186 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шекспир сон в летнюю ночь перевод маршака. Сон в летнюю ночь

Сон в летнюю ночь. Шекспир

Комедия Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» с иллюстрациями Артура Рэкема

Перевод М. Лозинского

Содержание


Действующие лица

Елена, влюбленная в Деметрия.
Оберон, царь эльфов.
Титания, царица эльфов.
Пак, или Плутишка Робин.

Эльфы и феи из свиты Оберона и Титании.
Свита Тезея и Ипполиты.

Место действия: Афины и ближний лес.

Действие первое


Явление I

Афины. Дворец Тезея.
Входят Тезей, Ипполита, Филострат и свита.

Час нашей свадьбы близок, Ипполита:
Всего четыре дня до новолунья.
Но старая луна так долго тает
И сбыться не дает моим желаньям,
Как мачеха с пожизненным доходом,
Зажившаяся пасынку во вред.

Четыре дня легко в ночи потонут,
Четыре ночи сон умчит легко,
И новый месяц, в небе изогнув
Свой серебристый лук, окинет взором
Ночь нашей свадьбы.

Филострат, ступай,
Зови к забавам молодежь Афин,
Зажги живой и пылкий дух веселья.
Унынью место на похоронах;
Нам этот бледнолицый гость не нужен.

Тебя мечом я сватал, Ипполита,
Твою любовь жестокостью снискал;
Но свадьбу я в другом ладу сыграю,
Среди торжеств, и зрелищ, и пиров.

Входят Эгей, Гермия, Лизандр и Деметрий.

Да будет счастлив герцог наш Тезей!

Благодарю, Эгей. Ты с чем пришел?

Полн возмущенья, с жалобой пришел я
На Гермию, на дочь мою родную.
Сюда, Деметрий! Этот человек
Мной, государь, обещан ей в мужья.
Сюда, Лизандр! А этот человек
Околдовал ей душу, о мой герцог.
Ты, ты, Лизандр! Ты ей носил стихи,
Любовными залогами менялся;
Ты под окном ее, при лунном свете,
Ей томно пел про томную любовь;
Ты покорил ее воображенье,
Даря то прядь своих волос, то перстень,
Цветы, гостинцы, памятки, безделки, —
Таким послам охотно верит юность;
Ты выкрал сердце дочери моей,
Ты обратил дочернюю покорность
В строптивое упрямство. Государь,
Когда она, здесь, на глазах у вас,
Деметрия отвергнет, я прибегну
К старинному обычаю Афин:
Она — моя, и я над ней всевластен.
Поэтому я дочь мою отдам
Деметрию иль обреку на смерть,
Как это предусмотрено законом.

Что скажешь, Гермия? Дитя, подумай:
Отец твой для тебя подобен Богу;
Он — тот, кто создал красоту твою;
Ты для него — лишь восковая форма,
Которую он вылепил и властен
Или оставить так, иль уничтожить.
Деметрий — человек весьма достойный.

Такое же и Лизандр.

Сам по себе;
Но здесь, раз твой отец его не хочет,
Достойнейшим мы признаем другого.

О, если б мои отец взглянул, как я!

Нет, ты должна смотреть его глазами.

Пусть ваша светлость извинят меня.
Не знаю, что мне придает отвагу
И как моя мне позволяет скромность
В таком присутствии возвысить голос;
Но я прошу: дозвольте мне узнать
То худшее, что может мне грозить,
Когда я откажу в руке Деметрию.

Ты примешь смерть или навеки будешь
Отлучена от общества мужчин.
Поэтому спроси свои желанья,
Узнай, что скажет молодая кровь:
Способна ль ты, отвергнув отчий выбор,
В монашескую рясу облачиться,
Навек замкнуться в темный монастырь,
Всю жизнь прожить бесплодной инокиней,
Уныло славя хладную луну.
Блаженны те, что, кровь смирив, свершили
Свой подвиг девственный. Но по-земному
Счастливей роза, ставшая духами,
Чем та, что на нетронутом кусте
Живет и гибнет в святости пустынной.

Так проживу и я и так погибну,
Не подчинив своей девичьей воли
Тому, под чьим насильственным ярмом
Моя душа склониться не согласна.

Подумай не спеша; и к новолунью,
Ко дню, когда меня с моей любимой
Скрепят нерасторгаемые узы,
Готова будь или пойти на смерть
За ослушание отцовской воле,
Или покорно стать женой Деметрия,
Иль принести пред алтарем Дианы
Обет безбрачья и суровой жизни.

Смягчись, о Гермия! А ты, Лизандр,
Склонись перед моим бесспорным правом!

Деметрий, раз тебя отец так любит,
Отдай мне дочь, а сам женись на нем.

Шутник Лизандр! Да, я люблю его
И все мое отдам ему охотно.
Она — моя, и право на нее
Я уступаю полностью Деметрию.

