том, что необходимо учиться составлять сравнительное описание. Ставят учебную задачу.
Организация познавательной деятельности
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 78 в учебнике.
• Просит определить тип текста, назвать признаки текста-описания.
• Организует подготовку к изложению сравнительно-описательного текста по заданию к упр. 77 в учебнике. Предлагает прочитать текст, определить тему, главную мысль.
• Просит найти описание лосихи и лосёнка, выделить, что сравнивается во внешнем облике животных.
• Предлагает составить план текста.
• Предлагает подготовить в парах устный пересказ текста.
• Организует самостоятельную работу учащихся по составлению, редактированию, записи и проверке текста.
• Предлагает домашнее задание — найти тексты, где используется сравнительное описание.
• Читают задание. Составляют план действий. Работают в соответствии с планом — составляют текст из предложений, выбирают заголовок, записывают текст. По окончании работы объясняют написание выделенных орфограмм.
• Делают вывод о том, что данный текст является описанием. Приводят доказательства.
• Читают текст. Определяют тему («В этом тексте говорится о. »), главную мысль («Автор хотел сказать о том. »).
• Находят описание. Выделяют детали. Находят слова и выражения, позволяющие создать сравнительное описание.
• Составляют план самостоятельно. Обсуждают в классе. Приходят к единому мнению. Например:
1. Лосёнок родился.
2. Лосиха и лосёнок.
3. В зарослях у ручья.
• Составляют и пересказывают тексты в парах. Дополняют и исправляют друг друга.
• Вносят исправления в устный текст после обсуждения. Записывают текст. Проводят самопроверку — проверяют написание слов с изученными орфограммами.
• Слушают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.
• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, уточнить, что нового узнали об описании, в чём особенности сравнительно-описательного текста.
• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/ неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность.
Лось — лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определённых периодов кормёжки и отдыха. Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5—6 особей, но иногда образуют группы в 15—20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперёд. Этим приёмом лосю удаётся убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России — рысь, а на Дальнем Востоке — тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи проезжих дорог и населённых пунктов, заходя даже на окраины городов.
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после записи.
Дополнительные творческие задания: составить текст на любую тему, включив сравнительное описание.