9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техника акустического метода определения уровня слуха. Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований. Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т.е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувст

Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

Своевременно выявленное заболевание лечить значительно легче, нежели запущенные формы. Это же касается и слуховой функции. При появлении малейших подозрений на снижение слуха нужно обязательно обратиться к врачу. С помощью современных диагностических исследований можно вовремя обнаружить патологию и приступить к ее терапии.

Диагностика остроты слуха

Исследование слуха должно начинаться с консультации врача-сурдолога. Специалист выполняет отоскопию – данная процедура заключается в осмотре органа слуха. Во время этой простой процедуры врач может выявить механические повреждения и другие аномалии уха.

Немаловажное значение для сурдолога имеют жалобы пациента на симптомы разных патологий – неразборчивость речи во время разговора или появление звона в ушах. После выполнения отоскопии специалист подбирает метод диагностики остроты слуха на основании клинической картины.

Показания

Проведение диагностических исследований требуется в таких ситуациях:

Методы

Существует довольно много различных диагностических процедур, которые позволяют получить объективные результаты и определить степень тяжести тугоухости и причины ее развития.

Аудиометрия

Это эффективная процедура, которая позволяет определить остроту слуха и выявить различные нарушения. Исследование выполняется с помощью аудиометра – это электроакустический прибор, который превращает переменные электрические напряжения в звуки.

Слышимость измеряют в децибелах. Благодаря данному исследованию врач имеет возможность сравнить полученные данные с показателями нормы.

Аудиометрия проводится для решения таких задач:

  • оценка остроты слуха;
  • определение чувствительности к звукам различной частоты;
  • анализ воздушной и костной проводимости звуков
  • оценка качества распознавания речи;
  • выбор слухового аппарата.

Данная процедура не имеет противопоказаний и не провоцирует болевых ощущений. В ходе ее проведения пациенту надевают наушники, через которые подают сигналы. Если человек слышит звук, ему нужно нажать кнопку. В результате врач получает аудиограмму, которая позволяет установить наличие или отсутствие патологии.

Как проводится аудиометрия

Тимпанометрия

Данная процедура представляет собой объективную диагностику болезней слуховых органов. Для ее проведения используется специальное медицинское устройство – тимпанометр, который подает звуковое давление в уши.

После чего аппарат фиксирует сопротивление, которое волна встречает во время перемещения по слуховым каналам. Результатом такого исследования является график.

Благодаря проведению тимпанометрии удается установить:

  • уровень давления в среднем ухе;
  • подвижность барабанных перепонок;
  • наличие аномальных выделений в наружном слуховом проходе;
  • целостность и подвижность слуховых косточек;
  • состояние внутреннего уха и путей.

Данная процедура не провоцирует дискомфорта и не имеет ограничений. Потому ее проводят всем при наличии соответствующих показаний.

Импедансометрия

Под данным термином понимают целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы, а также среднего уха. Этот метод входит в категорию объективных процедур, поскольку не нуждается в участии пациента. Процедура не зависит от условных реакций человека, потому может выполняться даже детям раннего возраста.

В ходе проведения исследования в слуховой проход подают звук или воздух под давлением. Это осуществляется через особую резиновую заглушку. Благодаря этому удается проверить подвижность перепонки и оценить безусловный акустический рефлекс.

Импедансометрия позволяет определить физиологические возможности человека слышать, которые не зависят от его восприятия и сознания. Данный метод нередко используется для выполнения дифференциальной диагностики разных патологий органа слуха. Также с его помощью удается контролировать результативность проводимой терапии.

Проба камертонами

Несомненным достоинством данной методики является сравнительная простота используемого устройства, незначительное изменение акустических характеристик, портативность и отличная чистота звуков. Камертон дает возможность оценить воздушную и костную проводимость.

При анализе воздушной проводимости пациент должен закрыть глаза, после чего ответить, слышен ли ему звук. Если ответ утвердительный, он должен определить, каким ухом.

Проба камертонами по методу Ринне и Вебера

Дополнительные исследования или анализы

Самым простым и доступным методом считается исследование слуха с помощью живой речи. Для этого одно ухо нужно закрыть пальцем, после чего предложить пациенту повторять слова, которые врач говорит шепотом или голосом средней громкости.

Как правило, остроту слуха оценивают по расстоянию, на котором слышна шепотная речь. Здоровые люди могут расслышать ее с 15-20 м. Важно учитывать, что дистанция во многом зависит от состава слов. Так, слова со звуками низкой частоты воспринимаются с расстояния 5 м. Если же слова имеют дискантовую характеристику, их можно распознать с 20-25 м.