Мой государь, я родовит, как он;
Богат, как он; моя любовь сильнее;
Я наделен судьбою так же щедро,
Как и Деметрий, если не обильней;
И, — что важней всех этих преимуществ, —
Я заслужил любовь прекрасной Гермии.
Так почему ж я должен отступиться?
Деметрий, — я скажу ему в лицо, —
Любил в былом дочь Недара, Елену,
Пленил ей душу; и бедняжка любит,
Всем сердцем любит, любит, как святыню,
Того, кто ей позорно изменил.

И я, признаться, слышал так и даже
С Деметрием хотел поговорить;
Но, собственными занятый делами,
Забыл о том. Теперь идем, Деметрий,
И ты, Эгей, последуйте за мною,
Мне вас обоих нужно пожурить.
Ты, Гермия, заставь свои мечтанья
Смириться пред отеческою волей;
А иначе тебе закон Афин,
Смягчить который мы отнюдь не властны,
Готовит смерть или обет безбрачья.
Что, Ипполита, милый друг? Идем!
И вы, Деметрий и Эгей! Мне надо
Вам нечто поручить ко дню торжеств
И с вами кой о чем посовещаться,
Касающемся близко вас обоих.

Мы следуем послушно и охотно.

Уходят все, кроме Лизандра и Гермии.

О друг мой, почему ты так бледна
И розы на щеках твоих увяли?

Должно быть, потому, что дождь не хлынул,
Который в буре глаз моих таится.

Мне не случалось ни читать, ни слышать, —
Будь то рассказ о подлинном иль басня, —
Чтобы когда-либо струился мирно
Поток любви. То кровь была неравной.

О скорбь! Высоким низкое запретно!

То получалась разница в летах.

О горе! Старость — юности не спутник!

То требовалось одобренье близких.

О ад! Любить, чужим глазам доверясь!

То, — если даже было одобренье, —
Война, болезнь иль смерть любовь губили
И делали ее мгновенней звука,
Проворней тени, мимолетней сна,
Короче молнии во мраке черном,
Когда она осветит твердь и землю,
И раньше, чем успеешь молвить: “Гляньте!” —
Пожрется челюстями темноты;
Так быстро исчезает все, что ярко.

О, если все, кто любит, злополучны,
То, стало быть, таков закон судьбы.
Приучим же и наш удел к терпенью,
Затем что скорбь с любовью неразрывна,
Как сны, и грезы, и мечты, и вздохи,
И слезы, спутники печальной страсти.

Бесспорно, ты права. Так слушай, Гермия.
Есть тетка у меня; она вдова,
С огромными доходами, бездетна;
Я для нее — как бы родимый сын;
К ней из Афин семь миль пути. Так вот,
Мы у нее и справим нашу свадьбу.
Там грозные афинские законы
Не страшны нам. Когда меня ты любишь,
То завтра ночью убеги из дома.
В лесу, который в миле от Афин,
Там, где тебя я встретил раз с Еленой
Свершавшими обряды майским утром [*] ,
Я буду ждать тебя.

О мой Лизандр!
Клянусь прочнейшим луком Купидона,
Его острейшей золотой стрелой,
Чистосердечьем голубиц Венеры,
Святыми узами любви и веры,
Костром, где труп Дидоны воспылал [*] ,
Когда Эней коварный отплывал,
Всей тьмой мужских обетов, данных ложно, —
Пред ней число всех женских клятв ничтожно, —
В том самом месте, где ты видел нас,
Я буду завтра в полуночный час.

Так помни же. Смотри, идет Елена.

Куда спешишь, красавица моя?

Красавица? Красавица — не я.
Та, что мила Деметрию, прекрасна.
Твои глаза, как звезды, блещут ясно;
У жаворонка не звончее голос,
Когда цветут кусты и зреет колос.
Будь красота заразна, — что таиться! —
Я бы твоей хотела заразиться:
Твой голос перенять, красу очей,
Пленительный напев твоих речей.
Чтоб стать как ты, я отдала бы мир,
Себе оставив только мой кумир.
О, чем ты покоряешь? Что за сила
Под власть твою Деметрия склонила?

Когда я хмурюсь, он нежней всего.

А я улыбкой только злю его.

Мои проклятья в нем родят любовь.

Мои мольбы в нем охлаждают кровь.

Чем я враждебней, тем влюбленней он.

Чем я влюбленней, тем враждебней он.

Виной его безумию не я.

Твоя краса. О, если бы моя!

Утешься! Больше я не встречусь с ним:
Лизандр и я из этих мест бежим.
Когда я здесь жила, его не зная,
Афины мне казались лучше рая.
Какими чарами мой друг богат,
Что небеса он превращает в ад!

Читать еще:  Энтерит что за болезнь. Энтерит – симптомы и лечение

Узнай, на что пришлось решиться нам:
Чуть завтра ночью к водным зеркалам
Наклонится сребристый лик Дианы
И влажный жемчуг окропит поляны,
В любовникам благоприятный час
Мы выйдем из Афин в последний раз.

