18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания. Полное дыхание Массаж мышц участвующих в процессе дыхания

САМОМАССАЖ С ПОМОЩЬЮ ДЫХАНИЯ

Дыхание как способ естественного оздоровительного массажа внутренних органов: его частота и глубина – своеобразные приемы самомассажа, отсюда – огромная важность правильной постановки дыхания, его ритма. Этот процесс был отмечен еще врачевателями древнего Востока и использовался ими.

  1. ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ выполняем сидя или лежа (как удобнее). Медленно, но с силой делаем вдох, одновременно втягивая внутрь брюшную стенку. Затем медленно выдыхаем через нос: сначала выпячиваем брюшную стенку, освобождаем нижние ребра, грудную клетку, верхние ребра. Снова делаем вдох. Когда воздух заполнит легкие, живот втягиваем внутрь, задерживаем дыхание на 1-2 секунды, начинаем выдох, но живот не ослабляем, втягиваем еще сильнее, ребра как бы приподняты и расправлены. Затем постепенно расслабляем живот, ребра сжимаются, плечи опускается, воздух выдыхаем через нос. По мере освобождения легких от воздуха грудь и живот опускаются, брюшная стенка втягивается. Упражнение выполняем начала 3 раза, постепенно увеличиваем количество до 10 раз. Для овладения методикой полного дыхания существуют специальные упражнения, которые дают возможность отработать его по стадиям. Каждое из этих упражнений, в свою очередь, включает в себя массаж определенных внутренних органов.

2. Дыхание животом, или НИЖНЕЕ ДЫХАНИЕ.

И.П.лежа, сидя или стоя. Мышцы расслаблены. Одну ладонь положите на живот, другую- на грудь. Сделай-те медленный, но сильный вдох, брюшную стенку втяните внутрь. Медленно выдохните через нос; диафрагма расслабилась, брюшная стенка выпятилась наружу, нижняя часть легких наполнилась воздухом. Когда упражнения выполняют подряд, живот как бы проделывает волно-образные движения, массируя при этом желудок, кишечник, печень.

3. СРЕДНЕЕ, ИЛИ ГРУДНОЕ, ДЫХАНИЕ.

И. П. то же, все внимание направлено на ребра. Медленно вдыхаем через нос, расширяя в обе стороны ребра грудной клетки, при этом наполняется воздухом средняя часть легких. Выдох делаем также через нос, постепенно расслабляя ребра. Брюшная стенка и плечи в активном дыхании не участвуют. Рука, расположенная на груди, приподнимается вместе с грудной клеткой, а та, что лежит на животе, остается неподвижной. Упражнение повторяют 4-6 раз подряд, 3-4 раза в день. При этом массируются сердце, печень, селезенка и почки, благодаря чему улучшается кровоснабжение этих органов.

4. ВЕРХНЕЕ ДЫХАНИЕ.

И. П. то же, на этот раз наше внимание сосредоточено на верхней части легких. Медленно вдохните через нос, поднимая ключицы и плечи, при этом воздух наполнит верхнюю часть легких. Осуществляется воздействие на внутренние органы через переднюю стенку живота и диафрагму: надавливая на них и, отпуская, мы производим сдавливание, смещение, подтягивание и расслабление внутренних органов.

При вдохе и выдохе массаж совершается естественным путем. Вдохнули – диафрагма растягивается, давит на печень, желудок, селезенку, поджелудочную железу, кишечник. Брюшная стенка при этом “подается” вперед и не мешает их сжатию. Объем грудной клетки увеличивается, легкие наполняются воздухом и сжимают сердце. Выдох – диафрагма опускается и несколько втягивается внутрь, уменьшается объем грудной полости, воздух выталкивается из легких, органы брюшной полости и сердце освобождаются от сжатия, расслабляются.

Больше ценной информации о душе и теле! Не забудьте подписаться – https://vk.com/telo_kak_sobesednik

Школа векторного массажа и соматики | Онлайн-курсы массажа https://massage-somatics.ru., https://massage-obuchenie.com/ , тел: +7 (916) 248-51-83

#дыхание #ДыхательныеПрактики #ОздоровлениеДыханием #ОздоровительныеПрактики #СамомассажСПомощьюДыхания #самомассаж #здоровье #массаж #МассажОбучение #ШколаВекторногоМассажаИСоматики

Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях»

Алеся Чернышова
Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях»

Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

• Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги);

• Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;

• Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность.

Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы, например самомассаж.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации (аутогенные тренировки). Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассаж, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Читать еще:  Антибиотики и их фармакологическое действие. Краткие характеристики групп антибиотиков Фармакология антибиотики

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 3 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Самомассаж органов дыхания так же как и артикуляционная гимнастика полезны перед началом занятий. Он доступен детям дошкольного возраста, особенно гигиенический, активизирующий нервные окончания, находящихся близко к коже и вибрационный – более глубокий. Начинать самомассаж полезно с гигиенического, а заканчивать вибрационным и упражнениями на дыхание.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационный самомассаж эффективно выполнять перед началом фронтальных занятий – дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. В течение 2-4 минут происходит комплексный подход, позволяющий осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения.

Вибрационно-вокальные упражнения относятся к здоровосберегающим технологиям, так как повышают обменные процессы в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Вибрационный массаж — это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

Вибрационный (постукивающий массаж) «Пчелиный улей»

Упражнение 1. Лёгкие постукивающие движения по голове со звуком м-м-м Повторить 4-6раз. (Мёду надо)

Упражнение 2. Постукивающие движения по носу и гайморовым пазухам со звуком н-н-н-н (

Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно вслух «тянуть» звук в-в-в-в.

Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки нижнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» звук з-з-з-з (голодные пчёлки).

Упражнение 5. Постукивать кулачками одной или обоими руками по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» звук ж-ж-ж.

Упражнение 6. Наклон вперёд стучим по спине со звуком р-р-р-р.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания.Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма.

Самомассаж лица (гигиенический).

Упражнение 1. «Рисуем дорожки» Движения пальцев от середины лба к вискам.

Упражнение 2. «Рисуем яблочки» Круговые движения плаьцев от середины лба к вискам.

Упражнение 3. «Пальцевой душ» Лёгкое постукивание или похлапывание кончиками пальцев по лбу.

Упражнение 4. «Нарисуем усы» Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

Упражнение 5. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

Упражнение 6. «Испечём блинчики» Похлопать ладошками по щекам.

Дыхание-одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. В речевом дыхании выдох самое главное и активное звено процесса, оно значительно длиннее вдоха.

Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнерёберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физиологической и эмоциональной нагрузке. У таких детей отмечаются недостаточный объём выдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания- ка на вдохе, так и на выдохе.

Упражнения на дыхание

Упражнение 1. «Петушок». И. п. – встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» – /5-6 раз – на выдохе/.

Упражнение 2. «Курочки». И. п. – ноги вместе, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. 1- махи согнутыми руками в локтях (вдох,2- на выдохе приозносим: «Куд-куд- куда»! Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3. «Гуси». И. п. ноги на ширине плеч, руки отведены назад, шею вытянуть вдох носом,2- на выдохе произносить: «Ш-ш-ш». Повторить 3-4 раза.

Упражнение 4. «Утки». Ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1- перевалиться с ноги на ногу, вдох носом, 2 –на выдохе произносить: «Кря-кря-кря». Повторить 3-4 раза.

1. Дьякова Е. А, Логопедический массаж/ — М. : Издат. центр «Академия», 2005 г.

2. Hестерюк Т. В, Дыхательная и звуковая гимнастика/ – М. : Книголюб, 2007.- 56 с.

3. Поварова, И. А.Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов /И. А. Поварова – СПб. :Союз, 2001

4. Гуськова А. А, Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет/А. А. Гуськова- М. : Творческий Центр Сфера, 2011.

Читать еще:  Гистология щитовидной железы: как проходит, расшифровка результатов. Строение и функции щитовидной железы. Околощитовидные железы. Развитие околощитовидных желез. Строение околощитовидных желез. Гормоны околощитовидных желез Источник развития главных клет

5. Шафеева А. А, Логопедический массаж: метод. пособие / А. А. Шафеева. — М. : БЕТА-ФРЕЙМ, 2009. — 55 с.

Примерный проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Актуальность проблемы здоровья детей сегодня очевидна для всех. В последнее время особенно обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья.

Вибрационно-вокальный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях. Вибрационно-вокальный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях. Белякова М. А. учитель-логопед МБДОУ № 57 Основой ясного и.

САМОМАССАЖ С ПОМОЩЬЮ ДЫХАНИЯ

Дыхание как способ естественного оздоровительного массажа внутренних органов: его частота и глубина – своеобразные приемы самомассажа, отсюда – огромная важность правильной постановки дыхания, его ритма. Этот процесс был отмечен еще врачевателями древнего Востока и использовался ими.

1. ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ выполняем сидя или лежа (как удобнее). Медленно, но с силой делаем вдох, одновременно втягивая внутрь брюшную стенку. Затем медленно выдыхаем через нос: сначала выпячиваем брюшную стенку, освобождаем нижние ребра, грудную клетку, верхние ребра. Снова делаем вдох. Когда воздух заполнит легкие, живот втягиваем внутрь, задерживаем дыхание на 1-2 секунды, начинаем выдох, но живот не ослабляем, втягиваем еще сильнее, ребра как бы приподняты и расправлены. Затем постепенно расслабляем живот, ребра сжимаются, плечи опускается, воздух выдыхаем через нос. По мере освобождения легких от воздуха грудь и живот опускаются, брюшная стенка втягивается. Упражнение выполняем начала 3 раза, постепенно увеличиваем количество до 10 раз. Для овладения методикой полного дыхания существуют специальные упражнения, которые дают возможность отработать его по стадиям. Каждое из этих упражнений, в свою очередь, включает в себя массаж определенных внутренних органов.

2. Дыхание животом, или НИЖНЕЕ ДЫХАНИЕ.

И.П.лежа, сидя или стоя. Мышцы расслаблены. Одну ладонь положите на живот, другую- на грудь. Сделай-те медленный, но сильный вдох, брюшную стенку втяните внутрь. Медленно выдохните через нос; диафрагма расслабилась, брюшная стенка выпятилась наружу, нижняя часть легких наполнилась воздухом. Когда упражнения выполняют подряд, живот как бы проделывает волно-образные движения, массируя при этом желудок, кишечник, печень.

3. СРЕДНЕЕ, ИЛИ ГРУДНОЕ, ДЫХАНИЕ.

И. П. то же, все внимание направлено на ребра. Медленно вдыхаем через нос, расширяя в обе стороны ребра грудной клетки, при этом наполняется воздухом средняя часть легких. Выдох делаем также через нос, постепенно расслабляя ребра. Брюшная стенка и плечи в активном дыхании не участвуют. Рука, расположенная на груди, приподнимается вместе с грудной клеткой, а та, что лежит на животе, остается неподвижной. Упражнение повторяют 4-6 раз подряд, 3-4 раза в день. При этом массируются сердце, печень, селезенка и почки, благодаря чему улучшается кровоснабжение этих органов.

4. ВЕРХНЕЕ ДЫХАНИЕ.

И. П. то же, на этот раз наше внимание сосредоточено на верхней части легких. Медленно вдохните через нос, поднимая ключицы и плечи, при этом воздух наполнит верхнюю часть легких. Осуществляется воздействие на внутренние органы через переднюю стенку живота и диафрагму: надавливая на них и, отпуская, мы производим сдавливание, смещение, подтягивание и расслабление внутренних органов.

При вдохе и выдохе массаж совершается естественным путем. Вдохнули – диафрагма растягивается, давит на печень, желудок, селезенку, поджелудочную железу, кишечник. Брюшная стенка при этом “подается” вперед и не мешает их сжатию. Объем грудной клетки увеличивается, легкие наполняются воздухом и сжимают сердце. Выдох – диафрагма опускается и несколько втягивается внутрь, уменьшается объем грудной полости, воздух выталкивается из легких, органы брюшной полости и сердце освобождаются от сжатия, расслабляются.

✅ Больше ценной информации о душе и теле! Не забудьте подписаться!

САМОМАССАЖ МЫШЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ

Массаж с древних времен применяется не только как лечебная процедура, но и как активизация процесса кровообращения, обмена веществ. Многие циклы физических оздоровительных упражнений, как известно, сопровождаются самомассажем.
Согласно учению И. П. Павлова, положительное действие массажа связано с раздражением нервных окончаний в коже, в мышцах, стенках сосудов. Раздражение вызывает рефлекторную реакцию как со стороны отдельных органов, так и со стороны высших отделов головного мозга.
Самомассаж в нашей дисциплине имеет цель — в последовательном порядке подготовить и разогреть мышцы и органы, участвующие в речевом голосообразовании.
Лечебный массаж имеет несколько приемов. Мы предлагаем в своей работе два основных, полезных и доступных каждому: гигиенический, поглаживающий, и вибрационный, постукивающий. />При поглаживании активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже. При вибрационном массаже “разогреваются” и подготавливаются к действию нервные окончания, расположенные глубже. Кроме этого, самомассаж действует успокаивающе, снимает усталость мыщц, участвующих в голосообразовании, придает бодрость.
Кроме поглаживаний и постукиваний, в нашей гимнастике мы предлагаем подключение “звуковой волны”: произнесение звонких щелевых согласных ж, з, в и сонорных м, н, л, р, т, е. тех звуков, которые можно тянуть непрерывно при вьщохе. Звуковая волна изнутри струей воздуха массирует внутренние стенки голосового аппарата, воздейст
вуя таким ооразом на гладкую мускулатуру оронхов, трахеи, носа, косвенным путем включает ее в работу.
Гигиенический массаж (поглаживающий) следует проводить сначала беззвучно, потом с включением на выдохе согласных, указанных выше. Начинать следует с гигиенического массажа, а потом подключить и вибрационный.
Вибрационный массаж проводится обязательно со звуком. После массажа необходимо проверять результат: освобождение мышц от зажимов, их рабочее состояние, качество звучания и ощущение легкости, “удобства” при произнесении какого-нибудь текста (поговорок, пословиц, небольших фраз, четверостиший). Для этой цели каждый ученик подбирает несколько текстов, которые произносит осмысленно, в то же время проверяя свободу мышц и находя удобное для себя звучание.
Мы рекомендуем начинать занятия самомассажем сначала под наблюдением педагога, а затем самостоятельно проводить его каждый день по утрам. На старших курсах полезно проводить самомассаж за час до репетиций или спектакля. Если почему-либо возникают мышечные зажимы и наступает утомление во время спектакля или выступления, то следует сделать самомассаж, пользуясь перерывом.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА САМОМАССАЖА Кожа массируемых частей тела и рук должна быть чистой. Все движения массирующей руки должны быть направлены по ходу лимфатических и венозных сосудов, Массируемые мышцы должны быть расслаблены. Массаж делается медленно, плавно.
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Упражнение 1. Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4—6 раз (рис. 10).