Также для оценки остроты слуха врач может назначить такие исследования:

  1. Электрокохлеография – проводится для измерения электрических потенциалов слухового нерва и внутреннего уха. Благодаря этому удается обнаружить патологии, которые сопровождают вестибулярный гидропс.
  2. Отоакустическая эмиссия – подразумевает регистрацию звуков, которые исходят от внутреннего уха. По данным их колебания удается оценить функции наружных волосковых клеток. Благодаря проведению такого исследования удается установить нарушения слуха у детей раннего возраста.
  3. Метод акустических стволовых вызванных потенциалов – базируется на исследовании биоэлектрических реакций подкорковых структур. Благодаря этому можно определить степень восприятия звуков подкоркой мозга.

Посмотрите ролик как проводится аудиометрия:

Профилактика тугоухости

Чтобы не допустить ухудшения слуха, нужно заниматься профилактикой таких заболеваний:

  • не стоит слушать громкую музыку в наушниках;
  • детей нужно своевременно вакцинировать от кори, краснухи и паротита;
  • рекомендуется избегать сильного шума;
  • для защиты ушей от громких звуков можно использовать наушники и затычки;
  • не стоит включать сразу несколько приборов одновременно.

Чтобы справиться с нарушениями слуха, нужно своевременно провести комплексную диагностику. Благодаря этому специалист сможет установить причины и степень тяжести заболевания и подобрать адекватную терапию.

Диагностика слуха у взрослых

Диагностика слуха у взрослых должна проводиться ежегодно, особенно тем, кто находиться в группе риска», – считают сурдологи. И это вполне объяснимо, ведь нарушения слуха могут возникать в любом возрасте и по разным причинам. В некоторых случаях требуется незамедлительное обращение к специалисту, а в других случаях слух снижается медленно и постепенно, человек долго не придает этому значения.

Почему снижается слух?

Фактически, человек слышит мозгом, но чаще всего потеря слуха происходит из-за того, что какой-то участок слуховой системы не функционирует должным образом и не передает звуковые сигналы в мозг.

В зависимости от локализации нарушения (наружное, среднее, внутреннее ухо), выделяют три типа тугоухости:

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушений в наружном и среднем ухе. Как правило, легко лечится лекарствами, либо оперативным вмешательством. К данному типа относятся:

  • серные пробки
  • инфекции слухового прохода, воспаления
  • разрыв барабанной перепонки
  • отосклероз (потеря подвижности косточек среднего уха)

Сенсоневральная тугоухость возникает из-за повреждения волосковых клеток внутреннего уха, что негативно влияет на передачу звуковых сигналов к слуховому нерву. Причины:

  • пресбиакузис (возрастная потеря слуха)
  • чрезмерное воздействие шума
  • ототоксичные (опасные для слуха) препараты
  • травмы головы
Читать еще:  Классификация повреждений челюстно-лицевой области. Травмы челюстно-лицевой области. Повреждения зубов. Переломы челюсти Травмы члх

Диагностика сенсоневральной тугоухости должна проводится тщательнейшим образом, поскольку в случае острой и внезапной потери слуха, особенно важна оперативность постановки диагноза и принятия мер. В случае необратимых нарушений, коррекция происходит при помощи слуховых аппаратов.

Смешанная тугоухость сочетает в себе кондуктивные и сенсоневральные нарушения. Поэтому могут применяться разные методы диагностики слуха и лечения, в т.ч. слухопротезирование.

В целом, чем “глубже” локализируется проблема, тем более она тяжела. Поэтому, наименее опасными считаются кондуктивные нарушения.

В каких случаях нужно обращаться к ЛОРу срочно?

  • Вас беспокоит чувство заложенности, шум в ушах (как после полета в самолете), головокружение
  • Снижение слуха, заложенность, боль. Возможно, выделения из уха
  • Чувство “наполненности”, переливания жидкости в ухе
  • После акустической или баротравмы

Во всех этих случаях необходимо срочно обратиться к оториноларингологу (ЛОРу). Врач при визуальном осмотре (отоскопии) выявит пробку или воспалительные явления в ухе, проведет дифференциальную диагностику нарушений слуха и, возможно, сразу избавит Вас от проблемы (в случае пробки). В случае отитов назначит общее и местное лечение, которое тоже в скором времени даст результат. При необходимости врач обязательно назначит аудиологическое обследование, консультацию сурдолога и определится с тактикой дальнейшего лечения

Когда требуется диагностика слуха?