И в том лесу, где мы с тобой любили
Лежать на ложах из усталых лилий,
Делясь друг с другом чем сердца полны, —
Там мы с Лизандром встретиться должны,
Чтобы, к Афинам обратись спиной,
Искать иных друзей и край иной.
Прощай, мой нежный друг. Молись о нас
И покори Деметрия в свой час!
А мы, Лизандр, лишаем наши очи
Любимой пищи до заветной ночи.

Елена, пусть твой милый
Тебя полюбит с прежней страстной силой.
(Уходит.)

Не всякому удачи суждены.
В глазах Афин мы красотой равны.
И что ж? Деметрий этим не смущен:
Что видят все, того не видит он.
Как он безумен, Гермией пьяним,
Так я безумна, восхищаясь им:
Тому, что низко и в грязи лежит,
Любовь дарует благородный вид.
Любовь глядит не взором, а душой;
Крылатый Купидон — божок слепой;
Он, впрочем, и душой не прозорлив:
Крылат, безглаз, нелепо тороплив.
Любовь — дитя; ей словно нипочем
Обманываться в выборе своем.
Как за игрок божится детвора.
Так для любви святыня клятв — игра:
Пока Деметрий Гермии не знал,
Он градам клятв Елену осыпал;
Но, юной Гермией едва согрет,
Растаял град, и клятв пропал и след.
Скажу ему, что Гермия бежит;
Тогда он завтра ночью поспешит
3а нею в лес; я тем купить хочу
Признательность, но дорого плачу;
И все же это будет мне приятно:
С ним я пройду туда и с ним обратно.
(Уходит.)

Сон в летнюю ночь (Перевод Щепкиной-Куперник Т.)


Сон в летнюю ночь

Действующие лица

Акт I


Акт I

Афины, дворец Тезея.

Входят Тезей, Ипполита, Филострат и свита.

* (. в ином ключе.- Музыкальный термин, здесь означает в другом тоне – весело, радостно.)

Входят Эгей, Гермия, Лизандр и Деметрий.

* (. быть заключенной в монастырь, всю жизнь прожить монахиней бесплодной.- В Древней Греции не было, конечно, ни монастырей, ни монахинь. Это – один из частых у Шекспира анахронизмов.)

** (. роза, в благовонье растворясь. – Имеется в виду изготовление духов из роз.)

Тезей, Ипполита, Эгей, Деметрий и свита уходят.

* (Клянусь крепчайшим луком Купидона, его стрелою лучшей, золотой.- Поэты отмечали стрелы Купидона с золотым острием (счастливая любовь) от стрел со свинцовым наконечником (несчастная любовь).)

** (. венериных голубок чистотой.- Афродиту (Венеру) сопровождали целующиеся голубки.)

*** (. огнем, в который бросилась Дидона.- В “Энеиде” Вергилия рассказывается, что Дидона, царица карфагенская, после того как троянец Эней покинул ее, сожгла себя на костре.)

* (Фебея (или Феба) – одно из имен Дианы, богини ночи и луны. В данном случае Фебея – поэтическое название луны.)

Сцена 2

Комната в хижине. Входят Пигва, Миляга. Основа, Дудка, Рыло и Заморыш.

Вся ли наша компания в сборе?

А ты лучше сделай перекличку: вызови нас всех по списку.

Вот список с именами всех, кого нашли мало-мальски пригодными, чтобы представить нашу интермедию перед герцогом и герцогиней вечером в день их бракосочетанья.

Прежде всего, добрейший Питер Пигва, скажи нам, в чем состоит пьеса, потом прочти имена актеров,- так и дойдешь до точки!

Правильно! Пьеса наша – “Прежалостная комедия и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы * “.

* (Пирам и Фисба – герои трагической повести о любви, рассказанной в “Метаморфозах” Овидия. Содержание ее довольно верно воспроизведено в пьесе, которую дальше разыгрывают афинские ремесленники.)

Превосходная штучка, заверяю вас словом, и превеселая! Ну, добрейший Питер Пигва, теперь вызови всех актеров по списку. Граждане, стройтесь в ряд!

Отвечайте по вызову. Ник Основа!

Есть! Назови мою роль и продолжай перекличку.

Тебя, Ник Основа, наметили на Пирама.

Что такое Пирам? Любовник или злодей?

Любовник, который предоблестно убивает себя из-за любви.

Ага! Значит тут требуются слезы, чтобы сыграть его как следует. Ну, если я возьмусь за эту роль,- готовь, публика, носовые платки! Я бурю подниму. Я в некоторой степени сокрушаться буду. Но, сказать по правде, главное мое призвание – роли злодеев. Еркулеса * я бы на редкость сыграл или вообще такую роль, чтобы землю грызть и все кругом в щепки разносить!

* (Еркулес.- Основа искажает имена древнегреческих богов и героев: Еркулес – вместо Геркулес, как немного дальше Фиб вместо Феб.)