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12

Читать еще:  Имипенем механизм действия. Карбапенемы: спектр действия, показания, побочные эффекты. Механизм действия и значение пенициллинсвязывающих белков

Упражнение 2. Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины лица (от спинки носа) к ушам. Повторить 4—6 раз (рис. 11).
Упражнение 3. Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4—6 раз (рис, 12).

Упражнение 4. Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам. Повторить 4—6 раз (рис. 13).

Упражнение 5. Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно — к середине подбородка. Повторить 4—6 раз (рис. 14).
Упражнение 6. Самомассаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа-налево и слева- направо верхние и нижние десны с наружной стороны. Повторить 4—6 раз.
Упражнение 7. Самомассаж твердого неба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно. Повторить 4—6 раз.
Упражнение 8. Самомассаж шеи. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок (но не поднимая его). Повторить 4—6 раз (рис, 15).
Рис. 15

Упражнение 9. Самомассаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук по направлению часовой стрелки, начиная с нижней части живота,затем вверх и крутом. Повторить 4—6 раз (рис. 18).
Упражнение 10. Самомассаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками боковые части грудной клетки движением от пояса вперед, затем вверх и кругом. Повторить 4—6 раз (рис. 19).
Упражнение 11. Самомассаж спины. Поглаживать обеими руками (или поочередно, то одной, то другой рукой) область спины: по пояснице вверх к лопаткам и обратно (рис, 20).

alt=”” />

ВИБРАЦИОННЫЙ (ПОСТУКИВАЮЩИЙ) МАССАЖ СО ЗВУКОМ
Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба (там, где помешаются лобные пазухи) к ушам и одновременно “тянуть” вслух на вьщохе сонорный согласный м. Повторить 4—6 раз.
Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки коса (там, где помещаются гайморовы полости) к ушам и одновременно вслух “тянуть” на вьщохе поочередно сонорные м или н с гласным у, НЕ РАСКРЫВАЯ ГУБ, Повторить 4—6 раз.
(Напоминаем, что при произношении носовых согласных м и н полость рта остается открытой для активного вьщоха, а при произношении гласного у глотка расширена.)
Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно “тянуть” вслух на вьщохе щелевой согласный в. Повторить —6 раз. (Напоминаем, что при произнесении согласного в воздушная струя невольно направляется вперед к верхним зубам.)
Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев пространство под нижней губой и одновременно “тянуть” вслух на вьщохе согласный з, Повторить 4—6 раз.
(Напоминаем, что при произношении щелевого согласного з воздушная струя также направляется вперед, но уже к нижним зубам.)
Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно “тянуть” вслух на вьщохе щелевой согласный ж или сонорный м. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 6. Постукивать ребрами ладоней обеих рук движением снизу вверх боковую часть грудной клетки (от поясницы до подмышек) и одновременно “тянуть” вслух на выдохе сонорный м. Повторить 4—6 раз.
Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания “тянуть” на вьщохе сонорный м. Повторить 4—б раз.
Упражнение 8. Постукивать одновременно ладонями обеих рук (обхватывающим движением) область лопаток и задней части межреберных мышц (насколько позволяет длина рук). Во время постукивания “тянуть” на вьщохе сонорный м. Повторить 4—б раз.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]