Существует ряд иных причин, по которым слух снижается постепенно, в течение нескольких месяцев или даже лет. Так как же понять, нужно ли проверить слух?

  • Вы испытываете затруднения в общении, часто переспрашиваете. Вам кажется, что собеседники разговаривают тихо и невнятно.
  • Вам трудно слушать и понимать речь в шумной обстановке: на улице, на совещании, на лекциях, в ресторане, в парке, при разговоре с несколькими собеседниками.
  • Вы увеличиваете громкость телевизора, радио, телефона.
  • Вы эмоционально подавлены, раздражаетесь, нервничаете и даже избегаете общения, так как для вас разобрать речь собеседника – это колоссальное усилие.

Можно ли проверить слух самостоятельно?

Такие методы существуют, однако не являются медицинскими и не заменят дифференциальную диагностику нарушений слуха.

  1. Исследование разговорной и шепотной речи. Попросите кого-то из близких отойти на расстояние 6 метров и шепотом произнести: “час, чай чаща, щи, сажа, шесть, шестнадцать, шестьдесят шесть”. Если вы не различаете данных слов, стоит детально обследовать слух.
  2. Тест слуха он-лайн. Существует целый ряд приложений для смартфона, с помощью которых вы можете пройти самоисследование. Например: “Слуховой тест Mimi” поможет откалибровать наушники, проверит каждое ухо отдельно и покажет наглядный результат.

Также рекомендуется пройти обследование у специалистов, если:

Ваша работа связана с шумом. Согласно действующему законодательству, если уровень шума на вашей работе свыше 80 дБ, работодатель обязан обеспечить вам средства индивидуальной защиты слуха, а также ежегодную проверку слуха.

  • Вы живете в большом городе и постоянно испытываете воздействие окружающего шума: слушаете музыку зачастую на неадекватно громком уровне, например, в метро в наушниках, на рок-концертах, дискотеках
  • Вы часто страдаете от отитов
  • У вас аденоиды 3ей степени
  • Недавно получили сотрясение мозга, черепно-мозговую травму
  • Вам 50 и более лет

Во всех случаях если есть жалобы или подозрения на ухудшение слуха, потребуется аудиометрия – исследование слуха с помощью прибора – аудиометра и, возможно, другие аудиологические обследования (импедансометрия, ОАЭ, слуховые вызванные потенциалы), объём обследования определит доктор.

Методы диагностики потери слуха у взрослых.

Аудиометрия (тональная пороговая, игровая, речевая, надпороговые тесты) – измерение способности испытуемого слышать чистые тоны различных частот.

Как проводится аудиометрия? на пациента надеваются наушники, в которые подается звуковой сигнал. Задача пациента нажать кнопку в тот момент, когда он слышит звук. Суть аудиометрии в том, чтобы определить самый тихий звук (порог восприятия) на каждой исследуемой частоте, какой способен человек услышать. Аудиометрия проводится отдельно для правого и левого уха.

При помощи двух разных телефонов: воздушного и костного, определяют характер тугоухости: страдает звукопроведение, звуковосприятие или это нарушение слуха по смешанному типу. При наличии кондуктивного (звукопроводящего) нарушения, назначается дополнительное исследование – импедансометрию.

Результат исследования. Итоги исследования заносят на специальный аудиометрический бланк, на котором по горизонтали отложены звуковые частоты, а по вертикали — интенсивность звука в децибелах. По данному графика возможно определить механизм снижения слуха, неслышимые частоты. Такой вид диагностики потери слуха является субъективным и подходит, когда нужна проверка слуха взрослым и детям старше 4 лет.

Импедансометрия (включает в себя тимпанометрию и акустическую рефлексометрию) – метод исследования среднего уха, не требующий участия пациента. В норме звуковая волна попадает в наружное ухо и проходит через среднее ухо к овальному окну лабиринта (внутреннему уху). Отклонения – повреждения барабанной перепонки, скопление жидкости в полости среднего уха, рубцовые изменения, нарушение целостности цепи слуховых косточек, изменения в евстахиевой трубе приводят к нарушению проведения звуковых колебаний и снижению остроты слуха.

Как проводится импедансометрия? В ухо пациента вводится зонд, через который подается звуковой стимул и происходит изменение давления в наружном слуховом проходе. Возникающие в ответ на стимуляцию рефлексы регистрируются в графическом и цифровом виде.