Каково это было? Отменно, а? Ну, вызывай других актеров. Вот вам была манера Еркулеса, характер злодея; любовник – куда слезоточивее.

Френсис Дудка, починщик раздувальных мехов!

Есть, Питер Пигва!

Ты должен взять на себя роль Фисбы.

А кто это будет Фисба? Странствующий рыцарь?

Нет, это дама, в которую влюблен Пирам.

Нет, честью прошу, не заставляйте меня играть женщину: у меня борода пробивается * !

* (. не заставляйте меня играть женщину: у меня борода пробивается! – В английском театре времен Шекспира женские роли исполнялись очень молодыми, еще безбородыми актерами.)

Ничего не значит; можешь играть в маске и будешь пищать самым тоненьким голоском.

А! Если можно играть в маске,- давайте, я вам и Фисбу сыграю: я могу говорить чудовищно тоненьким голосом. “Твоя, твоя. Ах, Пирам, мой любовник дорогой! Я твоя Фисба дорогая, я твоя дама дорогая!”

Нет! нет! Ты должен играть Пирама, а ты, Дудка,- Фисбу.

Ну ладно. Валяй дальше!

Робин Заморыш, портной!

Есть, Питер Пигва!

Заморыш, ты будешь играть мать Фисбы.- Томас Рыло, медник!

Есть, Питер Пигва!

Ты – Пирамов отец. Я сыграю Фисбина отца. Миляга, столяр, ты получаешь роль Льва. Ну вот, надеюсь, что пьеса расходится у нас прекрасно.

А у вас роль Льва переписана? Вы мне теперь же ее дадите, а то у меня память очень туга на ученье.

Тут и учить-то нечего, и так сыграешь: тебе придется только рычать.

Давайте, я вам и Льва сыграю! Я так буду рычать, что у вас сердце радоваться будет; я так буду рычать, что сам герцог обязательно скажет: “А ну-ка, пусть его еще порычит, пусть еще порычит!”

Ну, если ты будешь так страшно рычать, ты, пожалуй, герцогиню и всех дам насмерть перепугаешь; они тоже завопят, а этого будет довольно, чтобы нас всех перевешали!

Да, да, перевешают всех до одного!

Это я с вами, друзья, согласен, что если мы настращаем дам, так лучшего ничего не придумают, как нас всех вздернуть. Но я сумею так переделать мой голос, что буду рычать нежно, что твой птенчик-голубенок; буду вам рычать, что твой соловушка!

Никакой тебе роли нельзя играть, кроме Пирама, потому что Пирам – красивый молодец, как раз такой настоящий мужчина во цвете лет, первосортный мужчина, благовоспитанный, с манерами, ну, словом, точь-в-точь такой, как ты. Тебе только и играть Пирама.

Ладно, согласен, беру роль. А в какой бороде мне ее играть?

Да в какой хочешь.

Ладно. Я вам его представлю в бороде соломенного цвета * . Или лучше в оранжево-бурой? Или в пурпурово-рыжей! Или, может быть, цвета французской кроны – чисто желтого цвета ** ?

* (Я вам его представлю в бороде соломенного цвета.- В театре того времени цвет парика и бороды соответствовал характеру того или иного персонажа. Так, бороду рыжего цвета надевали при исполнении ролей злодеев и предателей, например Иуды. Все цвета, перечисленные Основой, очень мало подходили для роли нежного любовника Пирама.)

** (. цвета французской кроны – чисто желтого цвета. У некоторых французских корон и вовсе никаких волос нет. – Французская крона – золотая монета, то есть монета желтого цвета. Весь этот диалог построен на перекрестной игре словами: “французская крона” (монета) гола, на ней не может быть волос, но “французская крона”, corona Veneris (мед.), является последствием “французской болезни”, часто приводящей в выпаданию волос.)

У некоторых французских корон и вовсе никаких волос нет, и придется тебе играть с голой физиономией. – Ну, граждане, вот вам ваши роли, и я прошу вас, умоляю вас и заклинаю вас – вызубрить их наизусть к завтрашнему вечеру. А вечером приходите в дворцовый лес, в одной миле от города: там мы при лунном свете устроим репетицию. А то, если будем собираться в городе, об этом пронюхают и выболтают нашу затею. А пока что я составлю список бутафории, которая нам нужна для пьесы. И прошу вас – не подведите меня.

Читать еще:  Обезболивание родов: плюсы и минусы. Обезболивание и наркоз Анестезия во время родов лечение

Придем обязательно. Там можно будет репетировать, как говорится, бесцеремоннее, вольнее. Постарайтесь, не ударьте в грязь лицом! Пока будьте здоровы!

Встреча – у герцогского дуба.

Ладно. Хоть удавитесь, а будьте на месте.

Акт II


Акт II

Сцена 1

Лес поблизости от Афин.

Появляются с разных сторон фея и Пэк.

А, фея! Здравствуй! А куда твой путь?

* (Круг в траве кроплю росой.- По народному английскому поверью, в тех местах, где выросла особенно яркая и сочная трава, водили хороводы эльфы и фен. Считалось, что овцы боятся есть эту “заколдованную” траву.)

* (Из-за ребенка, что при ней в пажах (похищен у индийского султана).- По народному поверью, эльфы и феи похищают иногда из колыбелей маленьких детей, взамен оставляя собственных.)

Входят с одной стороны Оберон со своей свитой, с другой Титания со своей.

* (Корин и Филлида – условные имена, которые часто давались в античной, а вслед за ней и в ренессансной пасторальной поэзии влюбленным пастухам и пастушкам.)

** (Котурнами у древних греков и римлян назывались шнурованные башмаки на высоких каблуках. По преданию, амазонки носили котурны, тогда как обычной обувью у древних греков и римлян были сандалии.)

* (Перигена – дочь разбойника Синниса, убитого Тезеем. После смерти отца она была некоторое время возлюбленной Тезея.)

*** (Ариадна.- См. примечание к “Двум веронцам”, т. 2, стр. 541.)

**** (Антиопа – одна из амазонок.)

* (Нептуновы пески – морской песчаный берег.)

Титания и ее свита уходят.

* (Весталки (в Древнем Риме)-жрицы богини Весты, принесшие обет безбрачия. “Царящая на Западе Весталка” – английская королева Елизавета.)

** (“Любовь, в праздности” – старинное английское народное название цветка “анютины глазки”.)

*** (Левиафан – упоминаемое в Библии морское чудовище, которое обладало способностью передвигаться с необыкновенной быстротой.)

Входит Деметрий; Елена следует за ним.

* (Грифон (или гриф) – сказочное хищное животное, имеющее туловище льва, а голову и крылья – орла.)

Деметрий и Елена уходят.

* (. на нем афинские одежды.- Афиняне носили плащи особого покроя.)

Сцена 2

Другая часть леса. Входит Титания со своей свитой.

Эльфы исчезают. Титания засыпает. Появляется Оберон.

(выжимая цветок на глаза Титании)

Входят Лизандр и Гермия.

(Выжимает сок цветка на глаза Лизандру.)

Входит Деметрий, за ним бежит Елена.

Сон в летнюю ночь. Перевод Алексея Козлова

Издатель

Сон в летнюю ночь
Перевод Алексея Козлова
Вильям Шекспир

Переводчик Алексей Борисович Козлов

Дизайнер обложки Алексей Борисович Козлов

© Вильям Шекспир, 2018

© Алексей Борисович Козлов, перевод, 2018

© Алексей Борисович Козлов, дизайн обложки, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тезей, Герцог Афин
Эгей, отец Гермии
Лизандр, влюблённый в Гермию
Деметрий, влюблённый в Гермию
Филострат, мастер развлечений у Тезея
Кувадла, плотник
Рубанок, столяр
Бахрома, ткач
Фуфлот, раздувальшик мехов
Криворыл, жестянщик
Замухрыжка, портной
Ипполита, королева Амазонок, невеста Тезея
Гермия, дочь Эгея, влюблённая в Лизандра
Елена, влюблённая в Деметрия

Оберон, Король Эльфов
Титания, Королева Фей
Пук, или Парнишка Робин, Эльф
Цветущий Горошек, Эльф
Паутинка, Фея
Моль, Фея
Горчичный Боб, Эльф

Пирам, Фисба, Стена, Луна, Лев —
лица интермедии, разыгрываемой
афинскими мастеровыми.
Эльфы, покорные Оберону и Титании.
Придворные Тезея и Ипполиты.

Действие: Афины и лес вокруг Афин

AКТ I

Сцена I. Афины. Зал во дворце Тезея)

(Входит Тезей, Иполита, Филострат и свита)

ТЕЗЕЙ
Всё ближе время брачного ярма
Четыре дня с тобой, о Ипполита,
Счастливый новый месяц приведут,
Спровадив в морг ущербную Луну
Что умирает в час по чайной ложке
И не спешит желаний утолять,
Подобная расчётливой вдовице,
Что отвергает совершеннолетье
У юноши прекрасного лишь с тем,
Чтобы его выдаивать доходы!

ИППОЛИТА
Четыре дня крутиться по ночам,
Четыре ночи взбалтывая время,
Когда луна, как серебристый лук,
Натянутый всевидящей полночью
Над нашим торжеством…
ТЕЗЕЙ
Бди, Филострат,
Вздымай Афины юность на веселье;
И дух проворной пляски Пробуди,
Приберегая грусть на похороны —
Гость бледную не наших именин!

(Филострат уходит)
Я, Ипполита, взял тебя мечом,
Без жалости к чарующему телу
Не важно как, тебя возьму женой
Я с помпою, с триумфом, с наслажденьем.

(Входят Эгей, Герма, Лизандр и Деметрий)

ЭГЕЙ
Удачлив будь Тезей, наш герцог славный!

ТЕЗЕЙ
Эгей! Будь счастлив! У тебя есть вести?