Результат исследования. Полученные данные позволяют оценить состояние среднего уха, барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Помогают в диагностике таких заболеваний, как различные виды отитов, отосклероз, поражения слухового нерва, слуховых проводящих путей. А также необходимы для дифференциальной диагностики тугоухости (на определение кондуктивной или сенсоневральной тугоухости).

Грамотно проведенная диагностика потери слуха позволит выявить вид, степень и причины снижения слуха и, при необходимости, разработать план дальнейших обследований, включая консультации врачей других специальностей (невролога, отоневролога, отохирурга), а также реабилитационных мероприятий, в том числе слухопротезирования. Приведенные выше методики диагностики слуха являются основными и наиболее современными. При необходимости, могут проводиться дополнительные исследования в зависимости от каждого конкретного случая.

Я проверил слух, что дальше?

После проведения диагностики слуха, следует расшифровать результаты и поставить диагноз.

1. При обнаружении воспалительных процессов и других кондуктивных нарушениях, следует обратиться к оториноларингологу (ЛОРу). Врач назначит препараты и необходимые процедуры.

2. При обнаружении заболеваний внутреннего уха (сенсоневральная тугоухость) требуется консультация врача-сурдолога.

В Центре “Мелфон” принимают врачи сурдологи-оториноларингологи с многолетним опытом, которые комплексно занимаются диагностикой слуха и последующей коррекцией при помощи слуховых аппаратов. Записывайтесь на прием по тел.: +7 (495) 640-04-41, либо через форму онлайн-записи.


Шиманская
Елена Ивановна

Кандидат медицинских наук,
врач-сурдолог-оториноларинголог
Стаж по специальности более 30 лет
взрослый и детский прием,
особо сложные случаи


Козлов
Андрей Борисович

Врач-сурдолог-оториноларинголог
Стаж по специальности более 15 лет,
взрослый прием

Авдиенко
Елена Владимировна

Врач-сурдолог-оториноларинголог
Стаж по специальности более 15 лет,
взрослый прием

Лебедева
Марина Юрьевна

Врач-сурдолог-оториноларинголог
Стаж по специальности 15 лет,
взрослый и детский (с 5 лет) прием

Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.

Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог

Читать еще:  Тромбоцитоз обследование. Причины и лечение тромбоцитоза. Диагностика и группы риска

Диагностика остроты слуха

Шум в метро и на улице, дискотеки, прослушивание плеера, а также многие заболевания могут привести к снижению слуха. Как вовремя распознать начало болезни?

Для чего и у кого проводится исследование слухового анализатора, или уха? Какие методы при этом используются? Где и как это происходит? И что, собственно, определяется?

Функциональная характеристика слухового анализатора важна как для диагностики заболеваний уха, так и для некоторых профессий. Особенно важным является обследование детей с целью выявления нарушений слуха и профилактики тугоухости. Наконец, методы функционального исследования уха играют большую роль при выборе приборов, улучшающих слух. Для решения каждой из упомянутых задач имеются свой объем и методы исследования. Иногда картина заболевания бывает настолько ясна, что самые несложные приемы позволяют поставить диагноз. В других случаях для решения вопроса о характере и уровне поражения необходимо применить весь арсенал способов, вплоть до самых сложных.

В настоящее время применяют три основных метода исследования слуха: живой речью, камертоном и электрическим генератором звука – аудиометром.

Исследование слуха живой речью – наиболее простой и доступный метод, обязательная часть любого исследования слуха – производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости речи шепотом. Нормальное ухо слышит ее на расстоянии 15–20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов: те слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м; слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем слышны на расстоянии 20–25 м.

Исследование слуха с помощью камертона. Преимуществом метода являются относительная простота устройств, ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени, портативность и сравнительно хорошая чистота звука. С помощью камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.

При исследовании воздушной проводимости исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и, если слышит, то каким ухом.
При определении порога костной (тканевой) проводимости ножку камертона плотно приставляют либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливают продолжительность восприятия камертона больным. При этом получают суммарный эффект от обоих ушей.

Аудиометрия (от лат. audio – слышать и греч. metreõ – измерять) – это метод исследования остроты слуха с помощью электрического генератора звука – аудиометра (рис.). Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т.е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

К его преимуществам относятся:

  • возможность дозировать интенсивность звуковых сигналов в децибелах;
  • проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком;
  • осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т.п.).

Аудиометрия дополняет другие исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать его функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности.