ЭГЕЙ
Досады полный, я сюда пришёл,
За Гермию – любимого ребёнка
Войди, Димитрий милый! Государь,
Ему я дал согласье на женитьбу
Сюда, Лизандр! Мой повелитель, он
Привадил лоно моего ребёнка.
Ты, ты, Лизандр, дарил ей горы рифм,
Залогами любовными менялся,
Пел в лунном свете под её окном,
Лукавым голоском романс слащавый
И пробуждал в душе фантазий вихрь,
Даря то локон, то браслет, то перстень.
Цветочки, рюшки, сладости, поделки,
Столь властные над юностью цветущей,
Лукавый, ты привадил сердце дочки,
И превратил ее покорный норов,
В тупую непокорность. Государь!
Коль дочь моя здесь, на виду у всех
Осмелиться Деметрия отвергнуть,
Возьму я привилегию Афины,
И дочь моя – моя всегда во всём,
Поэтому она ему отдастся,
Или без промедленья примет смерть,
Как предписали древние законы.

ТЕЗЕЙ
Что скажешь, Гермия? Должна быть ты честна!
Тебе отец завещан вместо бога,
И он, как бог, ваял твою красу,
Залив свой воск в божественную форму,
Над коей он всевластен без сомненья,
Чтобы оставить иль её разбить!
Деметрий самый лучший средь достойных!

ГЕРМИЯ
Такой же и Лизандр!

ТЕЗЕЙ
Он вещь в себе,
Раз он отцу не очень по нутру,
Другой занять достоин его место.

ГЕРМИЯ
Вот бы на мир взглянуть его глазами!

ТЕЗЕЙ
Пусть лучше ваши смотрят на него!

ГЕРМИЯ
У вас прошу прощенья, государь!
Откуда у меня явилась эта смелость,
Чтоб девственную скромность колебать,
В присутствии озвучивая мысли,
Но ваша милость, я хочу узнать
Что худшее могло бы мне грозить,
Осмелься я Деметрия отвергнуть?

ТЕЗЕЙ
Огромный выбор – либо сразу смерть,
Иль быстрое позорное изгнанье
Из крепкого сообщества людей!
Что ж, Гермия, подвесь свои желанья,
Гермия, задавайте свои желания,
Себя ты знаешь лучше, свою кровь,
Не уступив отцовским предпочтеньям,
Вольна ты выбрать монастырский зев
И выбрать затенённую обитель,
Чтобы жить бесплодной всю вторую жизнь,
К Луне холодной обращая гимны.
Втройне благословенны те из нас,
Кто волей смог взнуздать безумство крови
Паломничество первое свершить,
Но на земле цвет розовый счастлив
Взносится ввысь от девственного шипа,
Она не может не благоухать,
И счастье розы жить и умирать
Естественно в божественном блаженстве…

ГЕРМИЯ
Вот так я буду жить и умирать,
Невинность запечатав уговором
Не отдаваться под ярмо того,
Кого душа вотще не принимает!

ТЕЗЕЙ
Есть время всё обдумать хорошо,
Пока Луна опять не обновится,
И Ипполита стать должна моей,
Иль быть готовой к неминучей смерти
За ослушанье своего отца,
Или союз с Деметрием свершить
Или клятву дать в святилище Дианы
Всю жизнь свою аскезе посвятить.

ДЕМЕТРИЙ
О Гермия сладчайшая, смирись!
Лизандр, не множь безумства, уступи
Моим правам, во всём неоспоримым!

ЛИЗАНДР
Любовь отца в твоих руках, Деметрий!
Дай Гермию, а сам женись на нём!

ЭГЕЙ
Лизандр презренный! Я люблю его
И всё моё в руках его вовеки!
Она моя, и право на неё
Торжественно Деметрию вручаю!

ЛИЗАНДР
Я, государь мой, так же, как и он,
Я родовит и наделён богатством,
Моя любовь сильнее, чем его,
Деметрий не был обделён судьбою,
Но большие щедроты у меня!
Гораздо больше хвастовства пустого,
Любовь блаженной Гермии моей!
Я не презрею собственное право!
Деметрий, я публично объявлю!
Он расположен к дочери Недара,
Елене, и к нему её душа
Неравнодушна, и она, бедняжка,
Изменника коварного так любит,
Как любят лишь изменников одних!

ТЕЗЕЙ
Признаться, обо всём таком наслышан,
И думал всё с Диметром обсудить
Но утруждённый важными делами,
Об этом совершенно позабыл.
Деметрий, проходите, и Эгей
За мной идите следом, я устрою
Вам частные уроки и журьбу.
Ты, Гермия, смири свои желанья
Послушна будь фантазиям отца,
Или закон Афин дает нам право,
Ничто не может этот суд смягчить,
Или убить или обет принять
Тоскливого унылого безбрачья.
Пойдем, любовь моя, о, Ипполита!

Читать еще:  Типы инвалидных колясок. Инвалидные коляски

Деметрий и Эгей! Идем скорее!
Я должен вас использовать по полной,
Чтоб обсудить детали нашей свадьбы,
А также и посовещаться с вами
В вопросах, что касаемы нас всех.

ЭГЕЙ
Почтительно последуем за вами!

(Тезей, Ипполита, Эгей, Дметрий и свита уходят)

ЛИЗАНДР
Моя любовь! К чему так бледны щёки?
Куда ты дела розы с тех ланит?

ГЕРМИЯ
Бледны из-за дождя, что следовал за бурей
Моих гневливых глаз.

ЛИЗАНДР
Но почему
Мне никогда прочесть не удавалось
Или услышать хоть один рассказ,
О том, что путь любви усыпан розой,
И не бывает разницы сословий!?

ГЕРМИЯ
Крест для всего, когда высокий слишком
Кладёт свой глаз на деву из предместий

ЛИЗАНДР
И разница в летах ведёт к ошибке!

ГЕРМИЯ
О злобный! Старикашка с молодой!

ЛИЗАНДР
Иль между ними уговор родни!

ГЕРМИЯ
О, черт!
Как выберет любовь чужое око?!

ЛИЗАНДР
Когда ж они друг другу симпатичны,
Война и смерть краулят за углом
Как звук, любовь людская быстротечна,
Легка, как тень, стремительна, как сон;
С ночною вспышкой молнии сравнима,
Когда в мгновенье небо и земля
Пред нами предстают и тут же гаснут,
И губы не успеют молвить: «Вот!»
Как челюсть тьмы сиянье пожирает:
И вместо света заползает хаос!

ГЕРМИЯ
Насколько нужны истинной любви,
Препятствия, коварные подножки?
К чему любовь прислуга у судьбы?
К тому, что учит нас она терпенью
И побуждает нас влачить свой крест!
Страданье – часть любви, как вздохи,
Мечты и мысли, чаянья и слёзы —
Без оных нет любовников счастливых!

ЛИЗАНДР
Мысль неплохая для иных времён,
И посему ты, Гермия, послушай!
Есть тётка у меня. Она вдова.
Есть много денег, а ребёнка нету.
Дом милях в трёх, не больше, от Афин.
Я ей милей единственного сына.
Там, Гермия, женюсь я на тебе;
И острия афинского закона
В подобном месте не настигнут нас.
Коль любишь верно ты меня, тогда,
Из дома завтра выберешься ночью,
И там, в лесу, без города, где я
Когда-то встретил вас вдвоём с Еленой,
Прекрасным майским утром, жди меня!
ГЕРМИЯ
Лизандр! Хороший! Я тебе клянусь
Волшебным притяжением Амура,
Его стрелою лучшей, золотой,
И чистотой Венериной голубки,
Клянусь всем тем, что связывает души,
И заставляет полыхать любовь,
В груди изнемогающей Дидоны
За парусом у гордого Троянца
Нет, все обеты, коии всегда
Давали лживо зрелые мужчины,
Гораздо больше обещаний женщин, —
И в место, где ты будешь ждать меня,
Явлюсь одна, чтоб встретиться с тобою!

ЛИЗАНДР
Любовь моя! Ты сдержишь слово?
Смотри, сюда идёт Елена!

ГЕРМИЯ
Куда спешишь, прекрасная Елена?

ЕЛЕНА
Прекрасною назвали? Не меня!
На ярмарке слоняется ДЕМЕТРИЙий
С красоткою удачливой в мешке!
И ваши очи – звёзды в небесах,
И голосок невинный дивно-сладок
Как жаворонок сладок пастуху,
Когда пшеница в поле зеленеет,
И почки на кустах оживлены
Колючего боярышника. Хвори
Прилипчивы! С чего бы красоте
Не быть прилипчивой? О Гермия, тобой,
Прекрасная, могла б я заразиться!
Болело б ухо голосом, глаза,
От глаз твоих красою заразились,
И языком твоим мои слова
Нежданно заразились. И весь мир
Крутился бы, Деметрием укушен,
Я всё отдала б, только б быть тобой.
О, научи меня великому искусству
Как овладеть Деметрия душой!

ГЕРМИЯ
Чем больше хмурюсь, тем он больше млеет!

ЕЛЕНА
Меняешь хмуры на мои улыбки?!

ГЕРМИЯ
Ответом на проклятия – любовь!

ЕЛЕНА
О, кто любил бы жалкие мольбы!!

ГЕРМИЯ
Пинаю, а он следом, как собачка!

ЕЛЕНА
Чем больше я люблю, тем больше презираю!!

ГЕРМИЯ
То, что он дурень – не моя вина!

ЕЛЕНА
О, будь твоя краса – моей виной!

ГЕРМИЯ
Пусть так! Утешься! Больше никогда
Его не взвижу! Я бегу с Лизандром!
Афины без Лизандра были раем.
С тех пор, как с ним, Афины стали адом!
Любовь, печаль, привязанность – подряд
Любое небо превращают в ад!