Исследование проводят в звукоизолированных камерах. Испытуемому надевают наушники для оценки воздушной проводимости и вибратор на сосцевидные отростки для оценки костной проводимости. Для каждого уха измеряют порог восприятия звуков частотой от 125 до 8000 Гц. По итогам исследования строят графики (аудиограммы) в децибелах, результаты заносят на специальные бланки в виде графиков — аудиограмм. В зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации различают: тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную аудиометрию.

Метод речевой аудиометрии широко используется в медицинской практике. Он дает возможность количественно оценивать слуховую функцию по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорную речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофон), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого.

Для исследования слуха у детей старше одного года применяют условно-рефлекторную аудиометрию, которая заключается в одновременном предъявлении звука и света и выработке таким образом условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала.

Для обследования детей используют также массовую речевую аудиометрию. Берут определенный уровень громкости, при котором дети с нормальным слухом правильно записывают 50% продиктованных (магнитофоном) слов, затем, то же самое повторяют при более высоком уровне громкости и в заключение определяют процент разборчивости. По сделанным записям легко отобрать детей, которые требуют специального обследования.

Эксперт: Никулина Татьяна, оториноларинголог

Исследования слуха

Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т.е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувствительность уха определяется порогом слуха для данной частоты, то практически исследование слуха заключается главным образом в определении порогов восприятия для звуков разной частоты.

Исследование слуха речью.

Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека – служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шёпотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шёпотной и громкой речи, всё же имеются.

Для того чтобы придать шёпотной речи более или менее постоянную громкость, рекомендуют произносить слова, пользуясь воздухом, остающимся в лёгких после спокойного выдоха.

Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шёпотной речи на расстоянии 6-7м. восприятие шёпота на расстоянии меньше 1м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шёпотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

Как было выше указано, звуки речи характеризуются формантами разной высоты, т.е. могут быть более или менее “высокими” и “низкими”.

Подбирая слова, состоящие из одних высоких или низких звуков, можно отчасти дифференцировать поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Для поражения звукопроводящего аппарата считается характерным ухудшение восприятия низких звуков, выпадение же или ухудшение восприятия высоких звуков указывает на поражение звуковоспринимающего аппарата.

Для исследования слуха шёпотной речью рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные у, о, из согласных – м, н, в, р, например: ворон, двор, море, номер, Муром и т.п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.

При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью.

Читать еще:  Слоятся ногти у ребенка после вируса коксаки. Коксаки вирус у детей и взрослых, симптомы и лечение

Вначале применяют речь средней, или так называемой разговорной громкости, которая слышна на расстоянии примерно в 10 раз большем, чем шепотная. Для придания такой речи более или менее постоянного уровня громкости рекомендуется тот же приём, который предложен для шёпотной речи, т.е. пользоваться резервным воздухом после спокойного выдоха. В тех случаях, когда и речь разговорной громкости различается плохо или совсем не различается, применяется речь усиленной громкости (крик).

Исследование слуха речью производится для каждого уха отдельно: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противоположное ухо заглушается пальцем (желательно – смоченным водой) или влажным комком ваты. При заглушении уха пальцем не следует с силой нажимать на слуховой проход, так как это вызывает шум в ухе и может причинить боль.

При исследовании слуха разговорной и громкой речью выключение второго уха производят при помощи ушной трещотки. Затыкание второго уха пальцем в этих случаях не достигает цели, так как при наличии нормального слуха или при небольшом понижении слуха на это ухо громкая речь будет различаться, несмотря даже на полную глухоту исследуемого уха.

Исследование восприятия речи надо начинать с близкого расстояния. Если исследуемый правильно повторяет все предъявляемые ему слова, то расстояние постепенно увеличивается до тех пор, пока большинство произнесённых слов окажется неразличённым. Порогом восприятия речи считается наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявленных слов.

Если длина помещения, в котором производится исследование слуха, недостаточна, т.е. когда все слова оказываются хорошо различаемыми даже на максимальном расстоянии, то можно рекомендовать такой приём: исследующий становится спиной к исследуемому и произносит слова в противоположном направлении; это приблизительно соответствует увеличению расстояния вдвое. При исследовании слуха речью необходимо учитывать, что восприятие речи является очень сложным процессом. Результаты исследования зависят не только от остроты и объёма слуха, но и от способности различать в слышимом такие элементы речи, как фонемы, слова, их соединения в предложения, что в свою очередь, обусловлено тем, насколько исследуемый овладел звуковой речью.