ЛИЗАНДР
Элен, как на ладони наши души
И завтра ночью, когда Феб взойдёт
Как в зеркале, в заливе отражаясь,
Рассыпав жемчуг средь морской травы, —
В часы любовной сладостной горячки
Через врата Афин мы ускользнём.

ГЕРМИЯ
Я знаю! В том лесу где мы с тобой
Ложились на цветочные перины,
Чтобы излить из душ свои мечты,
Там мы с Лизандром встретимся… Оттуда,
Афине показав свои зады,
Пойдём искать иных друзей и виды.
Мой сладкий друг, молись за нас, прощай!
Удачной на Деметрия охоты!
Лизандр, ты слово дал и мы должны
Глаза свои голодными оставить
Лишь завтра вновь – любовников еда!

ЛИЗАНДР
Я буду там, о Гермия!

Елена!
Прощай! Прощай! Прощай! Любите оба!
Как ты – его, так твой Деметр – тебя!

ЕЛЕНА
Иные адреса находит счастье!
В Афинах я слыву красоткой первой,
Как и она, но в этом мало толка.
Когда Деметрий думает не так!
Не хочет знать он то, что всем известно,
И кажется, блуждаем мы не там,
Он – к Гермии протягивая сердце,
И я, что слепо им восхищена!
Какая мерзость этот здравый смысл!
Ещё мерзей любовные притворы,
Готовые покрыть златой фольгой
Всё то, что нас холодным оставляло!
Любовь бывает зала, порой, меж нами,
Её прельщают даже и рогами!
Любая низость выглядит иной
В глазах любви, она простит любое,
У ней нет глаз, но сердцем она видит
И поэтому крылатый Купидон
Висит на шторе, слеп и легкомыслен,
А так как слеп, то вкуса он лишён,
К чему крыла, когда не видят зенки?
Любовь недаром прозвана дитём,
И как дитё, обманута нередко,
Прощая всё, не скапливая зла,
Как мальчики в их играх безрассудных,
Вольны, в горячке всем наобещав,
С три короба безумных уверений,
Чтоб от всего бесстыдно отказаться
Одним мгновеньем всё перечеркнув!
Любовь – дитя! Как все другие дети
Готовы клятвы забывать мгновенно,
Пока Деметрий Гермии в глаза,
Не заглянул, клянётся предо мною
И градом уверений завалил
В своей любви, но только показался
Лик Гермии, так сразу град подтаял
И в землю просочился незаметно.
Ему поведать было б справедливо
О бегстве скором Гермии прекрасной…
Он ночью побежит во все лопатки
Преследовать ее, и благодарность
За это дело дорогого стоит!
Его увидеть мельком, а потом
В Афины ночью грустно возвратиться.
Но это не напрасно вероятно:
Я с ним пойду туда и с ним – обратно!

Уильям Шекспир – Сон в летнюю ночь

Уильям Шекспир – Сон в летнюю ночь краткое содержание

Сон в летнюю ночь – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Уильям Шекспир

Сон в летнюю ночь

William Shakespeare. A Midsummer Night’s Dream

Тезей, герцог Афинский.

Эгей, отец Гермии.

Лизандр, Деметрий, влюбленные в Гермию.

Филострат, распорядитель увеселений при дворе Тезея.

Пигва, плотник.

Миляга, столяр.

Основа, ткач.

Дудка, починщик раздувальных мехов.

Рыло, медник.

Заморыш, портной.

Ипполита, царица амазонок, обрученная с Тезеем.

Гермия, влюбленная в Лизандра.

Елена, влюбленная в Деметрия.

Оберон, царь фей и эльфов.

Титания, царица фей и эльфов.

Пэк, или Добрый Малый Робин, маленький эльф.

Душистый Горошек, Паутинка, Мотылек, Горчичное Зерно, эльфы.

Феи и эльфы, покорные Оберону и Титании, свита.

Место действия — Афины и лес поблизости.

АКТ I

Афины, дворец Тезея.

Входят Тезей, Ипполита, Филострат и свита.

Прекрасная, наш брачный час все ближе:

Четыре дня счастливых — новый месяц

Нам приведут. Но ах, как медлит старый!

Стоит он на пути к моим желаньям,

Как мачеха иль старая вдова,

Что юноши доходы заедает.

Ипполита

Четыре дня в ночах потонут быстро;

Четыре ночи в снах так быстро канут…

И полумесяц — лук из серебра,

Натянутый на небе, — озарит

Ночь нашей свадьбы!

Расшевели всю молодежь в Афинах

И резвый дух веселья пробуди.

Печаль для похорон пусть остается:

Нам на пиру не нужно бледной гостьи.

Филострат уходит.

Тебя мечом я добыл, Ипполита,;

Угрозами любви твоей добился,

Но свадьбу я в ином ключе1 сыграю:

Торжественно, и весело, и пышно!

Входят Эгей, Гермия, Лизандр и Деметрий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]