В связи с этим, исследуя слух при помощи речи, нужно считаться не только с фонетическим составом, но и с доступностью применяемых слов и фраз для понимания. Без учёта этого последнего фактора можно прийти к ошибочному заключению о наличии тех или иных дефектов слуха там, где на самом деле этих дефектов нет, а имеется лишь несоответствие применяемого для исследования слуха речевого материала уровня речевого развития исследуемого.

При всей своей практической значимости исследование слуха речью не может быть принято как единственный метод определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот метод не вполне объективен как в смысле дозировки силы звука, так и в отношении оценки результатов. [1, 36-38]

Исследование слуха камертонами. Более точным методом является исследование слуха при помощи камертонов. Камертоны издают чистые тоны, причем высота тона (частота колебаний) для каждого камертона постоянна. В практике применяются обычно камертоны, настроенные на тон С (до) в разных октавах, включающие камертоны Ср С, с, с1 с2, с3, с4, с. Исследования слуха производятся обычно тремя (С128, С3] 2, С2048 или С4096) или даже двумя (С128 и С2048) камертонами.

Камертон состоит из ножки и двух браншей (ветвей). Для приведения камертона в состояние звучания бранши ударяют о какой-либо предмет. После того как камертон начал звучать, не следует прикасаться к его браншам рукой и нельзя дотрагиваться браншами до уха, волос, одежды исследуемого, так как это прекращает или сокращает звучание камертона. При помощи набора камертонов можно производить исследование слуха, как в отношении его объема, так и в отношении остроты. При исследовании объема слухового восприятия определяется наличие или отсутствие восприятия данного тона хотя бы при максимальной силе звучания камертона.

У пожилых людей, а также при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата объем слуха уменьшается за счет выпадения восприятия высоких тонов.

Исследование остроты слуха камертонами основано на том, что камертон, будучи приведен в колебание, звучит в течение определенного времени, причем сила звучания уменьшается соответственно уменьшению амплитуды колебаний камертона и постепенно сходит на нет. Ввиду того что продолжительность звучания камертона зависит от силы удара, при помощи которого камертон приведен в состояние звучания, эта сила должна быть всегда максимальной. Низкие камертоны ударяют браншами о свой локоть или колено, а высокие о край деревянного стола, о какой-либо другой деревянный предмет. При помощи камертонов можно исследовать остроту слуха как по воздушной, так и по костной проводимости. Для исследования:

воздушной проводимости бранши приведенного в состояние звучания камертона подносят к наружному слуховому проходу исследуемого уха и определяют продолжительность звучания камертона, т.е. промежуток времени от начала звучания до момента исчезновения слышимости звука.

Костную проводимость исследуют, прижимая ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку исследуемого уха и определяя промежуток времени между началом звучания и прекращением слышимости звука. Исследование воздушной и костной проводимостей имеет существенное диагностическое значение, так как дает возможность определять характер поражения слуха: поражена ли в данном случае только функция звукопроводящей системы или имеется поражение звуковоспринимающего аппарата.

При нормальном слухе, а также при поражении звуковоспринимающего аппарата звук через воздух воспринимается дольше, чем черт кость а при нарушении звукопроводящего аппарата костная проводимость оказывается одинаковой с воздушной и даже превышает её. Ножку звучащего камертона ставят на середину темени, если у исследуемого имеется одностороннее поражение слуха на одно ухо, то при этом опыте отмечается так называемая латерализация звука. Она заключается и том, что в зависимости от характера поражения звук будет передаваться в ту или другую сторону.

При длительном непрерывном звучании камертона наступают явления адаптации слухового анализатора, т. е понижение его чувствительности, что ведёт к укорочению времени восприятия звучания камертона. Для того чтобы исключить адаптацию, необходимо при исследовании как воздушной так и косной проводимости времени (каждые 2-3 секунды) отводить на 1-2 секунды камертон от исследуемого уха или от темени и затем подводить обратно.

Существенный недостаток камертонов заключается в том, что издаваемые ими звуки не обладают достаточной интенсивностью для измерения порогов при очень больших потерях слуха. Низкие камертоны дают уровень громкости над порогом всего 25-30 дБ, а средние и высокие – 80-90 дБ. Поэтому при исследовании камертонами лиц с большой потерей слуха могут быть определены не истинные, а ложные дефекты слуха, т.е. найденные пробелы слуха могут не соответствовать действительности. [1,38-41]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]